Это движение также очень выгодно против того, кто убегает назад. Оно более практично на открытой местности, чем в ограниченном пространстве "salle d'armes", заполненного фехтовальщиками. Оно заключается в смещении в одну, или в другую сторону, чтобы заставить оппонента изменить свое положение и переместить его в менее выгодную позицию (чтобы поставить его против света, вывести его на яму или другое препятствие позади). Траверс влево выполняется движением левой ногой на 15 см с линии влево с последующим подстановкой правой ноги на новую линию. При траверсе вправо правая нога движется первой, левая следует за ней. Необходимо строго придерживаться этих инструкций, чтобы избежать скрещивания ног, которое может быть связано с большой опасностью.
Проходящий шаг
Это движение было особенно популярно среди мечников древних школ, вплоть до времени первых Анжело. Но с тех пор оно полностью вышло из употребления у почитателей сабли и рапиры, т.к. в практике с ними оно сильно опасно. Оно применялось главным образом в том, что называется "управлением" либо персоной, либо оружием противника. Однако, оно приемлемо, аиногда даже и необходимо, при использовании сабли против штыка, а также при манипуляции коротким мечом-штыком или кинжалом, которому я намерен посвятить несколько страниц. Проходящий шаг заключается в продвижении вперед с задней ноги, и выносе ее на полный шаг перед другой ногой.
Управление
Управление, то есть, захват либо персоны, либо оружия противника, как и проходящий шаг, считается устаревшим в современных фехтовальных залах, хотя в старые времена оно составляло постоянную часть системы обучения. И оно, по-видимому, должно было оставаться значимым и полезным, пока гражданский меч был необходимым атрибутом костюма джентльмена, и обращение к нему, несомненно, сохранило многие жизни в "случайных встречах" и внезапных ссорах, которые были тогда обычным явлением в повседневной жизни.
|
Хотя это движение может показаться грубой шуткой в фехтовальном зале современности, существует еще один вид обстоятельств, при котором, я думаю, оно допустимо. Это возможно в случае, когда оппонент стремительно приблизился настолько, что оказался нос к носу с вами, и пытается протиснуться, чтобы ударить вас рукой, отведенной назад, либо заколоть (что более опасно), либо порезать внизу ноги. Такое грубое поведение само по себе очень похоже на грубую шутку, и если оно продолжается, требует особого ответного действия.
Лоннерган, например, предписывает, в качестве лекарства для джентльменов подобного рода, бросок навершием в лицо. Но я считаю, что замешательство оппонента можно вызвать более мягким образом, в частности способом, рекомендованным de Liancour (1686), приводящим противника в состояние полной беспомощности.
Это действие выполняется так: сделайте полную вольту (вместо "управления" можно выполнить из этой "вольты" удар 1 поперек лица или шеи, ведя клинок вдоль как будто рубите лезвием), или повернитесь кругом на пальцах правой ноги, пронося левую позади, одновременно переложив оружие в левую руку, которая должна взять его за клинок у гарды. Затем пронесите правую ногу снова за левую, становясь на одну линию с противником, с его левой стороны, лицом в ту же сторону, куда смотрит и он. Одновременно с этим, поместите свою правую руку поперек его тела и схватите либо за щиток его оружия, либо за правое запястье, а своей левой рукой приставьте острие своего клинка к его шее. |
Синхронность (атака в темп)
|
Является, по определению Роворта, точным и рискованным броском в ударе или уколе в любое раскрытие, которое может возникнуть, когда ваш противник изменяет свою позицию. Например, если он переходит из внутренней к наружной стойке, или снаружи внутрь небрежным образом, его запястье, а часто и вооруженная рука выше локтя, раскрываются. Такая же возможность имеет место, если в свои финты он вовлекает руку, вместо того, чтобы делать их легко, от запястья.
Рассчитанный во времени (синхронный) удар нельзя путать со встречным ударом, заключающимся в атаке противника во время выполнения им своей атаки, не предпринимая каких-нибудь попыток защититься или ускользнуть.
Ускользание (уход)
Ускльзание - по Альфиери, 1640. Линия А показывает альтернативный удар по внутренней стороне лица, линия В - удар по руке наружу. |
Это очень древнее движение. Я нашел упоминание о нем у Алфиери (1640), и его рекомендовали применять Годфри, Лоннерган, Роворт и Анжело.
По словам Роворта, ускользание заключается в:
"отдергивании части тела (руки или ноги), в которую противник направляет свой удар, для того, чтобы его оружие, лишенное ожидаемого сопротивления, могло увести его руку из защитной позиции, таким образом, предоставляя раскрытие для удара."
Мастер | Ученик |
Удар 4 в ногу ученика | Прыгает в первую позицию, убирая свои бедра сильно назад, и наносит синхронный удар в лицо или руку, либо колет в грудь |
|
Если удар по ноге наносится внутрь, как удар 3, то синхронный удар должен быть также внутрь (удар 1).
Противофаза
Это действие используется с целью сорвать синхронный удар. Выполняется ложная атака с полувыпадом, чтобы спровоцировать противника на синхронный удар. Затем, после парирования этого удара, движение продолжается в форме рипоста в наиболее подходящую часть тела:
Мастер | Ученик |
Выполняет полувыпад и симулирует удар 4 Защита терцией, удар 1 над руками. | Ускользание ногой, удар 2 в руку. |
Освобождение
Заключается в разъединении с той стороны клинка противника, которой вы противопоставлены из-за его стойки, с целью применить атаку там, где может появиться такая возможность.
Исполняется либо ударом над острием, либо нырянием под клинок, как в фехтовании рапирой. Целесообразно освобождаться над клинком для удара, а под ним - для укола.
Сбив (батман)
Это силовое движение, совершаемое ударом сбоку по клинку противника, с целью получить раскрытие.
Выполняется так:
1. Мастер и ученик сошлись в кварте. Мастер желает форсировать раскрытие, чтобы нанести удар 2 с внутренней стороны клинка, который очень трудно парировать. Поэтому мастер поворачивает свою кисть в терцию, бьет спинкой своего клинка по слабой доле клинка ученика, принуждая его уйти с линии влево, и немедленно наносит удар 2 в правую щеку. Ученик, чтобы защититься, должен уступить острием и принять удар высокой октавой.
2. Пара сошлась в терции. Мастер поворачивает кисть в кварту и спинкой клинка принуждает оружие ученика уйти вправо. Затем он наносит удар 1 снаружи клинка ученика.
Ученик должен уступить острием и парировать высокой примой.
Замечание: Эти две итальянские защиты применяются только для защиты от верхних атак.
Сдвоенная атака
Это повторная атака, выполняемая очень быстро, когда противник пренебрегает рипостом после защиты. Чтобы исполнить ее, необходимо немного отвести стопу из выпада и сделать свежую атаку в другую часть тела, до того, как противник найдет время, чтобы собраться и снова принять стойку.
Сдвоенную атаку нельзя путать с "ремизом", который представляет собой два удара, выполненных последовательно на одном и том же выпаде, и который считается плохим фехтованием, т.к. связан с риском получить рипост во время нанесения второго удара. Такой рипост на соревнованиях был бы засчитан как результативный.
Останавливающий укол
(Colpo di punta D'Arresto)
Полезен при бурном натиске со стороны противника. Фактически, это укол в темп. Нанесите укол в лицо или грудь противника, одновременно отодвигая назад заднюю ногу, пока не достигните позиции выпада.
Нижний останавливающий укол
Еще одна форма укола в темп, известная под названием "Passata sotto", сильно почитается итальянцами.
Чтобы ее выполнить, надо отодвинуть назад заднюю ногу, опустить тело так низко, как только можно вперед, и, поддерживая это положение, положив ладонь левой руки на землю, выполните укол. |
Эфес сабли держите высоко, чтобы обеспечить прикрытие.
Финты
Финт - это ложная атака, направленная в какую-нибудь часть тела противника с целью отвлечь его внимание и защиту, в то время как настоящая атака выполняется в другую часть тела.
Финт следует выполнять жестким быстрым движением одного запястья. Большое внимание должно быть уделено тому, чтобы руку не уводило этим движение (т.к. это может спровоцировать удар в темп). Как только противник отвечает на финт защитой, образовавшееся раскрытие должно быть атаковано точно и быстро.
Если боец уже выбрал место, куда будет бить, он должен решить, каким движением он может сдвинуть клинок противника в самую неудобную для парирования настоящей атаки позицию.
Сейчас я приведу, по моему мнению, самые эффективные финты:
Ложный удар 1 в левую щеку, и удар 4 по ноге
Ложный удар 2 в правую щеку, и удар 5 в левый бок.
Ложный удар 2 в правую щеку, и удар 3 по ноге.
Ложный удар 4 в ногу, и удар 2 в правую щеку
Ложный удар 4 в ногу, и удар 1 в левую щеку
Ложный удар 5 в левый бок, и удар 2 в правую щеку.
Ложный укол квартой в лицо, и удар 6 в правый бок.
Ложный укол квартой в лицо, и удар 4 по ноге.
Их удобно отрабатывать на чучеле (столб или мешок с опилками, установленный вертикально), обращая внимание на то, что финт должен выполняться непосредственно перед тем, как нога поднимется из второй позиции (это дает время для того, чтобы реальный противник смог среагировать на финт), а удар должен быть завершен сразу после того, как стопа коснется земли в позиции выпада. Это - единственный безопасный способ изучения безошибочного применения финта.
Урок по приему финта
Финт - это движение, предназначенное для обмана глаз и встряски нервов. Поэтому, необходимо тренировать ученика таким образом. чтобы он мог овладеть привычкой не прельщаться им. Учитель становится перед учеником и начинает атаковать конкретную названную зону, используя финт (не называя его), чтобы осуществить раскрытие. Так продолжается до тех пор, пока рука ученика не перестает двигаться в сторону зоны, подвергаемой нападению, и не начинает формировать защиту для реальной атаки. Тогда учитель должен назвать и работать по какой-нибудь другой зоне сходным образом.
Двойные финты
Эти движения требуют более чем обычного проворства, так как боец имеет высокий риск получить синхронный удар, пока выполняет финт. Но такой финт обладает преимуществом перед обычным, т.к. намного сильнее сбивает противника с толку:
Финт 1 и 2, удар 1 в лицо
Финт 2 и 1, удар 2 в лицо
Финт 2 и 1, удар 6 в правый бок
Финт 2 и 4, удар 2 в правую щеку
Финт 4 и 2, удар 4 в ногу
Финт 1 и 2, удар 5 в левый бок.
Уроки для отработки Ответов после Финтов
Мастер | Ученик |
Удар 1 Защита терцией. | Защита квартой, финт 4 и удар 2 |
Удар 2 Защита терцией | Защита терцией, финт 1 сверху, удар 2. |
Удар 2 Защита секундой | Защита терцией, финт 1 сверху, удар 6 или 4 |
Удар 2 Защита терцией | Защита терцией, финт 4, удар 2 |
Удар 3 Защита септимой | Защита септимой, финт 1 и удар 3 |
Удар 4 Защита секундой | Защита секундой, финт 2 и удар 4 |
Удар 4 Защита квартой | Защита секундой, финт 2 и удар 1 |
Удар 4 Защита септимой | Защита секундой, финт 2, удар 5 или 3 |
Вооруженная рука
Я согласен с итальянцами в том, что лучше предложить специальный набор уроков для атаки и защиты руки, которая, будучи самой выступающей частью тела, легче всего может быть ранена. Мастер должен указать на то, что части руки наиболее подвержены атакам в различных позициях защиты.
Уроки для атаки вооруженной руки
Мастер | Ученик |
Освободиться сверху и ударить вертикально снаружи, атакуя руку прямо над перчаткой, выгибая кисть так, чтобы рука и сабля образовывали угол (т.о., острие клинка бьет за пределами щитка противника. | Защита терцией (сильная) |
Освободиться сверху, удар 6 в руку | Защита низкой терцией |
Из терции освободиться сверху и ударить вертикально внутрь | Защита квартой |
Освободиться сверху, удар 5 по руке. | Защита низкой квартой. |
Задним лезвием
Мастер | Ученик |
Из кварты. Финт острием в лицо, удар под запястьем задним лезвием | Защита низкой квартой |
Из терции. Финт острием в лицо, удар снизу ложным лезвием | Защита низкой терцией |
Против высокой секунды: оставаясь в средней стойке. Выдвинуть острие под кисть противника, рубить вертикально вверх ложным лезвием | Защита опусканием кисти и приемом удара на щиток - вид низкой терции. |
Синхронный удар ложным лезвием на атаку выдвинутой ноги.
Мастер | Ученик |
Удар 4 | Прыгнуть в первую позицию пронося эфес через позицию подвешенной стойки, бросить ложное лезвие снаружи руки противника |
Комбинации рипостов
Эти упражнения призваны подвести молодого фехтовальщика к "штурму" или свободному бою. Они состоят из серий групп атак, защит и рипостов. По-видимому, они должны быть обязаны своим происхождением мистеру Джону Тэйлору, мастеру конца 18 века, которого я уже упоминал, и у которого мистер Анжело, как он сам признался, заимствовал свою систему обучения боя палашом, на которой основаны упражнения для пехотного меча 1842 года.
"Десять уроков мистера Джона Тэйлора" появляются не только у Анжело-Роландсона, но также и в редакции 1804 года Ровортовской книги "Искусство пешей защиты палашом и саблей".
Каждый урок серии необходимо повторять до тех пор, пока ученик не начнет выполнять движения с достаточной быстротой и точностью. Начинает мастер (затем надо поменяться ролями, и начинать будет ученик)