Картотека
«Кубанских игр, забав
И художественного слова»
Для детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель:
Болдырева Е.Р.
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,
— Е. А. Покровский.
Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью: «Горшки», «Казаки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.
Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исторически сложившиеся особенности национальных культур разноязычного населения Кубани.
Для детей дошкольного возраста наиболее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».
В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить детей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предметами, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты; в символических играх с помощью считалок выбирается ведущий.
Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.
Если в народной игре предполагается соревнование двух команд, то применяется обычно способ оговаривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.
Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — утка,
Десятая — гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».
Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.
Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
ИГРА «ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.