Общесоциальное и специальное предупреждение торговли несовершеннолетними




2.1§ Общесоциальные меры предупреждения торговли несовершеннолетними

Уполномоченный по правам человека в РФ в своем докладе, в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в отношении граждан выделил особую заботу и внимание к наиболее уязвимой категории российских граждан - детям. В докладе отмечено, что ухудшение социально-экономического положения значительной части населения, увеличение числа неблагополучных семей, недостатки системы воспитания детей и молодежи, существенное снижение образовательного и культурного уровня ведет к социальной дезадаптации детей и подростков, безнадзорности и беспризорности, криминализации детской среды. [11]

Для преодоления негативных тенденций, способствующих распространению этих явлений, необходимо, в том числе, и формирование системы профилактики, обеспечивающей оказание комплексной социальной, медицинской, педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, в то время как ранее эта работа осуществлялась только органами внутренних дел и образования2. Составным звеном указанной системы профилактики является система предупреждения преступлений, связанных с торговлей несовершеннолетними, т.е. деятельность государственных институтов, субъектов правоохранительной деятельности, других институтов общества по противодействию и преодолению причин и условий, детерминирующих преступления, связанные с торговлей несовершеннолетними.

Высокая общественная опасность рассматриваемых посягательств требует не только их своевременного обнаружения и раскрытия, но и, прежде всего, недопущения самих фактов торговли детьми. Предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетний, и в том числе торговли несовершеннолетними, представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление комплекса разноплановых и вместе с тем взаимосвязанных превентивных мер социально-экономического, правового, организационного, воспитательного, медицинского характера, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или минимизацию действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Отмечаемые тенденции роста тех или иных преступлений свидетельствуют не об отсутствии возможностей их предупреждения, а лишь о малоэффективном его осуществлении. Представляется, что в настоящее время ни законодательство, ни следственно-судебная практика пока не дали должной оценки данного явления и не разработали соответствующих мер по его нейтрализации.Объектом предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних служат криминогенные явленияразличного уровня, влияющие; на масштаб преступности, ее динамику и структуру, а также на отдельные виды и группы преступлений. Характер мер воздействия на криминогенные факторы определяется местом криминогенных объектов в структуре причин и условий преступности. По данному основанию в науке и на практике различают меры общесоциальной, специальной, индивидуальной (как разновидность специальной) профилактики.
В криминологической литературе отмечается, что общесоциальные
меры противодействуют общим причинам преступности, создают бла
гоприятную обстановку для предупреждения преступлений на специаль
но-криминологическом уровне. В широком смысле под общесоциаль
ным предупреждением понимается комплекс социальных, экономичес
ких, правовых, организационных мероприятий, направленных на повы
шение уровня жизни населения, снижение социальной напряженности в
обществе, формирование уважения к требованиям закона и общеприня
тым нормам поведения в обществе. Вместе с тем, как справедливо утверждает А.Ф.Токарев,...жесткие разграничительные линии между различными уровнями, формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой. В конечном же итоге все уровни предупреждения преступлений сводятся к устранению причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений.
Применительно к нашей проблеме предупреждения торговли несовершеннолетними общесоциальную профилактику данных преступных посягательств должны составлять такие направления деятельности, которые исключают, уменьшают или нейтрализуют возможное проявление материальных, социальных и психологических предпосылок их возникновения.
Успешное предупреждение преступлений, связанных с торговлей несовершеннолетними, предполагает решение социальных проблем, а именно создание условий для обеспечения:

а) прав и свобод граждан;

б) достойной жизни и свободного развития человека;

в) государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

г) социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалид
ности, для воспитания детей;

д) правовой защиты жизненно важных интересов несовершеннолетних.
Решение указанных задач имеет опосредованное отношение к торговле несовершеннолетними.[12]

Однако, чем стабильнее положение в социальной сфере, тем в более нормальном психологическом состоянии находятся члены общества, тем более уверены они в будущем, что в значительной степени может снизить количество разводов, повысить семейное благополучие, устранить острые конфликты внутри семьи, способствующие уходу детей из семьи, росту безнадзорности. Дети перестанут быть главным демографическим фактором бедности, а отказ от их рождения или даже их продажа - методом социальной самозащиты.
Приоритетным направлением государственной политики в области предупреждения преступлений должно быть изменение положения женщин, особенно в трудовой сфере. В настоящее время здесь возможны два направления: прямые компенсации их неблагоприятного положения и меры по повышению их реальной конкурентоспособности на рынке труда.
Для того, чтобы добиться устранения или смягчения воздействия неблагоприятных факторов на положение женщин, политика государства должна предусматривать дифференцированные виды помощи для различных групп женщин. Каждый из видов помощи должен быть максимально эффективен именно для данной группы. Например, беременные женщины, матери-одиночки относятся к наиболее незащищенным группам населения и требуют большего внимания со стороны государства. Главное, чтобы помощь, предоставляемая женщине, обеспечивала защиту и сохранение здоровья матери и ребенка.

Не вызывает сомнения то, что семья должна формировать законопослушное поведение ее членов, развивать положительные качества личности. Поэтому в данном случае следует признать, что семейный блок непосредственным образом вписывается в общую профилактическую систему. Осуществляя реализацию данного направления профилактики, государство принимает программы регулирования проблем семьи в целях преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, усиления ответственности родителей за воспитание детей. Так, Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 были утверждены Основные направления государственной семейной политики2. В этом документе провозглашается непреходящая ценность семьи для жизни и развития человека и указываются основные направления государственной семейной политики. Утвержденные Указом основные направления государственной семейной политики, на наш взгляд, имеют исключительную важность и ценность. Реализация этих направлений могла бы кардинальным образом улучшить положение семьи и детей. Однако статистические данные свидетельствуют о том, что в реальной действительности интересам семьи и детей пока не уделяется должного внимания. Важным элементом благосостояния является жилищная обеспеченность, а также потенциальная возможность для улучшения жилищных условий. В настоящее время эти возможности неуклонно снижаются, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице. Налицо тенденция замедления предоставления жилья как всем семьям, так и наиболее нуждающимся.[13]

В 1998 году, например, жилье было предоставлено 4% стоящих на очереди многодетных семей и 7% молодых семей, а в 1994 г. соответственно 6% и 10%. Замедление темпов жилищного строительства и переход от бесплатного предоставления жилья к его покупке при сокращении размеров накоплений у подавляющего большинства российских семей делают проблематичным улучшение жилищных условий семей с детьми, и, следовательно, создание нормальных условий для детей в ближайшей перспективе. Последние, спасаясь от психического и физического насилия, унижения человеческого достоинства, уходят из семей или от надзора государства и оказываются на улице, пополняя ряды несовершеннолетних бродяг и попадая в группу «риска». Важными общесоциальными мерами предупреждения торговли несовершеннолетними является борьба с пьянством и алкоголизмом. Мы приводили примеры, и они не единичны, продажи своего ребенка матерями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Как показывает история, репрессивные меры борьбы с этим антисоциальным явлением далеко не всегда дают положительные результаты1. Лица, злоупотребляющие спиртными напитками, в первую очередь, нуждаются в медащинской помощи. Кроме того, положительные результаты может дать ранняя семейная профилактика пьянства девушек и юношей.
Мерами по стабилизации обстановки в семье, имеющими профилактическое значение, является противодействие распаду семьи. Так, в 1997 году на 928,4 тысячи браков пришлось 555,2 тысячи разводов2. В 1998 году число расторгнутых браков уменьшилось на 58,2 тыс., однако число детей в семьях, оставшихся без одного из родителей, увеличилось на 76,4тыс. человек3. Неустроенность быта, жилищная стесненность приводят к обострению отношений в семье, способствуют агрессивности, конфликтности между родителями, и, как следствие, уменьшению внимания к собственным детям. Разрешение жилищной проблемы, удовлетворение потребностей в дошкольных учреждениях, развитие доступной сферы услуг, а также иные меры могут иметь значение для стабилизации обстановки в семье.
Особую роль в современный период российского общества по предупреждению торговли несовершеннолетними призваны играть правовые меры, поскольку реализация криминологических задач предупреждения торговли несовершеннолетними на уровне общесоциальных мероприятий обеспечивается системой правовых средств. Соответствующие нормы содержат трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли законодательства. К данным нормам можно отнести положешы Конституции РФ об охране семьи, материнства и детства; Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; КЗОТа РФ, регулирующего труд женщин; Семейного кодекса РФ, предусматривающего право детей на воспитание в семье, регламентирующего порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающего возможность лишения родительских прав, отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью без лишения родительских прав и т.п.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг норм, способствующих предупреждению преступлений в отношении несовд>шеннолетних, нормативная база общепредупредительного характера в отношении торговли несовершеннолетними, еще недостаточно полна.
Механизм усыновления до недавнего времени был определен Семейным кодексом РФ и «Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам», утвержденным Правительством РФ 15 октября 1995 г., а также Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Мы также подписали Конвенцию ООН «О социальных и юридических принципах в области защиты и благополучия детей». Однако международные и российские правовые нормы нередко игнорировались.
В июне 1998 г. был установлен порядок, согласно которому работающие в России иностранные фирмы, занимающиеся усыновлением детей, должны предварительно получить необходимое разрешение в своих странах и зарегистрироваться в Министерстве образования РФ, но только при наличии рекомендаций от Министерства иностранных дел и Министерства юстиции РФ. А консульские службы РФ в других странах обязаны вести учет усыновленных иностранцами сирот до достижения ими совершеннолетия, защищать их права и интересы.
В статье 127 Семейного кодекса расширен список лиц, которые не могут стать приемными родителями: ранее судимые за тяжкие преступления, не имеющие постоянного жилья и доходов. Некоторые изменения касаются и порядка усыновления наших детей иностранцами. 96

В частности, введено положение об обязательном предварительном общении лица с ребенком. Все эти нововведения, несомненно, носят положительный характер. Однако нужно иметь ввиду, что в ряде стран (Израиль, Испания) запрещена деятельность любых посреднических организаций по усыновлению, и эта сфера находится под полным контролем государства. Сейчас и в США ставится вопрос о передаче права оформления лицензий организаций, занимающихся международным усыновлением, одному из федеральных ведомств.
Проблемами усыновления, опеки и попечительства в Российской Федерации, как это ни странно, ведает Министерство образования. Правда в Москве есть еще и Центр усыновления, а в областях - сотрудники районных отделов народного образования по охране прав детства. По закону они обязаны доводить до сведения населения информацию о запросах на детей из-за границы и в течение нескольких месяцев ему должны попытаться подыскать приемных родителей на родине. Но против этих требований - как минимум десять миллионов долларов, которые получают торговцы детьми только в Москве, в которой ежегодно «усыновляется» более 300 детей из домов ребенка по средней цене 30 тысяч долларов'.
По мнению специалистов решению этой проблемы могло бы способствовать упрощение процедуры усыновления для граждан России, более объективная оценка состояния здоровья детей-сирот, оказание реальной помощи детям из неблагополучных и кризисных семей. Еще в 1997 г. Государственная Дума приняла Постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», где отмечается, что в России «идет процесс коммерциализации межгосударственного усыновления, в котором дети выступают в качестве товара». В этой связи было рекомендовано усилить централизованный контроль за судьбой детей-сирот, заключать специальные межгосударственные соглашения в сфере усыновления (удочерения), а Комитету Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи было предложено представить законопроекты, направленные на повышение эффективности государственного контроля за усыновлением. Однако в этом постановлении ничего не говорилось о необходимости пресечения или ограничения коммерческой деятельности в этой сфере. В то же время Генеральной прокуратурой РФ установлен ряд фак* тов, когда за различного вида вознаграждения (в том числе поездки зй границу за счет инофирм) чиновники предоставляли иностранным кан-i дидатам в усыновители сведения о детях (не предлагавшихся на усынов* ление российским гражданам), в том числе фото- и видеосъемку, предо* ставляли право беспрепятственно посещать детские учреждения, мину» установленный порядок, организовывали предварительное знакомства с детьми в стране проживания самих иностранных граждан. Подобные факты выявлены и в ряде регионов России: в Тверском областном центре по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, в Сафоновской школе-интернате для детей-сирот Смоленско области и др. Хотя в ст. 124 СК РФ закреплены условия наибольшего благоприят* ствования для российских усыновителей, чем для иностранных, что со% ответствует ст.21 Конвенции ООН о правах ребенка, реально это не только не привело к положительной динамике усыновления детей росшие-: кими гражданами, напротив, статистические данные оказались прямо противоположными: международное усыновление из года в год растет (за 3 последних года +72 %), а внутреннее снижается. Уже сейчас в г. Санкт-Петербурге усыновление детей иностранцами составило 85% от общего количества усыновленных, в Тульской области - 68%, в г. Москве - более 50%2. Правительство России в настоящее время предпринимает попытки нормализации положения в области международного усыновления. Так, 28 марта 2000 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»3, в котором устанавливается порядок аккредитации в России иностранных организаций по усыновлению и контроля за их деятельностью. Органом, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной ¦власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанную с передачей на усыновление (удочерение) иностранным гражданам детей, являющихся гражданами Российской Федерации,
стала Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, образованная Правительством Российской Федерации 28 марта 2000 года. Думается, что предпринятые Правительством РФ меры позволят положительно изменить существующее в настоящее время негативное положение в области международного усыновления. Четкая регламентация международного усыновления может способствовать исключению его из числа каналов, используемых для маскировки торговли детьми.
Учитывая особую значимость дел об установлении усыновления, законодатель предусмотрел в п.1 ст. 125 Семейного кодекса РФ и ч.1 ст.263-4 ГПК РСФСР обязательное участие по ним прокурора. Однако, как показало исследование, проведенное Генеральной прокуратурой РФ, участие прокурора по многим делам не было обеспечено. Например, из 430 дел, рассмотренных судами Челябинской области, 54 дела были рассмотрены без участия прокурора. В отсутствие прокурора рассматривались отдельные дела судами Ставропольского, Приморского краев, Калининградской, Тюменской, Волгоградской, Томской, Владимирской областей. Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания. Однако в стране происходит прямо противоположный процесс. Число детей, устроенныхв семью, сокращается, но растет число так называемых «государственных детей», то есть тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. За период с 1996 года по 1998 год число детей, переданных на усыновление, уменьшилось на 17%. Понятно, что одной из причин такого положения является снижение жизненного уровня населения, хронический кризис с выплатой социальных пособий, что превращает содержание детей для многих семей в непосильное бремя. С другой стороны, по данным Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры, уменьшению количества усыновленных россиянами детей способствует крайне низкая активность органов опеки и попечительства, функции которых возложены, как правило, на органы образования. Их деятельность, вопреки требованиям ст.123 Семейного кодекса РФ, сведена в основном к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, тогда как органы опеки обязаны сами в инициативном порядке подыскивать детям-сиротам усыновителей. Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой, показала, что повсеместно не выполняются требования ст.ст.122, 126 Семейного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 №919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей», определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Должности ные лица учреждений, в которых содержатся такие дети, сведения о них» в органы опеки и попечительства направляют несвоевременно, в резуль-; тате тысячи детей содержатся в больницах, приютах, домах ребенка. Щ свою очередь, органы опеки и попечительства не передают сведения о взятых на учет детях в установленные законом сроки в органы исполнительной власти субъекта Федерации. Выборочной проверкой Генеральной прокуратуры только в семи регионах выявлено 1774 ребенка, сведения о которых вообще не передавались ни на местном, ни на региональном, ни на федеральном уровне, и эти дети выпали из поля зрения органов опеки и попечительства.

Осо бое значение в деле предупреждения торговли несовершеннолетними имеет профилактика беспризорности и безнадзорности самих несовершеннолетних. Как показывают результаты нашего исследования, беспризорность и безнадзорность детей и подростков является одним из факторов, провоцирующих торговлю несовершеннолетними. Крайне негативное социальное явление - беспризорность несовершеннолетних является наиболее весомым свидетельством того, что в любой переходный период, как от капитализма к социализму, так и наоборот, общество потрясают тяжелые социальные болезни. Так, ситуация, которая была характерна для России начала 20-х, стала типична и для современного российского общества. Характеризуя подход исследователей того времени к изучаемой проблематике, следует указать, что беспризорность рассматривалась как один из источников, питающих как правонарушениянесовершеннолетних, так и преступления в отношении несовершеннолетних. В научной литературе этого периода делалась попытка дать определение понятию беспризор-ностикак социальному явлению. Так, по мнению П.И. Люблинского, беспризорность - это «состояние, характеризующее не самую личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он рос и воспитывался».
Профессор М.И. Гернет отмечал, что если ранее под беспризорным ребенком понимался тот, кто находился на улице, не имел семьи и пристанища, то «в настоящее время от такого узкого понятия отказались и считают беспризорным всякого ребенка, находящегося в таких условиях, которые не гарантируют ему определенного минимума для его раз-витияв физическом и нравственном отношении»4.
В настоящее время Правительством Российской Федерации принимается ряд мер, направленных на улучшение положения семьи и детей. В России открыты и действуют учреждения социального обслуживания семей и детей, приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые склонны к агрессии, бродяжничеству, чьи семьи принадлежат к «группе риска». Приоритет в деле преодоления безнадзорности занимают специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не только обеспечивающие профилактику детской безнадзорности, но и смягчающие ее последствия. Это сопиально-реабилитационные центры, социальные приюты для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Как отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека, за период с 1994 года в органах социальной защиты населения создано; 640 таких учреждений, в которых только за 1998 год оказана помощь более 120 тыс. безнадзорных детей. Эти учреждения берут на себя за-; боту о восстановлении социального статуса детей, утративших семейные связи. Их деятельность направлена прежде всего на реабилитацию iродной семьи ребенка; в случае, если это оказывается невозможным, предпринимаются меры по передаче детей в приемные семьи, на усыновление, под опеку и т.д.'
В 1994 году разработана и начала реализовываться Федеральная президентская программа «Дети России», 27 июля 1996 года утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1997-1998 годы». Комплексные меры социальнойи правовой защиты детей предусмотрены в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Правительство Российской Федерации утвердило на 2001-2002 годы Федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство» и представило указанные программы для решения вопроса о включении их в состав президентской программы «Дети России».
С точки зрения целей и задач общесоциального предупреждения торговли несовершеннолетними наибольший интерес представляют целевые программы «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания. семьи и детей», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В этих программах представлена целая система мер, которая может оказать позитивное воздействие на практику предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних. В частности предполагается увеличение в субъектах Российской Федерации социальных учреждений и служб, включающих территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи, помощи по телефону, кризисные центры для женщин, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Необходимо отметить, что к началу 2000 г. уже функционировали 334 территориальных центра социальной помощи населению, 20 центров экстренной психологической помощи населению, 10 кризисных центров для женщин. Эти учреждения оказали более 3,5 миллионов различных социальных услуг 2 миллионам 307 тысячам человек. [14]

Таким образом, общесоциальныемеры по предупреждению торговли несовершеннолетними предполагают: изучение и оценку криминологической ситуации в городе, районе, регионе, стране, связанной с преступлениями против семьи и несовершеннолетних и, в частности, с торговлей несовершеннолетними;
изучение социально-экономических и иных ресурсных условий, обеспечивающих деятельность по предупреждению этого вида преступлений, в первую очередь, по поддержке институтов материнства и детства; планирование мер по предупреждению торговли детьми для различных государственных организаций и учреждений - субъектов предупредительной деятельности; взаимодействие государственных органов и должностных лиц, прежде всего правоохранительных органов, по осуществлению профилактических мероприятий и целевых программ по сдерживанию и противодействию преступности против семьи и несовершеннолетних; использование средств массовой информации, современных форм и методов агитационно-пропагандистской работы в развитии духовно-нравственной и социально-психологической сфер общества и особенно в молодежной среде;
привлечение общественных институтов и восстановление практики активного участия в жизни неблагополучных семей различного рода общественных формирований.

 

2.1§ Специальные меры предупреждения торговли несовершеннолетними

Общий успех борьбы с торговлей несовершеннолетними в значительной степени зависит от состояния специального криминологического их предупреждения, субъектами которого являются государственные, общественные организации и правоохранительные органы. Понятие мер специального предупреждения преступлений трактуется различными учеными весьма неоднозначно. Так, Г.М. Миньковский относит к специальным мерам меры по предотвращению совершения преступлений конкретными лицами, меры по предупреждению рецидива преступлений, а также меры по ликвидации причин и условий, облегчающих совершение преступлений. По характеру эти меры подразделяются им на технические, процессуальные, организационные, оператив-ныеи др.' Несколько иной является позиция А.Э. Жалинского, который считает, что меры называются специальным не только потому, что специально направлены на достижение определенных целей, но и потому, что требуют специальных и даже профессиональных знаний. [15]

На наш взгляд, специальные меры предупреждения преступлений это те меры, которые прямо направлены на устранение причин конкретных преступных проявлений, в нашем случае против семьи и несовершеннолетних и в их числе - торговли детьми.

Меры специально-криминологического уровня менее масштабны, чем меры общесоциального уровня, но они более конкретны, поскольку их цели и задачи связаны не со всем обществом, а лишь с конкретным слоем населения, конкретным регионом страны, городом, поселком, конкретными лицами или группой лиц.

Специальные меры предупреждения преступлений направлены на выявление причин и условий преступлений, на принятие мер к их устранению, позитивное корректирующее воздействие на лиц с противоправнымповедением, а также на предотвращение замышляемых и подготавливаемых или пресечение начатых и длящихся преступных деяний. Как уже отмечалось, специальные меры предупреждения по своему характеру могут носить оперативный, процессуальный, уголовно-правовой и иной характер.
В широком смысле слова, суть данного вида предупреждения состоит в том, чтобы своевременно обнаружить готовящееся или совершенное преступление, принять надлежащие меры к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечить правильное применение закона при определении наказания, с тем, чтобы исключить возможность и желание преступников после отбытия наказаниявновь совершать преступления, а главное - устранить причины и условия, способствующие совершению преступления.
Важное значение здесь имеет систематическая и последовательная работа с жертвами семейного насилия, поскольку, как отмечается в докладе, подготовленном Министерством образования, в настоящее время выросло число детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия, включая сексуальное со стороны родителей. По данным исследования, проведенного в Новгородской области, в 100% проблемных семей (т.е. таких семей, которые не способны обеспечить нормальные условия для воспитания детей) присутствует эмоциональное насилие, которое приводит кнарушениям психикиребенка. Насилие гонитребенка из дома, приводит к людям, которые пользуясь доверчивостью, вовлекают в противоправное поведение или совершают в отношении него преступления. Работа с жертвами домашнего насилия - одна из серьезных мер, направленных на предупреждение торговли несовершеннолетними. [16]
Примечательно, что в 1999 году МВД России издало распоряжение № 1/19846, предписывающее включение в рабочие программы учебных дисциплин (криминология и профилактика преступлений, уголовное право, семейное право, административная деятельность) дополнительных вопросов по организации работы с жертвами семейного насилия и профилактике семейных конфликтов. Этот факт вселяет оптимизм в успех предупреждения семейного насилия и профилактики семейных э конфликтов, одним из последствий которых может быть и такое пре-, ступление, как торговля несовершеннолетними.
Одной из основных мер уголовно-правового предотвращения преступлений является склонение лица к добровольному отказу от совершения преступления. Как известно, добровольный отказ от преступления является обстоятельством, полностью исключающим уголовную ответственность за начатое преступление. Основными приемами склонения лица к добровольному отказу от совершения преступления являются меры воздействия через родственников, знакомых или других лиц, могущих оказать положительное влияние на профилактируемое лицо. Учитывая уже отмечавшееся повышенное мнительное отношение женщин к мнению окружающих людей, особенно близких, об их поступках, данная форма профилактики может быть достаточно эффективной. При определенных условиях, уголовный закон допускает полное освобождение от уголовной ответственности. Например, за похищение человека, если лицо добровольно освободило похищенного (ст. 126 УК РФ); за терроризм, если лицо своевременно способствовало предотвращению осуществления акта терроризма (ст.205 УК РФ); за захват заложника, если лицо освободило заложника (ст.206 УК РФ) и др. Аналогично решается вопрос и в других случаях: при добровольной сдаче предметов, указанных в ст.ст.222 и 223 УК РФ, наркотических средств (ст.228 УК РФ) и др. Все эти нормы носят профилактический характер, в одних случаях предотвращая наступление преступных последствий совершенного преступления, в других - помогая изобличить преступников. Несмотря на то, что перечисленные преступления обладают повышенной опасностью, законодатель нашел возможным пойти на компромисс и предусмотрел при определенных условиях полное освобождение виновных от уголовной ответственности.
