Как подобает стоять во храме православному христианину




О поклонах при Богослужении

"Вся благообразно и по чину да бывают"
(1 Кор. 14, 40)

О поклонах при всяком богослужении

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

- при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

- на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

- на «Отче наш...» (в начале) — поклон;

- в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) - поклон;

- при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

- на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

- на каждом иерейском возгласе — по поклону.

 

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

- в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» - 3 крестных знамения (без поклонов!);

- во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) - по земному поклону;

- на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения - по поклону;

- перед целованием святого Евангелия или святой иконы - 2 поклона;

- после целования - 1 поклон;

- на каноне, при всех припевах всех девяти песен - по поклону;

- на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» - по поклону;

- на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

- после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

 

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

- на всех иерейских возгласах — по поклону;

- после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

- на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

- на «Господи, спаси благочестивыя» - поклон;

- на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

- на Трисвятом - 3 поклона;

- на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него - по поклону;

- при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

- по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» - 3 поклона;

- в начале Символа веры - крестное знамение без поклона;

- в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых...» - поклон;

- на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

- на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» - земной поклон;

- при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пийте от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;

- по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) - земной поклон;

- после «Достойно есть» или Задостойника - поклон;

- на «Отче наш», в начале — земной поклон;

- на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;

- на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

- при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

- после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся - поясной;

- при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся - земной поклон, а причащавшиеся - поясной;

- при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

 

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, - преклонить голову, без крестного знамения;

- при отпусте без Креста - преклонить голову, без крестного знамения;

- при чтении Евангелия - стоять с преклоненной головой;

- при каждении - отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

- при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» - преклонить голову;

- при отпусте с Крестом - поклон с крестным знамением;

- при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

- при осенении молящихся свечами или рукою - поклон без крестного знамения.

 

Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор- составитель Е. Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.

 

 

От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. (90-е правило Шестого Вселенского Собора).

Надежда, предлагаю также ссылку, которая открывает причину канонического запрета на коленопреклонённые молитвы в воскресные дни:

Епископ Афанасий (Сахаров):

"Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7).
"Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17).

Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!"

Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫнаучают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы".

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.

Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, - характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.

В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета... https://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_...-cerkvi=3#i198

 

 

ВОПРОС:
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомийской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

 

Как подобает стоять во храме православному христианину

Статья "Как подобает стоять во храме православному христианину" была написана в 1928 году графом Юрием Павловичем Граббе - тогда молодым человеком 26 лет, в котором, однако уже безошибочно угадывался выдающийся деятель Церкви. "Спасибо Вам за солидное исследование" - писал автору Митрополит Антоний (Храповицкий) друг и учитель будущего протопресвитера Георгия Граббе, а затем Епископа Григория, известного канониста и долголетнего бессменного управителя Русской Православной Церкви Заграницей. Работа о церковных поклонах занимает особое место среди творений Епископа Григория, поскольку является подробным исследованием на эту тему в русской церковной литературе.

"Вся благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40)

"Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино яко же и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя... да будут вси едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино" (Ин, 17, 11,20,23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указываются нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? - Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви: "да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них" (Ин. 17, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело - Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. "Учитель мира и Наставник единства, - говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, - прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе.

В самом деле, мы не говорим: "Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь"; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь народ - составляем одно".

Но помимо такой необходимости общей молитвы, следует помнить, что сила последней во многом зависит от её единодушия. Кому приходилось участвовать в общественных молитвах в моменты бедствий, тот по собственному опыту знает, что тогда все соединяются, проникнутые общим чувством, весь народ невольно, в один голос, поёт многие песнопения и создаётся совершенно исключительное настроение, при котором молитва делается лёгкой и более, чем обыкновенно, горячей. Как же создавать такое единодушие и за повседневными богослужениями?

Если бы мы были более совершенны, этого вопроса и ставить не приходилось бы. Нам приходится его ставить потому, что, по оскудению любви, мы мало чувствуем своё единство и редко вникаем в смысл богослужения, за которым только присутствуем, не принимая в нём подлинного участия, оставаясь почти исключительно зрителями. Для устранения этого печального явления надо приветствовать вновь входящее в обычай в некоторых приходах общее пение. Но, кроме того, важно, чтобы и обрядовая сторона нашего стояния в храме тоже вела нас к единству в молитве.

Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении.

В подчинении правилам и обычаям церковным, относящимся к символическим движениям, проявляется также наше послушание Церкви и стремление ни в чём решительно не отделяться от своих братьев во Христе. Поэтому и в келейной, т.е. домашней молитве следует соблюдать применяемые при совершении её правила о символических движениях, дабы всё существо наше, как душа, так и тело, принимали участие в молитве.

По учению св. Иоанна Дамаскина, "так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому, как и поём, как умом, так и телесными устами...". Положенные уставом движения - крестное знамение и поклоны - не только являются исповеданием символически чувств, выражаемых ими, но, по связи между душой и телом, служат также духовной собранности молящегося.

В отношении же общей молитвы надо иметь в виду, что даже в мирских делах легко заметить, как единство движения способствует единству духа. Кого не захватывает, когда большая воинская часть по команде одновременно производит одно и то же движение, являясь как бы огромным единым организмом? Мы знаем, что именно членами такого организма чувствуют себя все входящие в состав части отдельные воины. Таково свойство человеческой природы и это свойство, очевидно, было учтено Святой Церковью, которая в своём писаном уставе и устном предании поучает нас, как стоять в храме, дабы мы во время богослужений являли единство не только по содержанию возглашаемых молитв, но и в движениях и, кроме того, дабы мы крестились и клали поклоны так, как это нужно соответственно содержанию того или иного праздника и момента богослужения.

"Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем", - говорится в Типиконе на понедельник 1-ой недели Великого поста.

Насколько это верно, насколько действеннее и легче становится при выполнении Устава общая молитва, можно видеть на примере великопостных служб. Только на этих службах, особенно во время говенья, большинство из нас, обычно стоящих во храме как придётся, с некоторым вниманием относится к своим поклонам. А всякий из нас, добросовестно заглянув себе в душу, должен будет признать, что если у него на великопостных службах молитвенное настроение выше обыкновенного, то в поднятии его большое значение имеют одновременные, единодушные поклоны всех молящихся в положенных местах богослужения.

Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. "О поклонех и молитве церковное законоположение"). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые "не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.

Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.

Страшно обаче реку, да не неведуще отеческого утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в православную неделю святаго поста, соборное святаго седмаго вселенскаго собора сице: Вся, кроме церковнаго предания и учения и изображения святых и приснопамятных Отец, обновляемая или посем содеянная, анафема".

О том, насколько важно соблюдение всех церковных уставов, хорошо учит благодатный истолкователь церковного богослужения св. Симеон Солунский. "Нет, - говорит он, - ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Что Бог, как говорит Богоглаголивый, несть нестроения Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на небе?… Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми приложениями и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святый чин, получить от Бога многоразличную мзду".

Но если, как видно из всего сказанного выше, важно нам всем стоять во храме, как учит тому вековой церковный устав и благочестивое предание, то с сожалением приходится заметить, что почти никто из мирян с ними не знаком. Последующие строки имеют целью познакомить с некоторыми руководящими указаниями относительно поведения в храме вообще и, в частности, за повседневными богослужениями.

Храм есть дом Божий, в нём пребывает Господь, в нём совершаются великие Таинства, в нём приносится бескровная жертва. Поэтому входить в него и пребывать в нём должно с благоговением.

Перед дверьми храма, при входе и выходе из него, надо осеняться крестным знамением и полагать малый, или поясной поклон. Поясной поклон по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста) совершается стоя: "елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли, не падая коленами, ниже главу преклоняти до земли".

Войдя во храм, надо полагать три поясных поклона, а в Великий пост - земных, трижды произнося про себя "Боже, очисти мя, грешнаго". Затем, приложившись в приличное сему время к иконам (желательно до начала службы), мужеский пол становится на правой стороне храма, а женский пол - на левой.

Крестное знамение имеет громадное значение и потому должно совершаться очень благоговейно. Когда ограждаем себя крестным знамением, то как бы видимым образом налагаем на себя крест Христов, тогда между нами и Отцем Небесным, так сказать, находится на кресте распятый Спаситель наш.

Когда мы знаменуем себя св. крестом, то он, по изъяснению св. Амвросия Медиоланского, "является нам печатию Христовою на чело, печатию на сердце, печатию на мышцах. На челе, - да всегда исповедуем Христа; на сердце - да всегда Его любим; на мышцах же - да благая делаем". Сложив персты правой руки во имя Св. Троицы, "полагая на главу или чело - исповедуем два некия сия, в вышних живущего Бога Отца и от Него родившегося Главу - Христа и якоже наше слово от ума происходит; полагая на живот - на землю и во ад нисшествие Сына Божия и иже во утробе Богоматери бессеменное зачатие; на правое плечо - яко сидит одесную Отца; на левое плечо - яко придет второе на суд и воздаст сущим ошуюю муку вечную, и сущим одесную - живот вечный; также при положении на плеча исповедуем Святаго Духа - везде сущаго и вся исполняющаго" - говорится в слове преп. Максима Грека в Иосифовской Псалтири.

Итак, крестное знамение должно класть с благоговением, сначала на лоб, потом на живот, потом на правое плечо, наконец, на левое плечо и после того завершать наклонением головы. Лучше совсем не креститься, чем делать это машинально, неблагоговейно махая рукой так, что знамение креста в сущности не получается. Нельзя перебивать крестное знамение преждевременным поклоном - это не без основания называется "ломанием креста", которому радуются бесы.

Если вообще пребывание во храме должно быть благоговейным, то особенным благоговением должно отличаться наше отношение к алтарю. В алтарь, как святая святых, никому из непосвященных, по 19-му правилу Лаодикийского Собора, входить не полагается, но если есть необходимость войти в него или пройти через него, то следует делать это с величайшим благоговением и страхом Божиим. При входе в алтарь кладётся, оборотясь к престолу, три земных поклона, а в дни, когда таковые не полагаются (см. ниже), - три поясных поклона, потом, оборотясь к иконе, стоящей на горнем месте, - один поясной поклон.

Если непосвящённым запрещается входить в алтарь, то тем более не должно им ходить вокруг престола. Если же и к этому вынудит необходимость, то делать это надо с великим благоговением, проходя в возможно дальнейшем расстоянии от престола. Совсем нельзя мирянам проходить между престолом и царскими вратами.

Прикладываясь ко святым иконам и другим священным предметам, надо класть два земных (а в дни, когда они отменяются, - поясных) поклона до прикладывания, и один - после (всего три).

При каждении народу, при благословении его священнослужителями рукою или дикирием и трикирием (при архиерейском служении) надо наклонять голову. Если же благословение совершается Святыми Дарами, Евангелием или крестом, то перед поклоном следует осенять себя крестным знамением.

Молитва наша сопровождается символом христианства - крестным знамением, наклонением головы в знак смирения и почтения, а также поясными и земными поклонами (падая на колени и "главу преклоняя до земли", а затем сразу поднимаясь). Кроме того, бывает и лежание ниц с главой преклоненной до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Св. Духа или при великом входе на литургии преждеосвященных Даров. Под влиянием инославного Запада вошло кое-где в употребление и стояние на коленях. Православный устав и обычай такого стояния не знают, оно не имеет места в православной обрядности.

С православной точки зрения оно или не имеет никакого внутреннего смысла или выражает чувства полного рабства, несвойственное нам, как сынам Божиим, хотя мы, в знак смирения и послушания воле Его, и называем себя рабами Божиими. Наоборот, земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.

В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем.

Особенно твёрдо устанавливается это правило для дней Пятидесятницы (от Пасхи до Духова дня) и всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию. Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. "Поелику, - говорится в этомправиле, - есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области всё было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу". Какое значение придаёт этому Церковь, видно из того, что постановление это повторяется ещё в ряде правил, причем VI Вселенский Собор в 90 правиле разъясняет, что воздерживаться от земных поклонов в знак почитания воскресения Христова следует, начиная с вечернего входа в субботу до вечернего входа в воскресение. Это разъяснение распространяется и на другие перечисленные выше дни.

О каких поклонах тут идет речь? На обычной (не великопостной) вечерни нет таких моментов, когда полагались бы земные поклоны, а потому это приходится отнести к тем поклонам, которые кладутся пред святыми иконами, при входе в алтарь и т.п.

Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его "О Святом Духе". Он говорит: "В первый день седмицы [воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.

Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо".

Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине.

Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения.

В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.

Свято храня это церковное законоположение, св. Василий Великий, составив молитвы Святому Духу, читаемые с коленопреклонением в день Св. Пятидесятницы, установил, чтобы прочитывались они на вечерни не воскресения, а понедельника, которая у нас совершается в воскресение сразу после литургии. Об этом так пишет Матфей Властарь: "Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке.. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа - первого по полудни".

Православные христиане приняли от Св. Отец и исполняют во всём мipе следующие обычаи молитвы и поклонов в церкви:

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на "аллилуия" три раза.

2. В начале "Верую".

3. На отпусте "Христос истинный Бог наш".

4. В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий (чтений на вечерне).

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него, осеняя себя крестным знамением, творят три малых (поясных) поклона, глаголя: "Создавый мя, Господи, помилуй". "Боже, милостив буди мне грешному". "Без числа согреших, Господи, прости мя".

2. При каждом прошении ектений.

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.

4. При возгласах: "Примите, ядите", "Пийте от нея вси" и "Твоя от Твоих", "Святая святым".

5. При словах "Честнейшую херувим".

6. При каждом слове "поклонимся", "поклонение", "припадем".

7. Во время слов "аллилуйя", "Святый Боже", и "Приидите, поклонимся", и по возгласе "Слава Тебе, Христе Боже", перед отпустом - по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым.

9. После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).

10. На литии после каждого из первых трёх прошений ектении по 3 поклона, после двух остальных - по одному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: