Слово учителя. Презентация.




Тришкина Христина

ОБ-РЛ-41

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско".

Характеристика системы образов рассказа.

Цели урока:

Познавательные:

  • познакомить учащихся с рассказом «Господин из Сан-Франциско»;
  • помочь осмыслить авторскую идею кризиса цивилизации;
  • раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

  • развивать интерес к классической литературе;
  • развивать интерес к творчеству И.А.Бунина;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать умения выделять основные средства создания художественного образа, выделять основные средства создания образа;
  • развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к родной литературе;
  • воспитание эстетического восприятия окружающего мира, нравственных ценностей.

Задачи:

· проанализировать содержание рассказа;

· уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль;

· помочь обучающимся определить проблемы, поднятые автором;

· выявить роль замысла автора в создании образов героев, их роли в общей канве произведения;

· развивать монологическую речь;

· выделять значимые эпизоды из текста для анализа;

· выразительно читать.

Тип урока: урок-размышление

Формы проведения: анализ, беседа

Оборудование:

- презентация

- учебник литературы для 11 класса

- текст рассказа «Господин из Сан-Франциско»

 

Ход урока

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку. (1 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока. (6-7 мин.)

Стоит где-нибудь воздвигнуть храм Богу, как дьявол ставит рядом свою часовенку — и самая многолюдная паства оказывается у него.

Даниель Дефо

 

Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Новый Завет

 

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

Ф.М. Достоевский

 

Если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию.

Ф.М. Достоевский

 

Задание: ответить на вопрос. Как вы понимаете значение эпиграфов?

Фронтальный опрос.

- Цели и задачи ставит учитель (показаны на слайде)

3. Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

Учитель вместе с учениками в форме беседы вспоминают факты биографии И.А. Бунина, связанные со временем написания рассказа.

(презентация)

Весной 1910 года Иван Алексеевич Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911 годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско” (1916 г.). Бунин обладал изумительной силой изобразительности, он считал, что литература должна действовать на эмоции непосредственно, силой художественных образов.

 

4. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». (25 минут)

Слово учителя. Презентация.

В 1912 году, за три года до появления рассказа, погиб гигантский пароход "Титаник", на котором, помимо тысячи пассажиров, везли мумию египетского фараона. Как утверждают некоторые источники, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, причем погрузили ее туда неаккуратно, не соблюдая обрядов... В рассказе есть явные параллели с этой трагедией.

В 1915 году Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» - одно из своих сильнейших произведений обличительного характера, которое получило тут же всемирный отклик. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации; тема, которая так волновала писателя.

Буржуазная цивилизация явно зашла в тупик, она антинародна, она - рассадник аморализма и человекоубийства. Она стала бездушным механизмом уничтожения людей в колониях, метрополиях, на войне. Она и изнутри опустошила самих властителей мира, героев наживы и эксплуатации. Бунин отвергал этот уклад жизни не как старовер, а как писатель-гуманист. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. И вся эта цивилизация плывет на «Атлантиде», корабле, с названием материка, который некогда уже опустился на дно.

 

Учитель: Найдите в тексте описания героев рассказа, прочитайте самые яркие отрывки.

Учащиеся:

· командир, рыжий человек чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонный, похожий в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола…

· изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.

· наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный — тем, что крупные усы сквозили у него как у мертвого, в общем же милый, простой и скромный.

· знаменитая красавица, высокая, удивительного сложения блондинка с разрисованными по последней парижской моде глазами…

· седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами

· Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам…

Учитель: Как вы считаете, это люди? Или антропоморфные человеческие пороки и собрание «героев того времени»?

(ответы учащихся)

Учитель: Обособленно в галерее образов героев мы видим Деву Марию и Дьявола. Найдите описание в тексте и ответьте на вопрос: «Какова их роль в произведении?».

Учащиеся:

· Матерь Божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного Сына Ее.

· Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.

(ответы учащихся)

Учитель: Наконец портрет самого господина из Сан-Франциско. В названии рассказа сквозит одновременно и самоощущение богатого американца, и авторская ирония над этим, и характеристика унылой безликости главного героя. Он не свободен, он и не живёт, а только собирается жить, этот «человек со старым сердцем».

Найдите его портрет в начале рассказа и перед самой смертью.

Учащиеся:

· Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова.

· Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями — черные шелковые носки и бальные туфли, <…> и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело — и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах.

· …как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

· А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный...

Учитель: Сравните эти портреты.Как вы думаете, кто же такой господин из Сан-Франциско? Какие самые яркие черты этого героя мы можем выделить?

(ответы учащихся)

Учитель: Какую роль играют в рассказе «золотой телец» и корабль Атлантида?

· В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение корабля, — клокотали страшные в своей сосредоточенности силы, передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озаренный электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью, вращался в своем маслянистом ложе исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на жерло.

(ответы учащихся)

Учитель: Писатель “наградил” своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, «на острове снова водворились мир и покой», на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собою прекрасную Италию. Все в нем разительно контрастирует с господином из Сан-Франциско, хотя он тоже, как и тот, старик! И его спокойствие (он может стоять на рынке с утра до вечера), и его бессребреничество («он принес и уже продал за бесценок двух пойманных ночью омаров»), и то, что он «беззаботный гуляка» (его безделье приобретает нравственную ценность по сравнению с суетливой готовностью американца получать удовольствия).

Рассказ оканчивается авторским описанием обратного путешествия «Атлантиды» через океан в Америку. Благодаря этому описанию углубляется философское содержание произведения: пароход в трюме везёт тело господина из Сан-Франциско обратно в Америку, все жизненные планы героя рухнули, то есть, по убеждению Бунина, претензии человека на господство в мире призрачны. Даже гордость человеческого ума и рук, «Атлантида» − всего лишь щепка посреди океана, который в любую минуту может поглотить многопалубный, многотрубный корабль-город.

Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» не только не потерял свою актуальность, но исходя из сегодняшних реалий, требует нового осмысления.

 

5. Домашнее задание. (2 мин.) (На экране представлены все эпиграфы для записи)

Написать эссе (20-30 предложений) по одному из эпиграфов. Задание выполняется на отдельных листах.

 

6. Рефлексия. (5 мин.)

Ответ на вопрос: Можно ли считать, что Бунин дописывает последние предложения и ставит последнюю точку в рассказе, оставляя читателям надежду?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: