Тема 2. Речевая семантика в узком смысле: тропы и их функции.




Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Тропы и их роль в художественном тексте» преподаётся в 3 семестре. Общая трудоёмкость составляет 2 ЗЕ или 72 часа: из них 32 часа аудиторной нагрузки (12 часов лекций, 20 часов практических занятий) и 40 часов самостоятельной работы с итоговым контролем зачётом.

Номер семестра Учебные занятия В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм Форма итоговой аттестации
Всего Лекции, час Лабораторные занятия, час Практическ. Занятия, час Самостоят. Работа,час
Трудоемк.
Зач. ед. Часы
        -       зачет

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование раздела и тем Количество часов по формам организации обучения
Лекц. Занятия Лаб. Занятия Практ. Занятия Самост. Работа Объем уч. Раб. С прим. Интеракт. Форм
3 семестр
Тема 1. Художественная речь как одна из ведущих сторон художественной формы литературного произведения. Ее основные свойства   - -    
Тема 2. Речевая семантика в узком смысле: тропы и их функции   - -    
Тема 3. Основные аспекты изучения речевой семантики. Панорама основных научных концепций   -      
Тема 4. Виды тропов. Полемические моменты в определении основного состава данной семантической группы   -      
Тема 5. Опыт диагностики тропов в тексте, определение их функций в контексте целостного анализа   -     (27%)
ИТОГО за 4 семестр:   -     13 (27%)
             

 

СОДЕРЖАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА

Тема 1. Художественная речь как одна из ведущих сторон художественной формы литературного произведения. Ее основные свойства.

Художественная речь как одна из значимых сторон художественной формы. Ее зависимость от особенностей эмоционально-мыслительного содержания. Литературоведческая стилистика как раздел науки о литературе, изучающий средства, позволяющие достичь максимальной выразительности. Образность, иносказательность, эмоциональность, авторская оригинальность как основные свойства художественной речи

 

Тема 2. Речевая семантика в узком смысле: тропы и их функции.

Многоплановость художественно-речевых средств: семантический, интонационно-синтаксический и ритмико-фонетический пласты художественной речи. Речевая семантика и ее место в структуре художественной ткани литературного произведения. Тропы и их осмысление в контексте утверждения А.Потебни: «Поэзия есть всегда иносказание».

Интерактивная форма: лекция с элементами беседы об основных функциях тропов в литературном произведении.

 

Тема 3. Основные аспекты изучения речевой семантики. Панорама основных научных концепций.

Генезис и этапы формирования учение о тропах (от античности до наших дней). Вклад В.Виноградова, Г.Винокура, В.Жирмунского, Б.Томашевского, В.Шкловского, Б.Эйхенбаума, Р.Якобсона и других отечественных литературоведов в учение о тропах.

Интерактивная форма: работа в микрогруппах по проблемным вопросам научной интерпретации троповы; работа в парах (подбор материалов из Интернета).

 

Тема 4. Виды тропов. Полемические моменты в определении основного состава данной семантической группы.

Оснвные виды тропов: сравнение, метафора, перифраза, метаморфоза, метонимия, синекдоха; олицетворение, анимизм; аллегория; ирония; оксюморон, гротеск; гипербола, литота; символ; виды эпитетов

Интерактивная форма: составление кластера «Тропы»; работа в парах (подбор материалов из Интернета); групповое творческое задание (классификационные признаки выделения тропов в тексте; эвристическая беседа по теме – «Многоформность метафоры»; работа в микрогруппах (анализ наиболее типичных метафорических форм); тренинг по выявлению классификационных параметров.

 

Тема 5. Опыт диагностики тропов в тексте, определение их функций в контексте целостного анализа.

Диагностирование тропов в тексте. Механизм выявление типологических характеристик. Исследование функций в контексте изучения поэтической образности. Устойчивые и инновационные авторские формы.

Интерактивная форма: работа в парах (подбор материалов из Интернета); групповое творческое задание (характеристика фрагмента художественного произведения); работа в микрогруппах (составление заданий для практическо-иллюстративного применения); эвристическая беседа о разнообразии выразительных средств художественной речи.

 

 

Промежуточный контроль осуществляется в форме тестов, проверяющих знания студентами содержания основных тем дисциплины.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, на котором студенты отвечают на один теоретический вопрос и выполняют практической задание.

.

Примерные вопросы к зачету

1. Художественная речь как одна из составляющих содержательной формы ХП. Основные пласты художественной речи литературного произведения.

2. 2. Семантический пласт художественной речи. Состав и функции.

3. Понятие «троп» и его эволюция в литературоведческой мысли.

4. Основные исследователи семантического пласта художественной речи. Панорама основных концепций.

5. Тропы. Их свойства и функции.

6. Метафора. Полемические моменты ее интерпретации.

7. Обязательный набор тропов в школьном изучении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: