Биография художника-передвижника Сурикова В.И.




Проект

Социальная тематика в живописи реализма: специфика русской школы

(художник - передвижник В.И.Суриков)

 

 

Выполнил ученик 11-А класса

ФИО

Руководитель проекта: учитель

мировой художественной культуры

Дегтярева Т.О.

 

Ровеньки

2020 г.

Содержание

Введение 2

1. Живопись реализма 6

2. Биография художника-передвижника Сурикова В.И. 9

3. Творчество Сурикова В.И. 10

4. Произведение В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» 15

5. Выводы 18

Список использованной литературы 19

 

 

Введение

Реали́зм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), опубликовавшего в 1855 году в Париже "Манифест реализма". Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России — передвижничество.

Планирование содержания проекта и этапов его проведения.

Первый этап – начальный

Краткая аннотация проекта:

Проект посвящён изучению темы «Социальная тематика в живописи реализма: специфика русской школы» на примере творчества художника - передвижника В.И.Сурикова.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности - проектная деятельность.

По предметно - содержательной области - исследовательская деятельность.

По продолжительности – среднесрочный.

По характеру контактов – индивидуальная работа.

По количеству участников – 1 ученик.

Цель проекта:

Ознакомиться с особенностями живописи реализма на примере творчества русского художника В.И.Сурикова.

Задачи проекта:

- выяснить, что означает термин «реализм»;

- изучение творчества русского художника В.И.Сурикова;

- привлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;

- развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.

Проблемный вопрос

Социальная тематика в живописи реализма: специфика русской школы на примере творчества художника - передвижника В.И.Сурикова.

Второй этап – исследовательский

Постановка задачи и выяснение первоначальных знаний:

Раскрыть сущность реализма, как направления в мировой художественной культуре.

Плана работы обучающегося индивидуально или в группе

· Спросить дома.

· Изучить книги из домашней библиотеки.

· Воспользоваться энциклопедиями и интернетом.

Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе

· Воспользовались научно – популярной литературой, интернетом

· Провели опрос

· Выборочное исследование

· Сделали вывод

Третий этап – выполнение проекта

· Самостоятельная работа над проектом, его оформление

· Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

· Подготовка к защите проекта

В ходе работы над проектом я узнал:

- об особенностях реализма, как направления в искусстве второй половины XIX века;

-составили свод правил поведения людей в лесу (разрешающих и запрещающих);

- нарисовали предупреждающие знаки.

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу:

В.И.Суриков – выдающийся русский живописец. Его произведение написаны в стиле реализма, направление в искусстве второй половины XIX века. Реализму присуще представление действительности, как она есть на самом деле.

 

Живопись реализма

Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века.

К середине XIX в. реализм становится ведущим и наиболее влиятельным художественным направлением искусства. Русский художественный критик и историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал: «...Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...». Какие новые задачи ставило теперь искусство? Что определяло его суть?

Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) —обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и использование.

В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Творчество отдельного художника, воплотившего его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления.

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение действительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал: «Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шуток нашей эпохи... Реализм стар как мир, реалисты существовали во все века...» Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, поражающие безжалостной правдой характеристик, реалистические портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Караваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление.

Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречивых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи. В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший поддержку новому направлению в искусстве.

Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819 - 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две картины, имевшие принципиальное значение для художника («Похороны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы: «Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не давали правильного представления о вещах... Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хотел... быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».

Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определили суть реалистического направления в искусстве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдающихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Великобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европейский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии.

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» становится одним из главных критериев реалистического искусства. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Справедливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации).

 

Биография художника-передвижника Сурикова В.И.

Васи́лий Ива́нович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Родился в Красноярске. Начал рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Н.В.Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году художник подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин», за которую получил Малую золотую медаль.

4 ноября 1875 года окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество.

Последней работой художника стала картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).

В 1915 году Суриков уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: