Представители: Д. Белл
Учение О. Тоффлера
«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.
«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.
«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.
Теория У. Ростоу. «Стадии роста»
2. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия
Давайте подведем итоги того, о чем говорили сегодня на уроке. Мы познакомились с двумя подходами в изучении истории развития человечества. Посмотрите на таблицу.
Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов
Характеристика | Подход | |
Формационный | Цивилизационный | |
Достоинства | Позволяет: • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; • представить историю человеческого общества как единый процесс; • установить определенные законы исторического развития общества; • предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов | Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.). Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
Недостатки | Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций. Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов | При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
Общее:
• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;
• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;
• эти переходы носят характер революционных изменений.
Различия:
• главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;
• роль духовных факторов.
Закрепление
Вопросы и задания для письменного ответа!!!
- Когда появилось понятие «цивилизация»?
- Что оно означает?
- Дайте краткую характеристику цивилизации.
- Что собой представляет классификация (типология) цивилизации.
- Какие изменения пережили народы, переходящие к цивилизации?
- Какова периодизация цивилизаций на линейно-стадиальной основе.
Домашнее задание: Выучить конспект.