Публичная речь – явление сложное, творческое. Чтобы достичь необходимого эффекта, оратору нужно много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда является результатом накопленного опыта, умений и знаний. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить со слушателями контакт, отвечать на вопросы, быть готовым к различного рода неожиданностям.
Хорошая подготовлена речь может быть охарактеризована десятью элементами:
¾ ясность;
¾ объективность;
¾ целенаправленность;
¾ лаконизм;
¾ образность;
¾ повторение;
¾ повышение внимания;
¾ смысловая насыщенность;
¾ неожиданность;
¾ юмор.
Подготовка речи начинается задолго до выступления и включает в себя несколько этапов. К примеру, по предложению известного немецкого ученого X. Леммермана, можно выделить такие этапы, как:
¾ сбор материала;
¾ отбор материала и его организация;
¾ обдумывание материала;
¾ подготовка плана или тезисов;
¾ стилистическое оформление;
¾ написание текста выступления;
¾ мысленное освоение;
¾ проба речи[3].
Помимо первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от целей, темы, состава аудитории.
Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а понятной и ясной для слушателей, лаконичной и точной Тема может быть выбрана самим выступающим или ее может определить ситуация, случай.
Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество необходимых фактов, когда вывод вытекает логически из содержания сказанного и слушателям все понятно.
|
Потом следует определить цель выступления, поскольку в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать новые знания слушателям. Информационная речь содержит события, факты, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить удовольствие слушателям, снять стресс. Агитационные речи воодушевляют, убеждают слушателей, побуждают к действию. Зачастую указанные цели публичного выступления могут быть объединены.
Необходимым элементом подготовки выступает оценка состава слушателей и обстановки. Оратор должен заранее выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, национальность, культурный и образовательный уровень, возраст. Помимо этого, очень важно узнать, где выступление будет проходить – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не ли будет слушателям тесно.
Следующий этап работы – подбор материала для определенного публичного выступления.
Выступающий должен изучить официальные документы, научно-популярную и справочную литературу, обобщить размышления и наблюдения. В ходе данной работы рекомендуется делать записи, выписывать факты, цифры, цитаты, вести картотеку.
Как бы мастерски ни владел выступающий речью, текст речи важно заранее готовить. Подготовка написанного заранее текста обладает большим количеством преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести изменения и дополнения, можно кому-либо показать для проверки. Помимо этого, когда оратор работает над речью, он еще раз продумывает тщательно все детали выступления.
|
Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, необходимо определенным образом расположить материал. Поэтому весьма важной является композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить следующие части:
¾ зачин;
¾ вступление;
¾ основная часть;
¾ заключение;
¾ концовка речи.
Однако отдельные части ее могут отсутствовать. Самой распространенной структурой речи является структура, которая состоит из вступления, основной части и заключения.
Композиция выступления может претерпевать изменения в зависимости от цели, темы, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:
¾ принцип последовательности – каждая дальнейшая мысль должна вытекать из предыдущей;
¾ принцип усиления – доказательность и убедительность должны постепенно нарастать (самый сильный довод приберегают к концу);
¾ принцип органического единства – организация материала должна соответствовать самому материалу и намерению оратора;
¾ принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее рациональным, простым способом[4].
Чтобы речь была стройной и последовательной, необходимо составить план. План делает плавным переход от одной части к другой, дает возможность избежать запутанности, лишнего, отхода от темы. Планы можно разделить на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной.
|
Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, давая возможность найти определенный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются формулировки, тезисы речи, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План сообщается обычно в начале выступления, в торжественных же речах его объявление недопустимо.
Среди основных недостатков композиции можно выделить нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.
Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть связан логически с ее началом. В авторской речи действует закон края, вследствие чего заключение должно обобщать те мысли, которые были высказаны в основной части выступления.
При подготовке заключительной части следует наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. В особенности важны последние слова оратора. Завершая выступление, рекомендуется использование приема повторения. Речь может также заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.
Помимо этого, в конце выступления можно сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.
Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, нужно обязательно проработать. Это поможет публике сформировать отчетливое понятие об обсуждаемой проблеме. Языковые средства выразительности, которые могут быть использованы при подготовке публичного выступления:
¾ структурирование текста;
¾ использование сложноподчиненных предложений;
¾ использование вводных слов;
¾ использование риторических вопросов;
¾ выделение основной мысли;
¾ использование пословиц, поговорок и сравнений;
¾ приведение примеров из жизни;
¾ применение повторов.