В случае, когда компания уже существует, бизнес-план будет подготавливаться, для того чтобы оценить жизнеспособность нового бизнеса в структуре имеющейся деятельности компаний.
При этом потребуются, два вида финансовой отчетности:
• показывающей жизнеспособность нового проекта,
• и о бизнесе в целом.
Фактически второй финансовый отчет требуется, для того чтобы продемонстрировать, что доход от проекта не будет использоваться только для покрытия убытков по другим видам деятельности компании.
Включите все налоги в расчеты: налог на продажу, налог на социальное обеспечение, налог на прибыль и др.
Некоторые банки требуют квартальный или ежемесячный счет прибылей и убытков. Выясните их требования прежде, чем будете составлять бизнес-план.
Примите во внимание кривую изучения: если продукция является новой на рынке, потребуется некоторое время для достижения полной мощности и максимальной производительности. Никогда не будьте излишне оптимистичными.
ОЦЕНИТЕ РИСК
Авторы бизнес-плана должны предвидеть все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, их источники и момент их возникновения. После этого необходимо разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже Вы проработаете эту проблему, тем выше будет к Вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят (и дают деньги) не тому, кто оптимистично утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предугадывать "камешки" на своей дороге и объяснить, как он собирается конструировать свой "автомобиль" и вести его по дороге, чтобы не слететь в кювет. А подобных рисков, к сожалению, множество: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебаний валютных курсов. Конечно, вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. От Вас требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут Вам обойтись.
|
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Обзор и краткие выводы
• Цель плана.
• Ваши потребности в финансах, их природа; для каких целей они необходимы.
• Краткое описание бизнеса и его целевого рыночного сегмента.
• Что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес Ваших конкурентов?
• Что именно должно вызывать доверие к Вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководящей группы и т. д.).
• Выдержки из основных финансовых предложений.
2. Компания и отрасль, в которой она занята
• Основные направления и цели деятельности компании.
• История компании.
• Прошлые успехи компании.
• Характеристика отрасли промышленности, к которой относится Ваш бизнес.
3. Продукция (услуга)
• Описание продукции (услуг) и их применения.
• Отличительные качества или уникальность продукции (услуг).
• Технология и квалификация, необходимые в Вашем бизнесе.
• Лицензии и патентные права.
• Будущий потенциал.
4. Рынки
• Покупатели.
• Конкуренты (их сильные и слабые стороны).
• Сегменты рынка.
• Размер рынка и его расширение.
• Ваша оценочная доля на рынке.
• Состав Вашей клиентуры.
• Основные характеристики продукции (услуг) или их уникальность.
|
• Особые характеристики рынка.
• Влияние конкуренции.
5. Маркетинг
• Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции или услуг) — основные характеристики продукции (услуг) по сравнению с конкурирующими.
• Ценовая политика.
• Торговая политика.
• Реклама и продвижение продукции на рынке.
• Политика поддержки продукции (услуг).
• Проявление интереса со стороны вероятных покупателей
6. План и развитие (если они соответствуют направленности Вашего
бизнес-плана)
• Стадия развития.
• Трудности и риск.
• Совершенствование продукции (услуг).
• Разработка продукции (услуг) в будущем.
7. Производство и производственные операции
• Расположение помещений.
• Оборудование.
• Объем продукции (услуг).
• Источники поставки основных материалов, оборудования или рабочей силы.
• Использование субподрядчиков.
• Природа производственных процессов — машинное оборудование и критические точки.
8. Менеджмент
• Владельцы предприятий, директора и основной руководящий состав.
• Экспертиза и отчетные материалы (детальные анкетные данные в качестве приложения).
• Вознаграждение руководящего состава.
• Краткие выводы по планированию количества персонала и расширению штата.
• Обучение, подготовка.
• Консультанты, советники, менеджеры.
9. Потребности в финансировании
• Необходимые фонды и время их получения.
• Предлагаемые варианты сделок.
• Ожидаемый уровень воспроизводства.
• "Пути выхода" на инвесторов.
10. Основные пункты финансового плана, степень риска
|
• Основные пункты финансового плана (объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т. д.).
• Комментарий к финансовому плану.
• Риск и каким образом его можно избежать.
11. Подробный финансовый план (поквартально на 3-5 лет)
• Прибыль и убыток.
• Анализ вкладов и рентабельности.
• Анализ состоянии наличности (ежемесячно в течение первого года).
• Анализ устойчивости.
• Балансовый отчет (раз в год).
12. Наиболее часто встречающиеся пункты приложений
• Технические данные по продукции.
• Подробности патентных документов и т. д.
• Сообщения консультантов по продукции или рынкам.
• Анкетные данные руководящих работников.
• Сведении о порядке и методе проведения опросов и исследований.
• Организационная схема.
• Отчет но ревизии бухгалтерских документов.
• Ф.И.О. бухгалтеров, юрисконсультов и банкиров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринов В. А. «Бизнес-планирование: учебное пособие.» - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 272С.