Н. В. Дутов, кандидат исторических наук,




Прогулки по Ярославлю

Место, откуда начинается наша экскурсия по Ярославлю, называется Стрелкой, то есть местом слияния Которосли с Волгой. Оно имело важное стратегическое значение, так как было в кольце надежных естественных укреплений. Так, с двух сторон Стрелку окружали высокие до 20 метров берега рек (в наше время в связи со строительством Горьковской ГЭС и водохранилища в 1950-х гг. уровень воды в Волге поднялся на 2-7 метров), с третьей стороны – сначала протока между Волгой и Которослью, а затем волчий овраг со стороны Волги и медвежий - со стороны Которосли. А поэтому этот район являлся отличным местом контроля прохождения караванов по Волге и Которосли.

В 1218 г. Ярославль стал центром самостоятельного княжества. В связи с этим город, особенно посад, получает мощный импульс для своего развития, но в феврале 1238 г. Ярославль накрыла волна монголо-татарского нашествия, в результате которого город был разрушен и разорен. В первые годы после ордынского нашествия оставались только «дым, и земля, и пепел», но, по-видимому, Ярославль быстро оправился от погрома, а население, пер­воначально разбежавшись по окрестным лесам, вновь вернулось на прежние места обитания. Более того, по преданию, в 1257 г. жители города нашли в себе силы для открытого вооруженного выступ­ления против захватчиков на Туговой горе. Ярославцы потерпели тогда поражение, но это было свидетельством того, что город, его жители готовы были биться с врагом за свою свободу и не­зависимость.

К этому времени относится строительство главного храма Ярославля - Успенского собора, который за свою историю четыреждя перестраивался. Собор 1215-1501 гг., очевидно, возводился ростовскими мастерами, хорошо знакомыми с зодчеством других русских княжеств: при строительстве были использованы художественные приемы киево-черниговской архитектуры (плинфа) и соборного зодчества Владимира (резьба по белому камню).

Сведений о соборе 1504-1646 гг. практически не сохранилось. Даже раскопки не дали практически никаких результатов, так как храм был разобран самими жителями по причине его ветхости.

Собор 1646-1937 гг. был крупнне своего предшественника и своими традициями восходил к формам Успенских соборов Владимира и Москвы. В 1918 г. во время городского восстания храм был поврежден снарядами частей Красной Армии. Позднее его отреставрировали, а здание передали бирже труда, потом в нем устроили склад зерна. В 1930-х гг. кирпичи Успенского собора пытались использовать для нужд социалистичесого строительства, но после его подрыва произошел несанкционированный взрыв снаряда, оставшегося после 1918 г., в результате чего семь человек погибли.

В 2010 г. состоялось торжественное освящение нового, четвертого по счету, Успенского собора, который сразу же заявил о себе как о мощной доминанте не только центра Ярославля, но и всей современной территории города.

В 1995 г. на Стрелке появилась скульптура Ветхозаветной Троицы, созданная местными мастерами Н.Мухиным и И.Трейвусом. По мнению искусствоведов, это очень смелая попытка осмыслить в скульптуре произведения А. Рублева с помощью соеременных художественных решений. Ярославль оказался «впереди планеты всей», так как Троица «начала новую традицию русского православного искусства».

Ильинско-Тихоновская церковь расположена на том самом месте, где, по преданию, Ярослав Мудрый победил медведицу. В честь этого события была возведена обыденная («об един день») церковь, которая, несмотря на частые пожары в городе, постоянно восстанавливалась. В конце XVII в. она была построена в камне, но подвижность почвы из-за близости к оврагу и береговому откосу Волги привели к тому, что в начале XIX в. она была почти разрушена. Новое здание в полной мере соответствовало господствующему тогда стилю провинциального классицизма. И получилось так, что самая древняя церковь в настоящее время выглядит самым современным, далеко не похожим на храм зданием.

На противоположной стороне оврага, намного ниже современного уровня набережной, находится старинный купеческий особняк, который среди ярославцев известен ка дом Болконского (дом №7).

История появления этого топонима такова. В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает о последней встрече своих героев – Наташи Ростовой и Андрея Болконского, тяжело раненного в Бородинском сражении. Помещение своего любимого героя на излечение в Ярославль было не случайным. Наш город как ближайший тыл к Москве стал официальным главным военным госпиталем для рядового и офицерского состава. Как известно, автор первоначально поместил легко раненного Андрей Болконского в один из госпиталей Нижнего Новгорода. Но в Ярославле лечились, как уже говорилось, тяжело раненные. Некоторые из них, выздоровев, уже не могли возвратиться в действующую армию, другие умирали от ран. По-видимому, считая сюжетную линию своего героя исчерпанной, Л.Н. Толстой «убивает» своего героя здесь, в Ярославле. При этом автор указывает место, где тот умирает: в доме купца Бронникова, что расположен близ Волги.

Л.Н. Толстой никогда не бывал в Ярославле, но мог знать о событиях, происходивших в нем в период войны 1812 г., от своей жены, которая являлась дальней родственницей ярославским дворянам Тучковым. Один из них тяжелораненый умер в Ярославле.

Самой первой каменной церковью в Ярославле (1620-1622) является церковь Николы Надеина (Николая Чудотворца), которая в настоящее время скрыта от глаз проходящих домом советской застройки (1937). Сделано было это, скорее всего, не случайно. В это время активно велась борьба с религией, и, чтобы ее символы не «искажали» вид набережной советского города, было принято решение «упрятать» ее в дворовое пространство. Заказчиком церкви был «государев гость» Епифаний Андреевич Светешников, по прозвищу Надея Прозвище он, вероятно, получил по его исключительной надежности в делах. Так, известно, что, выступив заказчиком этой церкви, его неожиданно постигло банкротство. За невозврат денег он был поставлен на «правеж», где и умер, однако его родственники равплатились со всеми долгами. Сам Светешников выдвинулся в 1612 г., во время нахождения ополчения Минина и Пожарского, о чем свидетельствует его подпись под воззванием кн. Пожарского от 7 апреля 1612 г., обращенным к населению России по сбору средств на формирование ополчения.

В XVIII в. прихожанами церкви Николы Надеина была семья ярославского купца Полушкина, отчима Федора Волкова, основателя первого публичного театра, пьесы которого ставились неподалеку в бывшем кожевенном сарае.

С начала XIX в. визитной карточкой Ярославля стала беседка на Волжской набережной, которая первоначально называлась «беседка Дружбы», а в советское время было дополнено – «и любви».

 

Напротив нее в XVIII в. располагалось имение одного из богатейших купцов Мякушкина, где в «хозяйском» доме отбывал свою девятнадцатилетнюю ссылку Бирон.

Ярославцы неоднократно предлагали увековечить память о своем знаменитом земляке – поэте Н.А. Некрасове. В начале XX в. часть бульвара, идущего от Семеновской (современной Красной) площади к Волжской набережной стали называть Волжским бульваром имени Н.А. Некрасова. Окончательно оформилось это место как дань памяти поэту установкой в 1958 г. памятника Н.Некрасову. Его постамент украшает ставшая крылатой строка поэта: «Я лиру посвятил народу своему».

Это место также отмечено различными общественно-политическими акциями. В начале XX в. здесь прошла под красными знаменами и революционными лозунгами первомайская демонстраций учащейся молодежи, жестоко разогнанная казаками. В конце XX в. (1988 г.) на этом месте проходили митинги общественности, которые завершились созданием первого в СССР Ярославского Народного фронта. Он оказал значительное влияние на демократизацию общественно-политической жизни не только нашей области, но и всего Союза (проходили учредительные съезды, конференции региональных отделений Народного фронта).

Одним из самых красивых зданий Волжской набережной является бывшее училище девиц духовного звания, где ныне расположено Управления СЖД. Построено оно было для подготовки достойных «матушек» (жен священно служителей), а также учителей различного типа начальных школ и училищ. Главным контингентом были дочери священно служителей, в том числе из самых отдаленных приходов епархии. Это училище позволяло девушкам не только получить хорошее образование, но и готовность помогать своим прихожанам в самых различных жизненных ситуациях, начиная от вспомоществования при подах, уходу и лечению домашних животных, выращиванию огородных, садовых и полевых культур.

В частности, одним из самых действенных стимулов к обучению и соответствующему поведению были ежемесячные отчеты об успехах воспитанниц попечителю - члену императорской фамилии. Речь идет о выставлении «+» или «-» по поведению, когда негативная оценка («-») являлась самым страшным в жизни наказанием, поскольку предполагалось, что эти ведомости эпизодически просматривает и сам государь-император.

В 1870 г. Ярославле началось железнодорожное сообщение с Москвой, а с 1872 г. - с Вологдой. Однако железная дорога прерывалась Волгой, так как мост был построен только в 1913 г. Его открытие происходило в год празднования 300-летия дома Романовых, в связи с чем мост получил наименование Николаевский. С этого времени центр страны был связан с Севером, что дало возможность его активного освоения.

Одна из главных площадей Ярославля - Семеновская (современная – Красная) в 1900 г. получила новое здание мужской гимназии, в которой в 1908-1910 гг. учился Максим Богданович – будущий поэт, ставший классиком белорусской литературы. В настоящее время здесь находится главный корпус Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, и установлен памятник белорусскому поэту.

Известным местом в Ярославле был расположенный недалеко от Красной площади кабак. Ярославские буфетчики, официанты в устах клиентуры прозывались целым рядом шутливых прозвищ-понятий – «ярославский фартух», «ярославский земляк». О некоторых из них сочинялись ходячие анекдоты, из уст в уста передавались невероятные были. Одной из таких знаменитейших фигур Егоровского трактира был половой Петр Кирилыч. Куплет из песенника «Ярославский половой» звучал:

«Петр Кирилов» нынче в моде,

И хоть строг хозяин наш

У буфета при народе, часто марок не отдашь.

Ведь хозяин-то не бедный,

Что жалеть его карман,

Мне же всякий грошик медный

Дорог словно талисман.

- Петр Кириллов, благодаря которому были введены в трактирах для расчета марки, был действительное лицо, увековечившее себя не только в Москве, но и в провинции. Петр Кирилыч родился в сороковых годах в деревне бывшего Углицкого уезда. Десятилетним мальчиком был привезен в Москву и определен в трактир Егорова половым и посудомойкой. Наглядевшись на охотнорядских торговцев, практиковавших обмер, обвес и обман, он ловко применил их методы торгового дела к своей профессии.

Кушанья тогда заказывали на слово, деньги, полученные от гостя, половые несли прямо в буфет, никуда не заходя, платили, получали сдачу и на тарелке несли ее, тоже не останавливаясь, к гостю. Если последний давал на чай, то чайные деньги сдавали в буфет на учет и делили после. Кажется, ничего сделать нельзя, а Петр Кирилыч ухитрялся. Он прятал деньги за рукава, засовывал их в диван, куда садился знакомый подрядчик, который брал и уносил эти деньги, вел им счет и после, на дому, рассчитывался с Петром Кирилычем. И многие знали, а поймать не могли.

Уж очень ловок был. Даст, бывало, гость ему сто рублей разменять. Вмиг разменяет, сочтет на глазах гостя, тот положит в карман, и делу конец. А другой гость сам начнет пересчитывать:

- Чего ты принес? Тут пятишки нет, всего девяносто пять… Удивится

- Петр Кириллов. Сам пересчитает, положит деньги на стол, поставит сверху на них солонку или тарелку. Верно, не хватает пятишки! Сейчас сбегаю, не обронил ли на буфете. Через минуту возвращается сияющий и бросает пятерку.

- Ваша правда…На буфете забыл…

Гость доволен, а Петр Кирилыч вдвое. В то время, когда пересчитывал деньги, он успел стащить красненькую, а добавил только пятерку» (В. Гиляровский).

 

Казанский монастырь, основанный в 1610 г., принял 72 монахини из сожженного в 1609 г. поляками Рождественского девичьего монастыря. Вновь открытый в конце 1980-х гг. он по-прежнему является культурным и эстетическим центром Ярославля. Именно здесь расположен памятник всем погибшим во время июльских событий 1918 г. в Ярославле.

В 1820 г. на месте бывшего вала и рва (системы оборонительных укреплений древнего Ярославля) было построено первое здание театра, впоследствии названного в честь основателя русского национального театра Ф.Г. Волкова. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось, возводилось вновь, пока, наконец, в 1911 г. было построено современное здание по проекту архитектора Саренко.

 

До настоящего времени в Ярославле сохранились три боевые сторожевые проездные башни – Волжская, Знаменская (Власьевская) и Углическая. Знаменская башня, построенная во второй половине XVII в., как и другие башни, к счастью, не успели отразить нападение противника и поэтому сохранились почти в первозданном виде.

С северной стороны к башне примыкал целый квартал, в котором располагалась одна из лучших гостиниц провинциальной России, названная по имени ее владельца купца первой гильдии Р.И. Кокуева – «кокуевка». С южной стороны был пристроен особняк графа Салтыкова, впоследствии перешедший во владение его бывшего крепостного крестьянина Соболева. В подвалах особняка производился розлив знаменитого красного вина, которым его потомки обеспечивали почти всю Россию.

Богоявленская площадь является одной из самых древних в Ярославле. Расположенная непостредственно за земляным городом в предместьи, она тем не менее играла важную роль как один из центров торговли самыми различными товарами и продуктами. Площадь граничила со Спасским монатырем, одним из древнейших не только ярославской епархии, но и всей православной церкви. Монастырь выдержал трехнедельную осаду поляков в мае 1609 г., являлся ценром епархии с конца XVIII в. до 1918 г.. В настоящее время в нем расположен Ярославский истоико-архитектурный музей-заповедник, одним из знаковых «экспонатов» которого является медведица Маша.

На месте сожженного поляками рождественского монастыря была восстановлена церковь Рождества Богородицы, просуществовавшая доя 1930-х гг. В 1993 г. на этом месте был поставлен памятник основателю города Ярославля Ярославу Мудрому.

Вот и закончилась очень краткая прогулка по Ярославлю. Мы постарались показать и рассказать о наиболее интересных архитектурных памятниках и сюжетах в истории нашего города.

 

 

Н. В. Дутов, кандидат исторических наук,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: