НЕЧТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ИЗБЕГАНИЕМ И ОСУЖДЕНИЕМ




Если внешние раздражители угрожают жизни организма, он пытается избежать их. Взрослый человек посредством осознанного суждения способен защититься от инстинктивных желаний, которые окружающие осуждают или карают. Ребенок порой этого сделать не может. Его душевные функции еще не справляются со столь тяжелой работой, а способность сознательно управлять своим поведением почти не развита. В раннем детстве решающую роль в защите неокрепшего Я человека (то есть системы контроля за поведением) должна взять на себя первичная группа, прежде всего родители. Если ребенок замечает при этом, что какие-то его инстинктивные желания, - скажем сексуального характера, - кто-то из воспитателей первичной группы отвергает, то сам он еще не в силах сознательно осудить эти желания, ибо границы его Я пока нечеткие, проницаемые. Он научится делать это лишь когда его Я обретет стойкость и он будет уверен, что другие не заметят происходящего в глубине его души.
В этой ситуации, то есть когда слабое Я готово вот-вот уступить предосудительным желаниям, человек прибегает к вытеснению, которое представляет собой, как выразился Фрейд "нечто среднее между избеганием и осуждением" (X, 248). Разумеется, его замечание, что до эпохи психоаналитических исследований вытеснения никто не замечал, верно лишь отчасти. В действительности уже педагог Иоганн Гербарт (1776-1841) употреблял слова "вытеснить" и "вытеснение". Он писал о борьбе представлений, в которой сильнейшее вытесняет слабейшее, но, понятно, не уточнил, каковы побудительные причины (мотивы) этих процессов. По-видимому, Фридрих Ницше ("По ту сторону добра и зла". - Ред.) первым показал, как происходит вытеснение, не употребляя, правда, этого термина: ""Я это сделал", - говорит моя память. "Ты не мог этого сделать", - говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает" (VIII, 95). Тут источником мотивации для вытеснения служит Я-идеал (см. статью Д. Айке о Сверх-Я в этом томе).
Процесс вытеснения впервые тщательно изучил и описал Фрейд. В работе "Об истории психоаналитического движения" он назвал учение о вытеснении "краеугольным камнем, на коем покоится здание психоанализа" (X, 54). Говоря о вытеснении в узком смысле, имеют в виду душевный процесс, посредством которого человек пытается представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечением, сделать бессознательными или же воздержаться от их осознания. Эти дериваты влечений вытесняются, когда человек не может осудить их - либо оттого, что его Я слишком слабо (в детском возрасте), либо оттого, что цензура, действуя через Сверх-Я или Я-идеал, не позволяет сознанию переработать соответствующие представления.

ПЕРВИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, ФИКСАЦИЯ И "ПОСЛЕВЫТЕСНЕНИЕ"

