Состояние объектов социальной инфраструктуры характеризуется пятью коэффициентами.
4.3.4 Коэффициент обеспеченности жильем
Данный коэффициент рассчитывается на основе двух параметров: первый – обеспечение работников из других регионов ведомственным и арендным жильем; второй – удовлетворение спроса на жилье работников организации.
Первый параметр рассчитывается на основе:
1) определения доли предоставляемого жилья приезжим работникам (П s) к числу востребованных организацией:
, (12)
где P – потребность организации в работниках из других регионов;
К – численность работников из других регионов, не нуждающихся в жилье;
R – работники, арендующие жилье за счет организации;
V – работники, проживающие в ведомственном жилье организации;
2) определения качества предоставляемого жилья работникам из других регионов (Пg):
, (13)
где Sr – площадь жилья, арендуемого организацией для своих работников;
S v – жилая ведомственная площадь организации, предоставляемая работникам;
N – норматив по жилью, принятый в регионе.
Произведение П s. Пq дает первый параметр – обеспечение жильем работников, приглашенных из других регионов (П 4.1.1 ):
.
Социальный ориентир, принятый за 1, указывает на то, что организация должна стремиться обеспечивать жильем всех приглашенных работников в соответствии с жилищным нормативом, принятым в регионе. При этом если организация не приглашает работников из других регионов, то П4.1.1 принимается равным 1.
Для расчета второго параметра – удовлетворение спроса на жилье работников организации – необходимы следующие данные:
1) индикатор характеристики жилья работников организации за предшествующий период (Пп, выраженный в м2 на одного человека), определяемый по формуле:
|
, (14)
где М п – численность членов семьи работников постоянного штатного состава организации (без учета совместителей, стажеров и т. п.) на конец прошлого отчетного года;
S n – общая площадь имеющегося жилья постоянного штатного состава персонала на конец прошлого отчетного года;
2) индикатор удовлетворенного спроса работников организации в жилье за отчетный период (Пн, выраженный в м2 на одного человека), определяемый по формуле:
, (15)
где М н – численность членов семей работников постоянного штатного состава организации (без учета совместителей, стажеров и т. п.) в отчетный период;
S н – общая площадь жилья работников организации за отчетный период.
Параметр удовлетворение спроса на жилье работников организации за отчетный период (П4,1) рассчитывается по формуле:
. (16)
Таким образом, сводный коэффициент обеспеченности жильем за отчетный период (К4,1) рассчитывается по формуле:
. (17)
Социальный ориентир [К4.1] = 1, т. е. организация обязана ориентироваться на то, что все работники организации должны быть обеспечены жильем в соответствии с жилищной нормой в регионе: работники, приглашенные из других регионов, должны быть обеспечены ведомственным или арендуемым, а работники данного региона – собственным или муниципальным жильем.
4.3.5 Коэффициент обеспеченности детскими учреждениями
, (18)
где Чд – численность детей работников, которые обеспечены местами в детских учреждениях за счет организации, человек;
|
Чнд – общая численность детей работников, которые нуждаются в детских учреждениях, человек.
Социальный ориентир [K4,2] = 1, что свидетельствует о 100 %-ной обеспеченности детскими учреждениями.
4.3.6 Коэффициент обеспеченности лечебно-оздоровительными учреждениями
, (19)
где Сфi – фактическая вместимость лечебно-оздоровительных учреждений, человеко-мест;
Снi – вместимость по норме, человеко-мест;
n – количество учреждений.
Социальный ориентир [K4,3] = 1, что свидетельствует о 100 %-ной обеспеченности лечебно-оздоровительными учреждениями.
4.3.7 Коэффициент обеспеченности культурными, просветительными, культовыми учреждениями
, (20)
где Кфi, Кнi – соответственно фактическое и нормативное количество культурно-просветительных учреждений (ДК, клубов, библиотек, молодежных центров, культовых учреждений).
Социальный ориентир [K4,4] = 1, что свидетельствует о 100 %-ной обеспеченности культурно-просветительными учреждениями.
4.3.8 Коэффициент обеспеченности спортивными сооружениями
, (21)
где Рфi, Рнi – соответственно фактическое и нормативное количество спортивных сооружений.
Социальный ориентир [K4,5] = 1, что свидетельствует о 100 %-ной обеспеченности спортивными учреждениями.
Расчетная оценка уровня социального развития организации
Индекс достижения H каждого раздела определяется соотношением частных коэффициентов и социальных ориентиров:
, (22)
Например, по первому разделу «Социальная структура коллектива» частные коэффициенты имеют значения, представленные в таблице.
|
Таблица - Значение частных коэффициентов по разделу «Социальная структура коллектива»
Используя эти данные, определим показатель социальной структуры коллектива:
На практике рекомендуется производить расчет с учетом значимости каждого индекса достижения социального параметра, который можно определить экспертным путем. В нашем случае коэффициент значимости мы приняли равным 1.
Необходимо отметить, что уровень достижения по любому направлению не должен превышать значения 1. Поэтому Н1,3 = 1, несмотря на то что отношение свидетельствует о хорошо поставленной работе по повышению квалификации кадров. Следует обратить внимание еще на один момент: по некоторым показателям подсчет значений происходит отдельно по категориям рабочих и специалистов. Поэтому в данном случае для расчета нужно брать наименьшее из двух значений, например, если H1,2 (рабочие) = 0,87, а H1,2 (служащие) = 0,955, то в дальнейшем расчете используется значение 0,87.
После вычисления всех уровней достижений по разделам (Уi), определяем общий уровень «социального развития труда» в организации, т. е. рассчитываем значение первой части методики как среднюю арифметическую величину:
В данную формулу мы включили Ут – уровень текучести кадров. Поскольку текучесть кадров – явление чрезвычайно многофакторное, трудно найти такую сторону деятельности производственного коллектива, которая не влияла бы на формирование у работников положительного или негативного отношения к своему рабочему месту, профессии, предприятию. Текучесть кадров является своеобразным индикатором состояния социального развития организации. Оптимальным принят уровень текучести кадров, равный 8-10 %.
Уровень текучести кадров рассчитывается по формуле:
где [К т ] – социальный ориентир текучести кадров, равный 9 %;
К т – коэффициент текучести кадров на предприятии.
В нашем случае Ут = 0,85. Подставляя значения, получим:
Значение H I = 0,81 свидетельствует о том, что уровень «социального развития труда» в данной организации составляет 0,81, или 81 % от достаточного уровня.
Расчет уровня обеспеченности социальной инфраструктурой производится аналогично. Уровень достижения равен:
Таким образом, уровень социального развития организации характеризуют два интегральных показателя:
УI – уровень гуманизации труда;
Уп – уровень качества трудовой жизни.
В научных работах советского времени, посвященных социальному развитию организации, разграничение между показателями, характеризующими обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и трудовые условия, не предусматривалось. В настоящее время возникла необходимость сделать это разграничение в силу следующих причин:
1) возникает вопрос о сопоставимости показателей, характеризующих различные процессы;
2) показатели социальной инфраструктуры будут играть основную роль в координации стратегии социального развития предприятия и формировании механизма социального партнерства по цепочке «работник – предприятие – территория (город) – регион – государство»;
3) затраты на решение социальных вопросов раздела «Социальное развитие труда» должны осуществляться из фондов потребления и накопления, а на решение вопросов из раздела «Социальная инфраструктура» – из специального фонда развития объектов социальной инфраструктуры.
Расчет уровней социального развития позволяет сопоставить организации, расположенные на определенной территории, и определить уровень их социального развития в динамике за несколько лет. Такая информация позволит судить о политике организации в вопросе социальной ответственности перед обществом и сформировать соответствующую систему взаимоотношений с профсоюзами, органами государственного и местного управления. Если организация имеет уровень социального развития, близкий к 1 (т. е. максимальное значение), значит, по отношению к работникам и жителям территории, на которой она функционирует, осуществляется «концепция социальной ответственности». Следовательно, такой организации имеет смысл предоставлять право на установленные льготы по налогообложению в местный и региональный бюджеты либо она может рассчитывать на поддержку общества в реализации других социальных программ, таких, как «Жилье».
Организация, имеющая низкий уровень социального развития, особенно по разделу «Социальное развитие труда», не вправе надеяться на одобрение общества и управленческих структур различных уровней до тех пор, пока этот показатель не будет достигать нормативного значения. К таким организациям должны быть предъявлены соответствующие санкции – вплоть до «социального банкротства».
Контрольные вопросы
1. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современной социальной ситуации в России?
2. Назовите основные признаки, характеризующие любую научную и учебную дисциплину.
3. Что является объектом и предметом дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
4. Какие области научного знания и практической деятельности составляют теоретические и практические основы учебной дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
5. В чем состоит практическое значение эффективного управления социальными процессами в организации?
6. В чем заключается главная цель изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
7. Каковы роль и значение дисциплины «Управление социальным развитием организации» в подготовке специалистов по управлению персоналом.
8. Назовите базовые понятия учебной дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
9. Что является методологическим основанием изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
10. Какие значения понятия «социальное» имеют место в научной литературе?
11. Каково содержание общенаучного, социологического и прикладного значений понятия «социального»?
12. Каковы основные предпосылки (факторы) возникновения и институционализации функции социального управления как специализированной управленческой деятельности?
13. Раскройте особенности управления как природного и социального феномена.
14. В чем состоят особенности социальной системы?
15. Как соотносятся между собой субъект и объект управления в социальных системах?
16. Назовите основные уровни социального управления.
17. Дайте характеристику хозяйственной организации как социальной системы.
18. Какие существуют принципы и методы разработки стратегического плана организации?
19. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?
20. Каково содержание плана социальной стратегии?
21. В чем суть принципа «гуманизация труда»?
22. Что представляет собой содержание понятия «качество трудовой жизни»?
23. Дайте общефилософское и управленческое определение понятия «организация»?
24. Что является внешними и внутренними социальными условиями организации и на что направлена ее социальная деятельность?
25. Расскажите об отечественном опыте управления социальным развитием организации?
26. Изучите зарубежный опыт управления социальным развитием и решения социально-трудовых проблем в организации (на примере одной из стран)?
27. Что такое социальная стратегия и ее место в системе управления организацией?
28. Перечислите задачи и функции социальной службы организации?
29. Каковы основные показатели социального развития организации?
30. Дайте определение понятию «социальное партнерство» и назовите его основные принципы?
31. В чем суть методики оценки уровня социального развития организации?
32. Как рассчитываются показатели по социальной структуре коллектива?
33. Как рассчитываются показатели по условиям труда и культурно-бытовым условиям?
34. Как рассчитываются показатели по оплате и дисциплине труда?
35. Как рассчитываются показатели по состоянию объектов социальной инфраструктуры?
36.Как рассчитываются интегральные показатели уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни? Каким образом можно рационализировать административно-управленческие расходы на проведение социальной политики на предприятии исходя из ее конечных результатов.