Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности детей. Обучая детей пению, педагог решает важную задачу - добивается правильного воспроизведения мелодии песни. Но не все дети имеют хороший музыкальный слух и могут сразу чисто интонировать.
Неверно исполненная мелодия искажает художественный образ произведения, создает неправильное представление о содержании песни, задерживает развитие музыкальных способностей ребёнка. Систематические занятия с плохо интонирующими обучающимися, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.
Умение правильно воспроизводить мелодию связано с развитием мелодического слуха, который представляет собой главное проявление музыкальности. Основные компоненты мелодического слуха - ладовое чувство и музыкально- слуховые представления.
Важной причиной неточного интонирования является отсутствие ладового чувства и низкий уровень звуковысотного слуха. Ладовое чувство- это основа осмысленного, правильного восприятия и воспроизведения музыки.
Обучение умению чисто интонировать прежде всего необходимо рассматривать как часть всего процесса обучения пению. В содержание обучения пению входит не только развитие у детей любви и интереса к музыке, не только сообщение им круга элементарных знаний о музыке, но и воспитание элементарных зачатков художественного вкуса.
Всё это определяет пути развития навыка чистого интонирования у детей.
Методы развития чистоты интонации у детей
Обучение пению основывается на двух методах - п о к а з а и с л о в а.
Существуют особенности показа приёмов пения:
подчёркнуто чёткое начало;
·особая протяжённость звука при пении напевных песен;
·особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;
·выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;
·выделение интонационных оборотов;
·протягивание концов музыкальных фраз.
Главная задача педагога по вокалу – привести весь голосовой аппарат ребёнка в нормальное певческое состояние. При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ученика. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо - всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких обучающихся обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда- недостаточная работа артикуляционного аппарата.
Приёмы, развивающие произвольные музыкальные представления:
1. Выбор детьми песен для пения и объяснение – почему выбрали.
2. Определение детьми характера знакомой песни (ранее выученной), сравнение её с только что прослушанной. Характеристика отдельных средств музыкальной выразительности в знакомой песне.
3. Пение разучиваемых песен с музыкальным сопровождением.
4. Пение знакомых песен без сопровождения.
Домашнее задание:
Практическое задание: сделать Музыкальную зарядку
Музыкальная зарядка
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой! А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Войдем в волшебный мир звуков:( читают родители стихотворение дома, им отвечают дети)
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Ребенок:
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Пройти вопросы по заданной теме:
1. Что называют чистотой интонации при исполнении произведений?
2. Благодаря чему чистота интонации развивается?
3. На каких методах основывается обучение пению?
4. Что называют певучестью голоса?