Суть вытеснения в том, что душевные процессы никуда не исчезают, хотя и не становятся достоянием сознания. Поскольку само влечение, строго говоря, вытеснить нельзя, ибо оно выражает потребности, внутренне присущие организму, и вытесняются только его "репрезентанты", то есть связанные с ним представления и фантазии, то это "первичное вытеснение" касается лишь такого рода "репрезентантов". Оно продолжает действовать в бессознательном и постоянно выявляет новые связи, которые постигает та же участь. Поскольку в бессознательном вытесненные репрезентанты влечений могут развиваться беспрепятственно, их выражение приобретает порой крайние формы, свидетельствующие об исключительной силе влечений.
В процессе психоаналитического лечения благодаря методу свободных ассоциаций пациент постоянно продуцирует "дериваты вытесненного" (X, 252), которые пропускаются цензурой в сознание из-за их несходства с вызывающими защиту репрезентантами влечений или вследствие их искажения. Невротические симптомы Фрейд также считает дериватами вытесненного, которое, стремясь выйти наружу, использует и такой путь.
Следствием первичного вытеснения является фиксация. Влечение и его исходные детские репрезентанты сохраняют между собой связь и пребывают в бессознательном, пока не прекратится вытеснение. В качестве примеров того, как Фрейд понимал вытеснение, покажем его связь с тремя основными психоневрозами.
1. При истерии страха, например зоофобии, вытесняется либидинозная фиксация по отношению к отцу. Отец исчез в сознании как объект либидо, и его место заняло животное, перед которым больная испытывала инстинктивный страх. Этот страх - как бы сигнал тревоги для Я, чтобы Я могло защититься от репрезентантов соответствующего влечения и связанных с ним представлений. Животное представляет собой приемлемый для цензуры искаженный образ отца. Важно то, что вытеснение осуществляет здесь свое биологическое назначение весьма несовершенным образом. Вытеснение не может устранить неудовольствие, оно лишь подменяет первичные репрезентанты влечения другими представлениями.
2. При конверсионной истерии (см. статью А. Грина) вытесняется аффект. Репрезентанты влечения полностью выводятся из сознания, а формой их замещения является конверсионный симптом, например паралич. Конверсионная истерия, как отмечал еще Шарко, может протекать при "belle indifference" [полное безразличие (фр.). - Ред.], то есть без страха. Здесь, в отличие от истерии страха, процесс вытеснения заключается прежде всего в образовании симптома. Для его поддержания постоянное "дальнейшее вытеснение" не требуется.
3. Наконец, неврозы навязчивых состояний (см. статью П. Куттера) чаще всего связаны с подавленной враждебностью к лицу, ухаживающему за ребенком, - матери, отцу и т.д. Здесь симптомом служит изменение Я, выражающееся в повышенной добросовестности, обусловленной, вероятно, двойственным характером вытесненных импульсов, которые требуют пристального наблюдения за деятельностью Я. При этом первичная амбивалентность переносится на незначительные мелочи, которым теперь уделяется чрезмерное внимание. Здесь изменению Я сопутствует порой формирование определенной реакции на бессознательный импульс (например, вытеснив стремление зарезать собственную мать, человек начинает избегать острых предметов).

ВЫТЕСНЕНИЕ И ЗАЩИТА

В ранних сочинениях Фрейда, среди которых важнейшее место занимает "Толкование сновидений" (1900), термины "вытеснение" и "защита" еще повсеместно употребляются как синонимы. Правда, "защита" используется обычно в более общем значении, включая конверсию аффектов при истерии (см. "Защитные невропсихозы", 1894) и их смещение (или транспозицию) при неврозах навязчивых состояний. В 1905 году Фрейд прямо заявляет, что с начала века он начал использовать в своих работах термин "вытеснение" вместо термина "защита", сохранив при этом такие выражения, как "защитная борьба".
В результате терминология психоанализа утратила однозначность. С одной стороны, вытеснение чаще всего является элементом защитного механизма, но - с другой стороны, само представляет собой защитный механизм, точнее, предопределенную защитой судьбу влечения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, с переходом от первой структурной теории психики, начатой разрабатываться Фрейдом в 1900 году, к "второй топике" (см. статью А. Холдера о фрейдовской теории душевного аппарата), теории, которую он наметил в общих чертах в 20-е годы, не мог не измениться и смысл, вкладываемый Фрейдом в понятие вытеснения. В первой структурной теории были выделены системы бессознательное - предсознательное - сознательное, причем бессознательное означало одновременно вытесненное. Среди влечений Фрейд выделяет прежде всего сексуальные влечения и влечения Я (что соответствует противопоставлению "сохранение вида - самосохранение").
Во второй топической теории Фрейд описывает Оно (как место влечений), Я (как систему управления, действующую с учетом реальности) и Сверх-Я (как систему интериоризированного социального контроля). Оно, некоторые части Я и Сверх-Я являются бессознательными. Задача Я - уклониться от несовместимых с реальностью импульсов, которые исходят от Оно; для этого Я прибегает к механизмам защиты. В своей книге "Я и защитные механизмы" (1936) Анна Фрейд провела, пусть и неполное, сопоставление этих процессов защиты. В одном из комментариев к этой работе Фрейд говорит: "Никогда не было сомнений, что вытеснение - не единственный прием, которым может воспользоваться Я для решения своих задач. И все же вытеснение стоит совершенно особняком и сильнее отличается от прочих механизмов, нежели они различаются меж собой" (XVI, 81). Фрейд сравнивает вытеснение с эллипсисом, то есть опущением в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту.
По мере развития психологии Я в центр внимания попадает то один, то другой тип защитного механизма (см. статью Г. Яппе). Это хорошо видно из того, что Фрейд в 1926 году снова стал использовать оставленный им некогда термин "защита" и впервые описал в общих чертах связь каждой формы неврозов с тем или иным видом защиты. Так, вытеснение типично для истерических неврозов; при их психоанализе совершенно бессознательные воспоминания, как правило, оживают в виде драматических сцен. Другими защитными механизмами, которые уже описал Фрейд, являются регрессия (возвращение на низшие ступени развития либидо - например, девушка, обманутая любимым, порой защищается от вновь нахлынувших сексуальных желаний тем, что чересчур много ест) и реактивное изменение Я, реактивные образования.
Они часто проявляются при неврозах навязчивых состояний; отсюда и пошла одна расхожая схема психоанализа, согласно которой люди, любящие порядок, "в глубине души" якобы неряшливы, прилежные "на самом деле" ленивы и т.д. В статье "О некоторых невротических механизмах ревности, паранойи и гомосексуальности" (XIII, 193) Фрейд называет среди прочих "невротических механизмов" интроекцию и проекцию, которые при этих заболеваниях играют важную роль в защитной деятельности.
При интроекции (или идентификации) психические содержания и процессы "вносятся" в Я из окружающего мира, а при проекции - "извлекаются" из Я. Частный случай защиты с помощью интроекции - идентификация с обидчиком. Она играет центральную роль во многих психических заболеваниях. Чтобы унять страх перед отказывающим, агрессивным и т.п. объектом, он интроецируется. Женщина, ребенком сильно страдавшая от своей матери, которая не отпускала ее от себя и запрещала играть с детьми, впоследствии точно так же ведет себя с собственным мужем. Всевозможными мольбами и угрозами она принуждает мужа никогда не оставлять ее одну. Мужчина, чья мать не спускала с него глаз и наказывала за малейший проступок, при всем сознательном стремлении отойти от своего воспитания, беседуя с собственной женой, точно так же заставляет ее объяснять свои поступки и высказывания, пока не доведет ее до слез или пока она не бросится на него с кулаками.
Проекция принадлежит к самым распространенным средствам защиты. Вытесненные представления в полностью или частично искаженном или первозданном виде проецируются на окружающих. Скажем, женщина влюбляется в своего психоаналитика. Она вытесняет эти чувства и проецирует их на него: он якобы разглядывает ее, делает таинственные намеки, кладет как-то две подушки на кушетку, что воспринимается ею как явное доказательство того, что врач домогается ее, но служебный долг мешает ему в этом признаться.
При "сензитивном бреде отношений" эта спроецированная влюбленность может зайти столь далеко, что влюбленная дама доносит на предполагаемого преследователя в полицию, чтобы тот прекратил свои причудившиеся ей домогательства. Защита протекает здесь по следующей схеме: "не я его люблю, а он меня, я же его отвергаю". Защитный механизм проекции в сочетании со смещением Фрейд описал в связи с бредом ревности. В этом случае защита от гомосексуальных наклонностей достигается проекцией на гетеросексуальную партнершу, которая якобы заигрывает с другими мужчинами. Здесь используется трехзвенная логика защиты: "я люблю не его, а ее, но она любит его!"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: