Путь за пределы самих себя




Пастырское послание епископов духовенству, монашествующим, семьям, всему народу Божию Архиепархии Божией Матери в Москве на начало Пастырского года 2021-2022

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Начиная новый пастырский год, мы просим о том, чтобы исполниться переживанием священного характера времени. Ведь мы с вами не просто беремся за знакомые дела или начинаем новый проект, но вместе совершаем еще один шаг по пути к исполнению нашей судьбы и судьбы всего мира — быть соединенными воедино под главою Христом (ср. Еф 1, 10), позволить Ему Своей любовью преодолеть существующие между нами разделения и раздоры и поистине сделать одним телом.
В этом смысле очень важно, что предстоящий год и в нашей поместной, и во вселенской Церкви пройдет под знаком синодальности — от греческого слова syn-hodos, «совместный путь». Самая суть христианства состоит в том, что человек, сотворенный как homoviator, существо в пути, принимает Христа как путь, ведущий к Отцу, и путь, которым Бог идет навстречу нам.

Во все времена Церковь сознавала себя прежде всего не как структуру или институцию, а как собрание тех, кто вместе совершает путь, общину тех, кто идет за Христом — с разной скоростью, и, может быть, на разном расстоянии, но с единой целью — быть спасенными любовью Христовой от рабства греха и смерти. Святой Игнатий Антиохийский во II веке пишет общине в Эфесе, что все члены Церкви являются synodoi, спутниками, которых соединяет достоинство, полученное в Крещении, и дружба со Христом (1).

Какими бы ни были тяготы и искушения, омрачающие сегодня наши сердца, нам нужно принять единственное решение — продолжать идти вместе, как увещает нас Епископ Рима: «В пути вы сможете победить искушение статичной веры, довольствующейся определенными обрядами или старой традицией, сможете выйти за пределы самих себя, неся в рюкзаке радости и печали, чтобы жизнь стала паломничеством любви к Богу и братьям… Прошу вас, непрестанно продолжайте идти, никогда не стойте на месте. Когда останавливаются епископы, начинает болеть Церковь; когда останавливаются священники, начинает болеть народ Божий» (2).

Путь за пределы самих себя

Куда лежит этот путь, идти которым зовет нас Христос? Быть может, первое, что придет в голову многим, — внутрь себя, внутрь души, глубже в Церковь, прочь от мира и его искушений. И хотя это отчасти верно, но лишь отчасти, потому что, в конце концов, смысл всего, что происходит внутри церковной «ограды» — вновь выйти из нее, чтобы идти в мир, быть посланными в мир ради его спасения. С самого начала своего служения Папа Франциск настойчиво призывает нас стать «Церковью у исхода»: выйти за собственные границы, за рамки «зоны комфорта», чтобы открывать новые сферы общения и новые возможности для провозглашения Благой Вести, чтобы в новых встречах с братьями и сестрами по-новому встречать самого Христа (3).

В недавней энциклике о социальном братстве Fratellitutti Папа представляет этот «исход» в еще более глобальном масштабе, призывая нас осознать себя спутниками людей иных культур и религий: «Единое человечество, путники из одной плоти, дети одной земли, где все мы живем, и каждый богат своей верой или своими убеждениями, у каждого свой голос, и все — братья». Это тем более актуально во время такой глобальной трагедии, которой стала пандемия Covid-19: она «возродила ощущение того, что все мы в одной лодке, где проблемы одного человека являются проблемами всех и каждого. Мы осознали, что никто не спасется в одиночку. Мы можем спастись только вместе» (4).

Католическая Церковь в России — пусть и малая, но неотъемлемая часть многонационального и разнообразного общества. Все мы призваны стремиться быть более внимательными и открытыми к той среде, где проходит бóльшая часть нашей жизни и в которую, как в мукý, сам Господь нас «вмешивает» как евангельскую закваску. Даже если это непросто, на нас возложена обязанность воспринимать общество как поле для диалога, где нашими устами сам Христос может говорить с нашими современниками. Церковь призывает нас не только откликаться на проявления доброй воли или нужду, но и отваживаться самим делать первые шаги. И в наших молитвах, и в наших делах мы должны быть внимательными и открытыми к тому, что происходит в обществе, ведь «радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих, — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах» (5).

Будем помнить, что смысл присутствия христианина в обществе — не в том, чтобы навязывать собственные доктрины, вести словесные баталии или стараться привлекать в свои ряды новых адептов, а в том, чтобы через слова и дела милосердия передавать миру любовь Божию.

Христианская любовь, выражаемая конкретными жестами заботы друг о друге, не исчерпывается личным измерением — это также любовь гражданская и политическая, и она проявляется в действиях, направленных на созидание лучшего мира. Любовь способна проявляться не только на уровне тесных и близких отношений, но и на макроуровне социальных, экономических, политических отношений (6). Всё это — сферы, где осуществляется замысел Божий о человеке и человечестве, и мы призваны делать общество, в котором мы живем, более открытым для действия Бога.

Синодальный путь

В октябре в нашей епархии, как и по всему миру, откроется епархиальная стадия синодального пути, вступить на который Папа Франциск пригласил всю Церковь. Этот путь носит название «Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия», он будет торжественно открыт 9-10 октября в Риме и затем 17 октября в каждой поместной Церкви. Смысл этого пути в том, чтобы, слушая Бога и слушая друг друга, в разных группах и разных формах, открывать, «каким образом сегодня на разных уровнях (от поместного до вселенского) осуществляется это “движение вместе”, которое позволяет Церкви возвещать Евангелие согласно порученной ей миссии; и какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы возрастать как синодальная Церковь» (7). Результаты обсуждений в приходах и других группах будут обобщены на епархиальном уровне, а затем на уровне епископских конференций, после чего переданы в Рим для подготовки ассамблеи Синода епископов, которая состоится в Риме в октябре 2023 года. Более подробно познакомиться с методом и этапами этого пути можно будет на сайте и страницах Архиепархии в социальных сетях.

В нашей епархии уже есть опыт такого совместного пути, которым стала дискуссия о жизни и будущем наших приходов. Итоги этой дискуссии можно оценивать по-разному. Одни увидели в ней знак реального пробуждения сознания церковности и единства. Другие испытали неудовлетворение и разочарование от того, что не каждый голос нашел отражение в итогах дискуссии и не все предложения могли быть реализованы. Это может дать повод для недоверия к предстоящему нам синодальному пути.

Именно поэтому в подготовительном документе Синода звучит призыв к доброй воле каждого, к преодолению стереотипов, предубеждений и разочарований. Только так, несмотря на все раны и трудности прошлого, мы как единое мистическое Тело Христа сможем открыться навстречу друг другу с отвагой и смирением: отвагой открыто говорить и смирением без обид слушать. Это касается всех без исключения верующих, независимо от возраста и степени вовлеченности в церковную жизнь. Будем помнить, что конечная цель Синода, и поэтому всех наших обсуждений, — не в том, чтобы выработать какие-то новые документы, а сделать так, чтобы «исполнялись мечты, рождались пророчества и видения, расцветали надежды, пробуждалось доверие, исцелялись раны, завязывались отношения, занималась заря надежды, чтобы мы учились друг у друга и вместе создавали образ Церкви, который осветит умы, воспламенит сердца и придаст силы рукам» (8).

Необходимость перемен

Мы часто желаем и даже требуем перемен, чувствуя недовольство текущей ситуацией, страдая от тесных рамок сложившихся обстоятельств. Но одновременно мы же сами боимся новизны, которая может непосредственно затронуть нас, наши привычки, уклад жизни, наши представления о «правильности». Новизна всегда требует выхода из «зоны комфорта», она настораживает и даже пугает. В результате нами овладевают пассивность, недоверие, подозрительность, обособленность, обостренный критицизм, распространяются слухи и сплетни, возникает враждебность, доходящая иногда до схизматических тенденций. Именно чтобы укрепляться против таких искушений, всем нам — епископам, священникам, монашествующим, мирянам — необходимо учиться с открытым сердцем и смирением слушать друг друга, вместе слушая голос Духа, Который говорит и действует в конкретных обстоятельствах нашей жизни.

Правда, что перемены нередко несут с собой кризис, но есть нечто хуже кризиса: это когда кризис проходит зря, и мы не извлекаем из него никакой пользы. Поэтому для всех нас важно, с одной стороны, совершить испытание совести, чтобы понять, в чем наша ответственность за существующие проблемы. А с другой стороны — важно тренировать наши глаза, наш взгляд, чтобы обращать внимание на знаки перемен, «точки возрождения». Один из главных знаков в этом смысле — готовность с доверием принимать необходимость перемен, не всегда радостных, но необходимых для большего блага и приходских общин, и всей поместной Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: