ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ АУДИТОРИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ




Можно выделить несколько приемов управления вниманием при публичном выступлении.

Наиболее существенным фокусировки внимания аудитории считается прием установления «зрительного контакта».

Множество ораторов используют данный прием, отмечая его высокую эффективность: они обводят взглядом аудиторию, пристально смотрят на кого-либо одного или фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта используется широко в любом общении (не только в массовом, но и в деловом, межличностном). Глядя пристально на человека, очень легко привлечь его внимание. Уходя постоянно от чьего-либо взгляда, человек показывает, что не желает общаться. Зрительный контакт применяется не только для привлечения внимания при публичном выступлении, но и для того, чтобы удерживать интерес аудитории.

Прием «повышение голоса»: наиболее простое средство привлечения внимания.

В данном случае, конечно, не подразумевается повышение голоса до крика. Это является недопустимым не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, поскольку крик любого человека является явным признаком его бессилия и слабости. Однако нельзя при этом не признать, что некоторое повышение голоса, в особенности в начале фразы, не только способно привлечь внимание, но и оказывает на партнера и аудиторию дополнительное воздействие.

Прием «четкость».

Сущность данного приема состоит в том, что речь должна быть ясной, четкой, понятной и логичной. Монотонность и «бормотание» необходимо исключить. Следует себя вести естественно, не держаться руками всё время за кафедру или стол. Избегать манерности, покашливания. Улыбка должна быть доброжелательной, но умеренной. При публичном выступлении стоит однозначно из речи исключить слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты.

Прием «акцентировки».

Данный прием находит широкое применение в тех случаях, когда нужно обратить особенное внимание слушателей на наиболее важные моменты выступления. Этот прием может быть реализован при помощи косвенной и прямой акцентировки.

Прямая акцентировка может достигаться за счет применения таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д.

Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым необходимо привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и привлекать автоматически внимание. Это может быть выразительный взгляд в зал, более длинная пауза, какой-то особенный жест или понижение / повышение интонации.

Прием «навязывание ритма».

В соответствии с исследованиями психологов, слушатели устают примерно спустя 20 минут после начала выступления[5]. Помимо этого, внимание человека колеблется постоянно. Если не прилагать специально усилий для того, чтобы держать все время на плаву внимание аудитории во время своего публичного выступления, то оно будет неотвратимо «уходить» или переключаться на что-то другое.

Речь не должна быть однообразной и монотонной. В противном случае даже заинтересованный слушатель будет удерживать с трудом внимание, его будет клонить в сон. Именно в таких случаях и находит широкое применение прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик речи и голоса является наиболее простым способом задания нужного ритма публичного выступления. Говоря то тише, то громче, то медленнее, то быстрее, то нейтрально, то скороговоркой, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и пропустить что-либо

Прием «своевременного использования пауз»: выделяет мысль и дает возможность оценить важность сказанного.

При публичном выступлении паузы необходимы:

1. Перед тем как начать говорить. Пауза дает слушателю возможность подготовиться к восприятию, а говорящему позволяет собраться с мыслями.

2. Для усиления значимой мысли..

3. Вместо знаков препинания, когда паузы применяются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

4. При смене темы: пауза разделяет доклад, не дает возможность смешивать его разные этапы.

Прием «переформулировки».

Уже ранее высказанная мысль произносится по-новому, другими выражениями и словами. Это имеет существенное значение, когда идет речь об очень значимых или сложных вопросах для аудитории.

Прием «гиперболы».

Чтобы заострить внимание слушателей, можно прибегнуть к преувеличению, однако затем необходимо отчетливо изложить свою позицию по затронутой проблеме. Для иллюстрации можно взять доклад Остапа Бендера о Нью-Васюках, где он для привлечения внимания жителей Васюков развернул живописно возможную будущность Мирового Шахматного Центра.

Остап Бендер не просто преувеличил, он даже раздул до вселенских масштабов перспективу развития маленьких Васюков – и на этом поставил многоточие. Чтобы не оказаться в роли мошенника, берущего пример со знаменитого персонажа Ильфа и Петрова, следует после применения приема «гипербола» сказать обязательно, что ваша точка зрения отлична от той, что была ранее высказана. Иными словами, сделать то, чего не сделал «Товарищ Бендер» – поставить слушающих и верящих людей в известность о сделанном преувеличении.

Прием «три раза».

Психология запоминания и восприятия такова, что одну, самую важную мысль рекомендуется повторить три раза в различных местах публичного выступления. К примеру, информацию о времени или месте проведения какого-либо мероприятия, название бренда или номер телефона[6].

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, кратко подготовка к публичному выступлению выглядит следующим образом:

¾ установление численности аудитории;

¾ подготовка к тому, чтобы реагировать адекватно на вопросы или небольшие недочеты;

¾ постановка речи;

¾ выбор темы и полное ее рассмотрение;

¾ репетиция в приближенных условиях.

Даже при наличии первоначальных навыков подготовка публичного выступления обязательна, причем в таких условиях, которые будут на официальном докладе.

Перед публичным выступлением необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов.

В первую очередь важно убедиться в том, что одежда соответствует случаю. Неформальная одежда не подойдёт для официальных встреч, а неопрятный внешний вид может испортить первое впечатление аудитории об ораторе.

Завладеть вниманием аудитории нужно с самого начала. Следует поздороваться, дождаться относительной тишины, установить зрительный контакт с аудиторией. Начать выступление можно с шутки или небольшой истории, которые плавно подведут к сути речи.

Чтобы держать аудиторию сфокусированной на ораторе, ему следует грамотно расставлять в речи акценты: вопросы, восклицания, записи на доске и т.д. Также важно расставлять смысловые ударения в предложениях. Помочь не потерять внимание слушателей могут чёткая дикция, уверенный тон и громкий голос.

Важно убедиться в отсутствии отвлекающих факторов (открытых дверей за спиной и др.) и при возможности исследовать пространство, на котором предстоит выступать, перед тем, как начинать речь, чтобы чувствовать себя уверенно в своих перемещениях.

Во время выступления рекомендуется изменить своё местоположение, темп и тембр речи, использовать паузы. Не следует скрещивать руки перед собой и не стоит класть их в карманы. Если оратор не чувствует себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно жестикулировать, ему следует в одну руку ручку или скрепку, чтобы не позволить себе размахивать руками.

Обращаясь к аудитории, следует избегать слов-паразитов, чрезмерно экспрессивных и жаргонных слов, а также речевых и фактических ошибок. Грамотность речи – важный фактор.

Можно использовать иллюстративные средства, чтобы аудитория могла воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Хорошие демонстративные материалы поясняют и конкретизируют выступление, усиливают производимый на слушателей эффект. Презентации, видео, схемы, диаграммы, магнитные доски – существует огромное количество способ разнообразить своё выступление.

Главное в любом выступлении – это естественность. Следует именно разговаривать со слушателями, не читать речь по бумажке.

Перед тем, как выходить к аудитории, следует успокоиться. Нервозность – нормальная реакция на необходимость выступать перед группой людей. Рекомендуется дышать глубже, выучить наизусть первые пару минут речи, чтобы чувствовать себя увереннее поначалу, прийти заранее, чтобы не добавлять факторов стресса, и при возможности поговорить с кем-то из аудитории до начала речи. Чем больше известно о людях, перед которыми предстоит выступать, и чем больше данные люди знают о выступающем, тем легче пройдёт выступление.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: