ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 16 глава




социалистической системы, которая, в сущности, является государст-

венным капитализмом. Причина всех заблуждений социализма

видится прежде всего в ложности его исходных антропологических

посылок, включающих атеистическую направленность:

социалистические учения рассматривают индивидуума всего лишь как

молекулу социального организма, как совокупность общественных

отношений. Отрицание трансцендентной природы человека лишает

индивидуума его корней, осознания своего величия, превосходства

перед миром вещей.

Католическая церковь оказывает существенное влияние на

политическую жизнь многих стран мира. Католицизм располагает

широко разветвленной системой самых различных институтов:

политических партий, профсоюзов, молодежных, женских

организаций. Для проведения в жизнь социального учения

активизируется деятельность мирян (светского апостолата). Ставится

задача превращения каждого верующего в активного проводника идей

христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.

§ 4. Протестантизм

Возникновение Протестантизм возник в результате Рефор-

мации (лат. reformatio - преобразование,

исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на

преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение

 

 

всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представ-

лялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV - XV вв. "лолларды"

- "бедные священники" - проповедовали учение профессора Оксфор-

дского университета Джона Виклифа (1320 - 1384), который требовал

подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф

выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материаль-

ный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпу-

скать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете

Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока-

зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гу-

са (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от

продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по

приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии.

Приоритет Священного Писания над преданием и требование прича-

щения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами

мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов,

которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение.

Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение

с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение

под обоими видами.

В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего

развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность

социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане

стремились к секуляризации церковных владений. Требование де-

ржаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения

всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противо-

речило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила

название "чашники" ("калликстинцы"). Сторонники радикальной

группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская

беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и

отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались

"таборитами" - по названию города Табор, основанного ими на холме,

на котором проводились проповеди и который получил название Та-

борской ("Фаворской") горы. Табориты отвергли догматы о пресуще-

ствлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили

почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули тре-

бование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве

против объединенных сил католического дворянства и чашников, отме-

на папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили

движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое

достигло кульминации в эпоху Реформации XVI - XVII вв.

Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению не-

мецкого богослова М.Лютера (1483- 1546), профессора Виттенбер-

гского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви

в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул

 

 

 

принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь

христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище,

о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем

М. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его

посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обряд-

ность, подчинить церковь государям.

Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, сос-

тавивших под водительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Малан-

хтона (1497 - 1560) умеренное направление немецкой Реформации.

В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-

плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490-1525).

Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo - вновь погружаю),

требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими

за свободную церковь, учение Мюнцера о "Царстве Божием на земле"

было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Ре-

формации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У,

Цвингли (1484 - 1531) и Ж. Кальвином (1509 - 1564) было осуще-

ствлено радикальное преобразование церковного устройства. В рефор-

ме были заинтересованы и некоторые государи, недовольные

сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой

крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в

политику. Группа немецких князей провела в своих владениях еван-

гелические реформы. В 1529 г. они заявили "протест" против отмены

Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных,

которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхож-

дение термина "протестантизм", который стали употреблять для обоз-

начения совокупности вероисповеданий христианства, генетически

связанных с Реформацией.

Особенности вероучения, Реформаторы настаивали на личном отно-

организации и культа шении человека и Бога. Они боролись за пра-

во каждого христианина свободно читать

Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным

источником вероучения, а предание отвергается либо используется в

той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно

основоположникам протестантизма, первородный грех не только пов-

редил природу человека, как учат православие и католицизм, но и

целиком извратил ее..Человек в грехопадении утратил саму способ-

ность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими

заслугами. Спасение может прийти только как результат божествен-

ного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом

большинства конфессий протестантизма является учение об оправ-

дании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы

добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются

 

 

 

несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом

любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

В организационной структуре протестантских церквей выразилось

влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных

запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут.

Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего

священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу

крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем кре-

щенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в

общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины

избирают или призывают специальных служителей - диаконов,

пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление куль-

та, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым,

почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь

составляют основу богослужения. Большое значение имеют также

индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.

Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унасле-

дованные от католического церковного года, главным образом связан-

ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения

включают в свой календарь гражданские праздники, например День

благодарения в США.

Лютеранство Церкви, названные впоследствии люте-

ранскими, или евангелическими, оформились

в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет

Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет

свои вероучительные книги - "Аугсбургское вероисповедание" (1530),

катехизисы М.Лютера, "Книгу согласия" (1580). В лютеранстве сох-

раняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация),

литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в

1526 г. создана "Немецкая месса и последование богослужения", пере-

веден на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лю-

теранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения

духовенства и алтарь.

Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии,

Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75

млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов.

В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который под-

держивают около 50 млн. верующих.

Кальвинизм Наиболее последовательное воплощение де-

мократические требования нашли в

цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в

швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

 

 

 

реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным

источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных до-

кументов не ограничивается. Авторитетными для теологов и пропо-

ведников остаются написанные Ж. Кальвином "Наставления в

христианской вере" (1536 - 1559), в которых систематизируются идеи

М. Лютера и других реформаторов, "Церковные установления" (1541),

"Женевский катехизис" (1545), а также "Шотландское вероиспове-

дание" (1560), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и др.

Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы,

свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как

символические обряды. Проповедь является центральным элементом

богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.

Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина

о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних

к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается пото-

му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше.

Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась

кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер-

квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз-

нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание

нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла-

годати.

Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма

принципы "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Ж. Кальвин

учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе

у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля-

емые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь дол-

жна пониматься как исполнение долга и движение к цели,

поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится

не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько

энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии

в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить,

что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде-

тельство возможной избранности.

Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про-

тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях

Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли

кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших

радикального "очищения" (отсюда - пуритане) английской церкви,

господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты

Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины

пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами,

составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ-

ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле-

ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили

 

 

 

конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са-

мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.

Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца

XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер-

квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж-

дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире

насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре-

гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей-

царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде,

Австралии.

Англиканство С началом Реформации в Германии известия

о деятельности Лютера и протестантские

сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную

почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 - 1547)

был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри,

производилась секуляризация церковных владений, прекращался

культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547

- 1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская

литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное

движение не было прервано и кратковременной победой католической

партии при Марии Тюдор (1553 - 1558), когда были казнены многие

протестанты. Правление Елизаветы (1559 - 1603) стало временем

стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и

литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры,

так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о

спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка-

толицизма, но проводится реформационное учение о Священном

Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только

верой, признаются два таинства - крещение и причащение, отверга-

ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому

вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со-

общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения

мессы.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть

общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому

типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле-

ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы

Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан.

Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот-

ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах.

Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный

орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен-

терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских

 

 

 

церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до-

пущены и женщины.

Квакеры В XVII в. возникло "Христианское общество

друзей внутреннего света". Его основатель

ремесленник Дж. Фоке (1624 - 1691) провозгласил, что истина веры

проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические

приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они

подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед

Богом, последователи этого движения.получили название квакеров (от

англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней

беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около

200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых

других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет

друзей".

Методизм Как попытка преодолеть религиозный

индифферентизм в англиканстве XVIII в.

возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли

- Джон (1703 - 1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они

проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Свя-

том клубе", и к новым методам проповеднической деятельности. Джон

Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати,

позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа-

сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель-

ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных

домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской

церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры

до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых

делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После-

дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас-

пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании,

Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.

Меннониты Эта конфессия, исторически близкая ана-

баптистам, получила в 1544 г. название по

имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), ко-

торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен-

нонитов, изложенное в "Декларации главных статей нашей общей

христианской веры" (1632), провозглашает равенство всех членов

общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить

с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен-

нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в

настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они

проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В

 

 

России меннониты разделились на церковных и братских,

сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения.

Международным органом меннонитов является Всемирная конфе-

ренция.

Баптисты Баптистские общины возникли в начале XVII

в., первым английским баптистом считается

Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых

погружением. С этим связано и название конфессии, которое

происходит от греч. baptizo - погружать в воду, крестить. Баптисты

требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от

государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В

вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра-

щению. "Общие баптисты" испытали влияние голландского реформа-

тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека

в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших

в Христа. "Частные баптисты" строго следуют кальвинистскому

учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла-

дающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра-

щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины

допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на

молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются

полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление

понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение

с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной

миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными

пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной

Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос-

подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто-

ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию

в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг-

рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно

так называемое "Великое пробуждение", начавшееся в 1720 г., во вре-

мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами.

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий

протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн.

человек, а с детьми, молодежью и "друзьями" ("приближенными")

последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905

г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские

церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные

организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в

Лондоне образован Всемирный союз баптистов.

Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в

Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и

 

 

 

Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется

близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с

выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и

Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза

активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г.

признается последователями этого движения "золотым десятилетием".

Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы,

выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и

газеты. Были созданы христианские молодежные организации,

библейские курсы для подготовки проповедников.

С переменой политики по отношению к религиозным

организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов

были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время

Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены.

В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К

этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в

1963 г. - братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый

съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).

С 1960 г., когда началась новая активизация административной

борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г.

возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали

усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за

гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской

деятельности.

Со второй половины 70-х годов" когда некоторые общины стали

регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три

самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и

автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из

Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и

формирование ими своих объединений.

Адвентисты В начале 30-х годов XIX в. в США от

баптизма отделилось религиозное течение ад-

вентистов (лат. adventus - пришествие). Проповедник У. Миллер

(1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго

пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу

"Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в

1843 г., изложенные в обзоре докладов". Преемники Миллера ста-

рались более не называть точных сроков второго пришествия,

ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в "святая

святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто-

рого пришествия.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены

адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную

организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827

- 1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы

вместо воскресенья и "санитарную реформу". Адвентисты не считают

 

 

 

душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с

телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек "записан"

у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники

получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на

небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут

воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться

вместе с сатаной окончательному уничтожению.

Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна

подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на

потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование

ряда медикаментов.

Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн.

человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля-

ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.).

В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в.

Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного

оформления, активной проповеднической и благотворительной дея-

тельности вплоть до 1929 г. Общины АСД вновь обрели легальное

существование с 1944 - 1945 гг. С конца 70-х годов создаются

республиканские центры АСД (наиболее крупные - союзы АСД в

Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан

учебно-административный центр с семинарией.

Пятидесятники Протестантское движение, получившее это

название, возникло в США в конце XIX в.

и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии

лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" (2:1 -

18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый

день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что

каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого

Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на

иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему

вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое

общение с Богом и "крещение Святым Духом". Они верят, что

освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого

Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее

крупные объединения - "Церковь Бога", "Ассамблеи Бога",

"Объединенная пятидесятническая церковь" - распространены в США

и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче-

ская конференция. Пятидесятники - одна из постоянно растущих кон-

фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и

более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об "освящении"

и "дарах Святого Духа" актуализировано в других протестантских де-

номинациях "харизматическим движением", оказавшим влияние и на

католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова-

телей этой конфессии и в России.

 

 

Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло "Международное

общество исследователей Библии". Его руко-

водители после первой мировой войны провозгласили, что "второе

пришествие Христа" уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931

г. они объявили о создании "Общества свидетелей Иеговы". Вероучение

иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства.

Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа

иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен-

ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: