разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и
умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-
мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-
сение предполагает строгую оценку собственной жизни,
самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов,
эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.
Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток
средиземноморской культуры.
Споры о личности Сколько существует христианство, столько
основателя христианства продолжаются споры о личности его основа-
теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные
в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях
и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-
шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для
вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры
об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -
мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не рас-
полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической
личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя
после описанных в них событий, не содержат реальной исторической
основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не
говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,
о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.
Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения
мифологическая школа считала внепалестинское происхождение
христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-
|
ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-
турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,
разночтений, неточностей.
Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной
личностью, проповедником новой религии, который сформулировал
ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-
учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда
евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-
вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской
фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-
тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-
ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -
после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-
поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-
ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все
основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-
поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится
о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как
факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
Представители и мифологической, и исторической школы внесли
значительный вклад в издание библейских текстов, а также других
источников, относящихся к первым векам христианства. В последние
годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей
исторической школы.
Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы-
|
в государственную религию явилось множество различных направлений,
РИМСКОЙ империи которые вели горячие споры друг с другом и
с внешними идейными конкурентами. Ран-
нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего
христианства. Общины не имели специальных мест для проведения
богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим
для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную
искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-
дей посредником между Богом и человеком.
По мере роста христианского космополитизма и формирования
основных догматических представлений усилился процесс отхода от
иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности
после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления
иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.
Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-
нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они
объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже
имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская
знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в
своих руках управление имуществом и руководство богослужебной
практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный
срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,
епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-
доточивают в своих руках всю полноту власти.
Изменение социального состава общин определило и эволюцию их
|
социальной направленности. Наблюдается все больший отход от
прежних демократических тенденций, все настойчивее становится
стремление к союзу с императорской властью.
Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-
ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки
превратить в таковую одну из национальных религий, в частности
римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем
народам империи. Былые гонения христианства римским государством
53ак.536 129
в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-
ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил
начало превращению христианства в государственную религию
Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-
рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-
равший важную роль в утверждении христианского вероучения.
Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-
за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того
христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,
и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-
ратились.
Как до, так и после Никейского собора между различными груп-
пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-
лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,
воплощения и искупления.
Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария
(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.
Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог
определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-
дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-
ятельная личность.
На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе
были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-
ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-
полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа
Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.
В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг
догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-
стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла
сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.
Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И
только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал
орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-
ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-
ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.
На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное
внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-
лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом
Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе
человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали
в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-
лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как
истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца
по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество
и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и
неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против
несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-
коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.
Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать
Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553)
- вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове-
ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в
новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих
всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной
жертвы.
Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В
первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы
то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале
IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть
никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из
церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употреб-
ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в.
выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные
распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился
только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор ут-
вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб-
ражение священных лиц и событий и поклонение им.
Еще более длительным был процесс формирования христианских
таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в.
сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (прича-
щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно
вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству-
ющую ему исповедь, священство.
Разделение Христианство не представляло собой единого
христианских церквей религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к
сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникно-
вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей:
Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру-
салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а
затем Грузинская православная церковь.
Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер-
квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских
соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское
духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским
собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-
5* 131
жение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального
христианства.
Одним из самых крупных разделений христианства было появление
двух основных направлении - православия и католицизма. Этот рас-
кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен-
ностями развития феодальных отношений в восточных и западных
частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.
§ 2. Православие
В настоящее время православие представлено рядом автокефаль-
ных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Алек-
сандрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская,
Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая),
Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеются
автономные православные церкви.
Пределы самостоятельности автономных церквей определяются
соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей
автономию. Главы автономных церквей избираются поместными со-
борами с последующим утверждением их патриархом автокефальной
церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему
не предоставлено право вмешиваться в деятельность других правос-
лавных церквей.
В административном отношении автокефальные церкви подразде-
ляются на экзархаты, епархии, викариатсгва, благочиния, приходы.
Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, бла-
гочиния, подворья при других православных церквах.
Для всех православных церквей общими являются вероучение,
культ, каноническая деятельность.
Возникновение православия Изучая историю религии, мы не можем не
обратить внимания на тот факт, что образо-
вание религиозных организаций тесно связано с социальными и
политическими структурами того региона, где они функционировали.
Восточное христианство существовало в условиях сильной цент-
рализации государственной власти в Византии, и церковь сразу же
оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся
император. Западное христианство постепенно превратилось в
организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества,
включая и сферу политики. На различиях восточного и западного
христианства сказались и особенности развития духовной культуры.
Греческое христианство концентрировало свое внимание на онто-
логических, философских проблемах, западное - на юридически-пра-
вовых.
В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и За-
падную. Восточная была сильным единым государством, Западная -
раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных герман-
цами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний
попал в зависимость от византийских императоров. Константино-
польский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой
и восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось прев-
ратить церковь в заметную экономическую силу (приобретение
Сицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.
С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского
Халифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим,
Сирию, а славяне - Балканский полуостров. В этих условиях Италия
стала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византию
политические и идеологические противоречия. В VIII в. римская
церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская
область. С этого периода власть пап возрастает.
Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальные
споры. И та и другая церковь претендовала на Сицилию, Южную
Италию. Обострению отношений способствовало принятие христиан-
ства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем,
стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г.
духовную миссию из Константинополя - Кирилла и Мефодия.
Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. их
крестили византийские священники. Все это обостряло соперничество.
Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря
на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - новая сила:
норманны.
Константинопольским патриархом в середине XI в. был Михаил
Керулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланный
в провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новом
императоре Константине, который возвел его в патриархи, хотя
Керулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г.
в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу
Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в
Константинополе. Спор шел по вопросам опресноков, "филиокве"
(лат. filioque - "и сына" - исхождение святого духа не только от
Бога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста в
субботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь
легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни
Гумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатов
еретиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольского
патриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв
западного, и восточного христианства.
Принятие христианства Образование самостоятельных православных
Киевской Русью церквей началось в первые века возникно-
вения христианства. В III в. выделились Алек-
сандрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем
Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константино-
польская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла
Армения, в IV в. - Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария.
Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины
X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Пра-
вославие было такой религией, которая могла служить интересам ут-
верждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые
и культурные связи с Византией, где господствовало православие,
великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви свет-
ской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.
В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным госу-
дарством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной
и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,
а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог
способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть
социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги
скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не
имели никакого значения для других племен. Нужна была объединя-
ющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишен-
ным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных
традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.
Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных
причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, За-
падной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения
подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь
русичи считались "варварами". Введение новой религии соответство-
вало потребностям общественного прогресса.
Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Свя-
тославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел
административную, религиозную, фискальную, военную и другие
реформы. При принятии христианства он проявил понимание
исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой за-
дачи, твердость в преодолении сопротивления.
Почему было принято православие? В "Повести временных лет"
имеется рассказ о "выборе веры". Представители различных религий
предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам,
хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ
- православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.
византийской разновидности христианства.
После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе
Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе
с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор
св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Рус-
ская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами
— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать
"десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились мо-
настыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культуро-
генные и другие функции.
С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от
Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.
В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был
собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором
избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени
церковь стала обретать большую самостоятельность.
Внутрицерковная борьба Дальнейшее укрепление церковной
в XVII -ХУШ вв. организации было предпринято в XVII в.
патриархом Никоном (1605 -1681). Исправ-
ляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное
крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал
цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее не-
оспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими цер-
квами. Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) поддержал реформы
патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но цен-
трализация церковного управления вызвала протест со стороны
значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре-
стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.
В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные
противоречия, которые в силу исторических условий того времени по-
лучили религиозное выражение. Это придавало движению рас-
кольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно
на первых порах, как протест против существующего строя.
Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего
отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они
называли нововведения "дьявольским наваждением", царя -
"антихристом", Никона - "собакой". Тем самым и церковная, и свет-
ская власть объявлялись не божественным, а противозаконным уста-
новлением. Именно поэтому церковь и государство совместными
усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против рас-
кольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни
и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной
и государственной власти.
Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет
духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор
в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость
патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее под-
твердил необходимость подчинения церкви царской власти.
В результате раскола образовалось две группы старообрядцев:
поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили
уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков
и согласий2.
В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели
к образованию различных новых течений, среди которых наиболее
мощными были "духовные христиане" - молокане и духоборы. Мо-
локане единственным источником божественной истины считали
Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими
отвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь и
царизм преследовали молокан, они выселялись на окраинные земли
России.
Другое направление духовных христиан, возникшее также в се-
редине XVIII в. в среде государственных крестьян, - духоборы. Они,
как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон
и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с пра-
вославием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить в
армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали
против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповед-
ным документом духоборы считали не Библию, а "Книгу жизни"
("Книга жизни" - это собрание псалмов, сочиненных самими духо-
борами). Бог в "Книге жизни" толкуется как "вечное добро", Иисус
Христос - как человек с божественным разумом. Как и молокане, ду-
хоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.
Несколько раньше - во второй половине XVII в. - среди оброчных
крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может
вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом
и мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от пра-
вославной церковной обрядности. Главной формой богослужений
христоверов стали так называемые "радения", имевшие целью
достижение единства со святым духом. Обычно "радения" сопровож-
дались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От
христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных
верующих, которые в качестве главного средства нравственного совер-
шенствования считали оскопление мужчин и женщин.
Церковная реформа Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриар-
началаХVШв. шество, а в 1721 г. учредил Святейший
правительствующий синод во главе с обер-
прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой
церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной де-
ятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять
ряд государственных функций: руководство начальным образованием,
запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической
благонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить о
замеченных им действиях, "клонящихся ко вреду государства".
Православная церковь После падения самодержавия церковь
в новых предпринимает ряд мер по укреплению своей
общественно-исторических системы управления, С этой целью 15 августа
условиях 1917 г. собрался Поместный собор, который
восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран
московский митрополит Тихон (Белавин) (1865-1925).
В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон
призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия
на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после
опубликования Советским правительством декретов и постановлений
о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и
особенно "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"
Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные
акты.
Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от
23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд
голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28
февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае
1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.
Разумеется, патриарху Тихону досталось нелегкое наследство. Он
осознавал, что дальнейшая конфронтация с государством может
привести к еще более тяжелым для церкви последствиям.
Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обста-
новку, потребовала изменения курса церкви, лояльного отношения
к власти. Это внутрицерковное. движение, возглавляемое
митрополитом А.Введенским (1888 -1946), получило название
"обновленчество". Обновленцы хотели приспособить политику церкви
к новым историческим условиям. В апреле - мае 1923 г. они созвали
"собор" отколовшихся от остальной церкви групп "Живая церковь",
"Союз общин древлеапостольской церкви" и других, "лишили"
патриарха Тихона сана и высказались в поддержку советской власти.
Руководство православной церкви приняло решение об изменении
своей позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне
1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал:
"Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких
уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении
мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и
работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или
тайную, против нового государственного строя"3. В июле 1927 г.
местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (1867 -