Полагаем, что нет ничего предосудительного в том, чтобы предложить законодателю компромисс с лицами, купившими (или приобретшими иными способами) несовершеннолетнего с целью его усыновления. Не вызывает сомнения тот факт, что если ребенок был продан собственными родителями, то им безразлична его дальнейшая судьба, они не намерены растить и воспитывать его как своего собственного. С другой стороны, в лице покупателей ребенок приобретает новую семью. Лица, купившие такого ребенка, по сути реализуют его право на жизнь и воспитание в семье. Главное, чтобы в центре внимания оказались интересы ребенка. При этом необходимо, конечно, иметь ввиду, что речь идет о лицах искренне желающих и способных дать ребенку семью и должное воспитание.
Поэтому вполне оправданным, на наш взгляд, было бы включение в ст. 152 УК РФ примечания следующего содержания: «Лицо, приобретшее несовершеннолетнего с целью усыновления, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило о данном факте правоохранительным органам и если в действиях этого лица не содержится состава иного преступления». Разумеется, необходима соответствующая процедура, позволяющая установить, что новая семья - в интересах ребенка. [17]
Проведенный нами опрос показал, что около 60% опрошенных сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры посчитали нецелесообразным привлечение к уголовной ответственности лиц, приобретших ребенка с целью усыновления, но уклонившихся от официальной процедуры получения ребенка, желая ускорить процесс, сохранить конфиденциальность, стремясь избавить ребенка от вредного ему окружения и т.п.; 68% опрошенных поддержали предложение о включении в ст. 152 УК РФ указанного примечания. Естественно, что такой подход может быть реализован лишь при гарантии законного усыновления ребенка лицами, приобретшими его незаконным путем.
Более активную роль в предупреждении торговли несовершеннолетними могут играть медицинские учреждения. Кроме общего медицинского просвещения, оказания медицинской, в том числе и акушерской, помощи, врачи и другие медицинские работники должны осуществлять более строгий контроль за беременными несовершеннолетними, одинокими, многодетными, женщинами, находящимися в тяжелых материальных условиях. И в случае выявления факта нежелательной беременности или решения в дальнейшем избавиться от ребенка каким-либо способом, врачи должны оказывать таким лицам содействие в сохранении плода и определении его дальнейшей участи.
Таким образом, взаимодействие правоохранительных органов, судов, медицинских и психологических служб поможет добиться большей эффективности в деле предупреждения торговли несовершеннолетними.
В предупреждении торговли несовершеннолетними важную роль играют органы внутренних дел. Решение этой задачи главным образом входит в компетенцию службы милиции общественной безопасности (участковых инспекторов милиции и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних) и подразделения уголовного розыска. Де тельность различных подразделений органов внутренних дел по даншг направлениям имеет свою специфику. Но для того, чтобы работа по пр дупреждению торговли несовершенно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: