Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства», 10 класс




ФИГУРЫРЕЧИ

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной речи. Типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средство – противительные союзы А, НО и интонация или только интонация. У Лермонтова:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

Из груди извлечет не речь, но стон;

И не привет, упрек услышит он.

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Градация – от латинского «постепенное повышение» - расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых и контекстуальных) по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

На этом приеме построена сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оксюморон – от греческого «остроумно-глупое» - соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, сон наяву, больное счастье, долгий миг, звонкая тишина, горькая радость, горький мед… Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: чужбина-родина (М.Цветаева), смысл бессмысленных речей (Ю. Тынянов), радость-страдание (А. Блок), ласковый плач (В. Брюсов), друг без друзей (М. Цветаева), ледяной огонь вина (В. Брюсов).

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я! (А.Пушкин)

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья. (А.Пушкин)

В названии произведений как ведущее композиционное средство («Живой труп» Л.Н. Толстой)

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтак5сическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин)

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П. Антокольский)

Анафора - от греч. «единоначатие» - повторение звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале стихов или строф. Самый распространенный вид единоначатия – лексическая анафора. (Стихотворение К. Симонова «Жди меня»)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катиться река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк. Характерна для поэтической речи. (Стихотворение А. Вознесенского «Ну что тебе надо еще от меня?»)

Милый друг, и в тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Пороша. Мы встаем,

И тотчас на коня,

И рысью по полю

При первом свете дня. (пропущено: садимся, скачем. А.Пушкин)

 

Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства», 10 класс

Вариант 1. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

1. Притихшая, усталая,

Заголосила, старая.

Заголосила, вспомнила

Девичество бездомное. (Твардовский А.)

2. И я пойду, пойду опять,

Пойду бродить в густых лесах,

Степной дорогою блуждать. (Полонский Я.)

3. Смерть и бессмертие,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто. (Лермонтов М.)

4. О как мучительно тобою счастлив я! (Пушкин А.)

5. Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

6. Меж тем вдали то грустный, то веселый

Раздался звук обычной баркаролы. (Лермонтов М.)

7. Не дарите мне беду словно сдачу,

Словно сдачу, словно гривенник старый. (Галич А.)

8. Агавы светлой он счастливо

Достиг зеленых берегов. (Лермонтов М.)

9. Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая.

10. Заунывный рев мотора.

Сумасшедший звон жары.

Задыхаясь – в гору, в гору,

И – зажмурившись - с горы. (Рождественский Р.)

11. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. (Прокофьев А.)

12. – Идея! – издали закричал Тулин. – Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть помилую! Я! Беру! К! Себе! В! Группу! Вот! (Гранин Д.)

13. Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (Светлов М.)

14. И казалось мне, что взор его вечен,

Неподвижен, словно солнце в зените… (Галич А.)

15. Злой октябрь осыпает перстни

С коричневых рук берез. (Есенин С.)

Вариант №2. Определить изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры) в предложенных для анализа примерах:

1. Что-то неуловимое, восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (Солоухин В.)

2. Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем. (Лермонтов М.)

3. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль. (Лермонтов М.)

4. Зовет меня, зовет твой стон.

Зовет и гробу приближает. (Державин Г.)

5. Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. (Лермонтов М.)

6. И сова перелетала по небу тихому от колокольни. (Жуковский В.)

7. И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените. (Галич А.)

8. Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Пастернак Б.)

9. Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые? (Евтушенко Е.)

10. Маленький городок.

Северный говорок.

Выцветшая луна.

Северная Двина. (Ваншенкин К.)

11. По небу голубому

Проехал грохот грома. (Маршак С.)

12. Спокойствие.

Будущее не ясно.

Но.

Но нужна дружба с русскими. И он действительно прекрасный человек. Грибоедов. И к тому же он молод. (Тынянов Ю.)

13. И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил. (Пушкин А.)

14. Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка. (Есенин С.)

15. Мечты, мечты! Где ваша сладость! (Пушкин А.)

Ответы.

1 вариант

1. Лексическая анафора

2. Градация, ассонанс

3. Антитеза

4. Оксюморон, риторическое восклицание

5. Эпитет, олицетворение

6. Эпитет, антитеза

7. Сравнение

8. Инверсия

9. Инверсия, олицетворение, обращение

10. Эллипсис, антитеза

11. Ассонанс, антитеза

12. Парцелляция

13. Риторическое обращение, вопрос, олицетворение

14. Сравнение

15. Эпитет, олицетворение

 

2 вариант

1. Градация

2. Антитеза

3. Оксюморон

4. Анафора

5. Оксюморон

6. Эпитет, инверсия

7. Сравнение

8. Сравнение

9. Эллипсис

10. Синтаксический параллелизм

11. Аллитерация, олицетворение

12. Парцелляция

13. Инверсия

14. Инверсия, сравнение, эпитет

15. Риторическое обращение, восклицание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: