Методы развития чистоты интонации у детей .




Тема занятия: «Приемы для развития чистоты интонации у детей»

Составитель: педагог Марковникова Л.В.

 

 

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!

 

Развитие художественно - интонационной выразительности голоса.

Методы развития чистоты интонации у детей.

 

Средства художественной выразительности; темпоритм; динамика; тембр; артикуляция; фразировка; художественный образ.

 

Точное интонирование или чистая интонация верная передача высоты музыкальных звуков. Эти два определения – интонация как частица мелодии и интонация исполнительская – связаны между собой, т. к. исполнение даёт возможность услышать музыкальную интонацию.

Учёт этих данных имеет значение для определения путей развития у детей навыка чистого интонирования.

В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

 

Основными музыкальными способностями являются:

Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Одно из проявлений ладового чувства у детей и у взрослых — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии. При восприятии мелодии у слушающего учащегося имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое.

Способность к слуховому «представлению», т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями.Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т. е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление мелодии должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.

Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний

С самого начала работы над произведением у певцов сле­дует воспитывать вкус к выразительному, т.е. чистому, соч­ному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разно­образному и красивому звучанию. Однако при этом нельзя забывать о том, что красота звука - не самоцель.

Все зависит от содержания. Работа над звуком - это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуаль­ные способности исполнителя. Обычно она проводится в двух направлениях: поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевно­сти.

Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании.

Пение гласных развивает певучесть звука, его протяжённость. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата, т. е. органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки). При хорошей артикуляции будет и чёткая дикция.

 

Остановимся подробнее на понятии певучесть, с которой прежде всего связано представление о пластической красоте музыкального звучания.

Певучесть - главное из качеств звука., кантилена голоса.

Напевность звучания – помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом я упражняю детей в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь», «тинь-тень».

Найти верный темп достаточно сложно, поскольку он вклю­чает целый комплекс понятий, в котором скорость является не исходным моментом, а следствием сочетания различных обстоятельств — характера самого произведения, условий его исполнения и восприятия. В частности, темп самым непосред­ственным образом связан сгармонией, ладом, мелодикой, рит­мом, формой, фактурой произведения.

Важным средством художественной выразительности в вокальном исполнительстве является динамика. Основные объек­тивные предпосылки выразительных возможностей динами­ки в музыке очевидны. Громкие звуки при прочих равных условиях больше возбуждают, раздражают слух, нежели ти­хие; извлечение громкого звука требует большего напряже­ния, большей затраты энергии. Поэтому усиление звука обыч­но связывается с нарастанием напряжения, а ослабление - с затуханием, успокоением.

И если пиано применяется, например, для выражения спокойного, созерцательного настроения, состояния сдержанности, еще не развернувшегося развития - то форте, напротив, чаще сопровождает активное, наступательное движение, передает настроение радости, торжества грандиозности, широты.

Воздействие тембра на слушателя, как и воздействие динамики, непосредственно и сильно. Тембр может успокаивать, утомлять, раздражать, восприниматься как теплый или холодный, ласковый или суровый, звонкий или скрипучий. Уже это само по себе свидетельствует о том, что тембр является категорией в основном качественной, а не количественной, что дает исполнителю большой простор для проявления творческой инициативы.

В науке о языке под термином «артикуляция» подразуме­вается степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Под артикуляцией в музыке следует понимать способ «произношения» мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности составляющих ее тонов.

Фразировка

Музыкальное исполнение — это живая, интонационно вы­разительная, естественно текущая, связная речь, искусство музыкального повествования, в основе которого лежит владе­ние музыкальной фразой.

В сущности, одна из основных задач анализа формы в наи­более узком (структурном) смысле состоит в том, чтобы на­учить исполнителя строить фразу на основе изучения ее струк­туры.В вокальном исполнительстве фразировка зависит от строе­ния как музыкального, так и поэтического текста. Важно сле­дить за их соответствием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: