Глава 3. Оценка показателей рентабельности на примере ЗАО «Санаторий «Актер»»




 

Для анализа были взяты документы за три отчетных года – 2001, 2002, 2003 (Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»). Содержит сведения о текущих финансовых результатах предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые для этого показателя: прибыль (убыток) от реализации продукции, финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций, доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, выражающий степень доходности выпускаемой продукции.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они изменяют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

K1r = Pp / N,

где N- выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Pp – прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность продаж рассчитывается по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» стр. 050 (Прибыль (убыток) от продаж) / стр. 010 (Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)).

Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение рентабельности продаж свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия.

Динамика рентабельности продаж и предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика рентабельности продаж и предприятия

 

  На 01.01.2002 г. На 01.01.2003 г. На 01.01.2004 г.
Тыс. руб. Тыс. руб. Изменение по сравнению с предыдущей датой Тыс. руб. Изменение по сравнению с предыдущей датой
Тыс. руб. % Тыс. руб. %
1. Рентабельность продаж [форма №2 стр. 050: стр. 010 * 100%] 17,3 32,2 + 14,9 86,12 77,02 + 44,8 139,19
2. Рентабельность предприятия [по бухгалтерской отчетности за 2001 г. стр. 140 ф. №2: стр. (399 - 390) ф. №1 * 100%); по бухгалтерской отчетности с 2002 г. стр. 140 ф. №2 / стр. 300 ф. №1 * 100%] 9,8 21,9 + 12,1 123,46 3,1 - 18,8 85,84

 

Как видно из таблицы 1, рентабельность продаж с 2001 года повышалась, чего нельзя сказать о рентабельности самого санатория, который в 2003 году стал заметно снижать свою рентабельность. Таким образом, предприятие не имело балансовых убытков, но при этом рентабельность продаж в 2001 году составила 17,3%, в 2002 – 32,2%, в 2003 – 77,02%.


Заключение

 

Представляя собой конечный результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой сложную экономическую категорию, поэтому возможны различные определения, интерпретации, представления.

Прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами, с экономической точки зрения. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и вначале отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2. общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Рентабельность продаж с 2001 года повышалась, чего нельзя сказать о рентабельности самого санатория, который в 2003 году стал заметно снижать свою рентабельность. Таким образом, предприятие не имело балансовых убытков, но при этом рентабельность продаж в 2001 году составила 17,3%, в 2002 – 32,2%, в 2003 – 77,02%.

Проанализировав все полученные данные можно сделать основной вывод, что из трех представленных отчетных периодов (2001, 2002, 2003 года) самым лучшим с финансовой точки зрения был 2002 год, а следовавший за ним 2003 – самым худшим.

Это можно объяснить спецификой туристического рынка, на котором работает санаторий «Актер», который подвержен сильным колебаниям, веяньям моды и экономической и политической ситуации как в стране, так и в мире в целом.

Кроме того, санаторий «Актер» является учреждением Союза Театральных Деятелей Российской Федерации, то есть не коммерческой организацией. Он полностью зависит от финансирования и не оставляет прибыль в своем распоряжении.


Список использованной литературы

 

1. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000.

2. Вейс Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства.- Красноярск: Дело, 2001. -.280.

3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2003.-с.383.

4. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.-М.:Дис,2004.-с.224.

5. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 1999. - №9.

6. Мордовцев А.А., Чуприн А. Н. и др. Рекомендации по организации внутрихозяйственного коммерческого расчета. Воронеж: тип. НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ, 2002.

7. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 392с.

8. Трубилин И.Т. и др. Государственное регулирование экономики / И.Т. Трубилин, В.В. Сидоренко, Н.Ф. Попов – Краснодар; КубГАУ, 2002.

9. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления.- М.: Экономика, 2003.-с.576.

10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 196с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: