Масс- медиа: наслаждение «свободой»-геополитическая ловушка




Д.Ш. Халидов, вице-президент Академии геополитических проблем, руководитель Центра стратегических исследований проблем этнополитики и ислама, доктор политологии.

СМИ и национальная безопасность России: горькие «плоды» западнизации

Предисловие. Об информационной войне с Россией, а в прошлом, и с бывшим Союзом ССР говорят и пишут часто, пытаются найти противоядие. Общим местом в рассуждениях на эту тему стал тезис о ключевой роли информационно-психологической войны в демонтаже бывшего Союза ССР(См. более под. Шевякин А.П. «Загадка гибели СССР. История заговоров и предательств 1945-1991»). А теперь все чаще говорят об информационном «терроре», или о войне на поражение массового сознания («консциентальная война», термин Юрия Громыко и Юрия Крупного), направленной на полный слом культурного «кода» страны и цивилизационную перевербовку. С ядерной бомбой, но только с нелетальным исходом, сравнил СМИ один из моих знакомых экспертов из Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования(директор, С.С.Сулакшин). Но на какие вопросы важно ответить в связи с нашей темой. Кто субъект этой войны в России и главный заказчик, каковы его и стратегические цели и ценности; в каком соотношении находятся объекты этой войны и методы и «технологии»? Как противостоят этой необъявленной войне и кто наши союзники в этом противостоянии?

 

Масс- медиа: наслаждение «свободой»-геополитическая ловушка

На Западе, главным образом - в США, накоплен богатый опыт ведения информационной войны; в том числе- и с собственным населением. Не надо этому удивляться, ибо медиократия это «органичное» продолжение глобальной олигархии, или крупного капитала. А у глобалистов(или мондиалистов) цели и задачи не сильно варьируются в зависимости от страны. Достаточно ознакомиться с знаменитой монографией «Смерть Запада », экс- советника президентов Никсона и Рейгана, Патрика Ф. Бьюкенина, чтобы убедиться в этом: на 80% антиглобалистская аргументация американского патриота (против масс- медиа и культурной элиты Америки) совпадает с доводами российских национал- патриотов. В аналогичном ключе, но уже с позиций итальянской (лево-патриотической) демократии, пишет и известный журналист, депутат Европарламента, Джульетто Кьезо в своей книге«ВОЙНА ИМПЕРИЙ. ВОСТОК-ЗАПАД». Та же озабоченность засильем медиократии и её разрушительной работой, неподдельная тревога за судьбу детей и молодежи, души которых калечатся ежедневными программами передач медиа- «империи» Сильвии Берлускони. Интересное наблюдение сделал Дж. Кьезо: «технологии» манипуляции прошедшую «обкатку» в США- различные медийные проекты и методы работы с массами- доходят до Италии через 10-15 лет. До России эти медийные «шедевры» доходят еще раньше, через несколько лет, благодаря налаженным связям «родственных душ».

Да, безусловно, Запад в этом плане набрал колоссальный опыт по оболваниванию и понижению интеллектуального и нравственного уровня потребителей информации. Но отечественная медиократия показывает удивительную ученическую способность, не утруждая себя вопросами – надо ли это России. Без учета накопленного на Западе негативного опыта опоры на «свободу слова» мы мало что поймем в природе информвойны и в поведении неолиберальных масс-медиа в России. У Глобальных Хозяев Дискурса (термин израильского мыслителя и общественного деятеля, Исраэля Шамира) - своё ответвление в России, которое известный русский мыслитель, Александр Панарин очень метко назвал «агентурой глобализации». Их легко можно вычислить по выступлениям и комментариям на злобу дня, по целому ряду программ и ток-шоу, проведя контент- анализ их деятельности в СМИ и государственных структурах, в образовании, СМИ, здравоохранении и т.д. Попробуем разобраться только на масс- медийной и экспертной её(агентуры глобализации) составляющей в России.

Краткое культурно-историческое отступление. Пища духовная (поиск смысла жизни и правды) всегда играла в России выдающуюся роль в жизни человека и общества. Здесь мечта и образ будущего страны, ее места в мире всегда мобилизовывали авангард народа на подвиг и созидание. На каких ценностях воспитывается российская молодежь, каково содержание культов внедряемых и впитываемых с детских лет в стране: делают ли они осмысленной жизнь людей, или же ОБЕССМЫСЛИВАЮТ её? Какой же духовной пищей потчуют наше общество отечественная масс- медиа, сфера искусства и культуры?

И здесь, с сожалением приходится отмечать, что пища эта насквозь отравлена. «Яд», который несут в себе целый ряд программ и проектов на отечественном ТВ, в периодике и литературе – заражают вирусом разрушения сознание масс. Негативное программирование сознания молодежи, очевидное в масс- медийной политике, лишает наши народы и страну будущего. Ситуация слишком серьезно, чтобы можно было ограничиться ссылками только на коммерческие интересы «шоу» и реклам- бизнеса, медио – начальства, крупных корпораций и банков. «Ничего кроме коммерции, и никакой идеологии!» - пытаются нам внушить адепты такой информ- «культурной» политики. Между тем все то, что фиксируется исследователями к настоящему времени в сфере масс- медиа, искусства и культуры на Западе и в России и есть настоящая идеология и политика, которая укладывается в формулу 3-х «Р»+«Д»: РАЗРУШЕНИЯ, РАСТЛЕНИЯ, РАЗЛОЖЕНИЯ и ДЕБИЛИЗАЦИИ.

Свобода слова: этапы разрушения. В разрушительной и разлагающей антипросвещенческой работе СМИ, можно выделить несколько этапов и логику трансформаций. В 1990-е г., первая волна демократов в СМИ несли с собой определенный заряд позитивной энергии и созидания и искренне, возможно, верили в то, что полный разворот на Запад- для нас есть благо неоспоримое. Но впоследствии, логика развития страны, и СМИ также, подпадавших под пресс рецептов Запада требовала от них все большего отказа от тех ценностей и норм, с которыми они собственно и разрушали основы старого строя в экс- Союзе.

Соответственно, в тот период можно было выделить две-три подгруппы в деятельности которых в разной степени были представлены элементы информвойны против России и западные(главным образом, американские) медийные «технологии» манипуляции. В первой подгруппе были очевидны элементы искренности и социальной ответственности, при минимуме манипулятивных установок и влияния западных рецептов. Неприятие откровенной лжи, побольше правды жизни и установка на минимум административной цензуры - таковы были, очевидно, мотивы этой плеяды отечественных журналистов. Конфликт этой группы и соответствующей практики с отечественной медиократией, тесно связанной с властями, был неизбежен. Что и отразилось на их личной судьбе и судьбе их программ.

Во второй подгруппе отчетливо проявлялись установки на манипуляцию и смену культурного «кода» России в неолиберальном ключе; попытки «модернизировать» сознание россиян по рецептам американской теории и практики манипуляций. Различного рода ток-шоу и программы в неявной (развлекательной) форме несли в себе функцию слома культурных образцов и привычных социальных норм российского общества. Хотя «груз» прошлого, в хорошем смысле этого слова, не позволял авторам этих программ опускаться до неподобающего уровня. Остатки социальной ответственности еще давали о себе знать. Другие программы были заняты «перепиской» истории и демонизацией советского прошлого и коммунистической партии, русской истории и культуры.

Третья подгруппа – это уже откровенные дельцы и циники на масс- медийном «фронте»: различные маги и колдуны, специалисты оккультных «наук» и экстрасенсорики, гипноза и астрологии, заполнявшие львиную и лучшую часть эфирного времени на отечественном ТВ. К этому же «классу» манипуляторов можно отнести и дешевых сатириков, подвизавшихся на обливании грязью российского прошлого; деятелей шоу-бизнеса и авторов ток-шоу, направленных на разрушение артельных(солидарных) основ жизни русского общества; формирующих эгоцентрические и аморальные установки. Здесь уже чувствовался богатый опыт, накопленный на Западе по части манипуляции сознанием людей.

Деятельность последних двух групп отечественного масс- медийного сообщества вписывали Россию в «цивилизованный» мир Запада, но как «нерадивого ученика » вынужденного вновь открывать «окно в Европу». Дискуссия на любую (околополитическую) тему завершалась нейролингивистической «мантрой»: «Россия часть Европы и она непременно должна вернуться в семью цивилизованных народов».

С 2000-х годов первую группу талантливых и (в той ил иной мере) ответственных сменили безликие функционеры от масс- медиа, а вторая и третья подгруппы получили простор для разрушительного «творчества». Новые требования и новые, предельно отвязные, нормы стали играть решающую роль в политике неолиберальной и по сути антидемократической медиократии. Ложь и цинизм– отличительная черта этой, постперестроечной, постдемократической когорты информационных «террористов». Именно благодаря им, все больше передач – откровенно пошлого и безвкусного характера; все больше пиара вокруг наркоты и секса, похоти и греха. Все больше на экране обывательского дебилизма. Безвкусица и антинорма возводится в ранг моды, ибо транслируется с такой уверенностью в своей правоте, что остается только разводить руками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: