Обществознание 10 класс
Тема урока: Поиски социальной макротеории
На этом уроке вы повторите иознакомитесь с подходами к изучению истории, поймете смысл и направленность общественного развития, исследуете типологию цивилизаций;
Понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка»
Прочитайте теоретический материал и составьте по нему краткий конспект.
Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва различаем. Какие же трудности мы встречаем при изучении далекого прошлого?
Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.
Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.
Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.
Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный.
- Понятие «цивилизация»
Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100- 150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).
Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.
Запись в тетрадь
Под цивилизацией понимают:
• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);
• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);
• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);
• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).
Существуют множество определений цивилизации. Наиболее употребительное:
Запись в тетрадь: Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций принадлежит
-основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития.
-Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего.
-Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда.
Запись в тетрадь: Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.
Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.
Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:
• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.);
• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.
О возникновении цивилизации
Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.
Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.
В экономической сфере произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Для характеристики этого перехода используют понятие «неолитическая революция» (7-5 тыс. лет до н. э.). Имели место три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли). Возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.
В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь играли войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.
В политико-правовой сфере в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры). Формировались первые государства, имевшие форму городов-государств. В них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, 3 тыс. лет до н. э.).
В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.
Запись в тетрадь: Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:
• с глубокой древности до рубежа IV—III тысячелетий до н. э. - первобытность;
• с рубежа IV—III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;
• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;
• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;
• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.
Эта периодизация не является универсальной.
Для более подробной характеристики двух подходов к изучению истории давайте разобьемся на творческие группы.
Группа 1 работает с п. 1 «Теория локальных цивилизаций» § 13 и документами.
Группа 2 работает с п. 2 «Теория общественно-экономических формаций» § 13 и документами.
Группа 3 работает с п. 3 «Теория постиндустриального общества» § 13 и документами.
Все группы должны наглядно презентовать результаты своей работы.