БОЛВАН - СВИНЬЯ - ПОДЛЫЙ




 

Болван, холоп, холуй по происхождению вовсе не ругательства. Холоп значит "раб", "крепостной человек", "смерд". А смерд - мужик, крестьянин.

Смердеть - дурно пахнуть.

А. Г. Преображенский объясняет, что таким дурнопахнувшим, смердящим казался кочевнику земледелец мужик.

Старые пословицы показывают отношение помещиков к своим крестьянам:

Смерда взгляд пуще брани!

Еловый пень неотродчивый, смердий сын непокорчивый.

Холопа как ни мой - все смердит.

И медом не пои, только смердом не брани!

Не дай бог владети смердьему сыну собольею шубой!

А. Г. Преображенский к смердеть прибавляет и смрад.

Холоп, холуй (слова одного корня с нахал и шалый) означали подневольных слуг. До самой революции в ресторанах господа подзывали лакеев криком: "Эй, холуй!"

Теперь у нас так никого не называют. Сохранилось это слово только у преступников и диверсантов, вроде Саенко в хронике Валентина Катаева "Время, вперед!":

"Будешь теперь моим холуем, - сказал Саенко парню. - Знаешь, что такое холуй?

Но парень не знал, что такое холуй..."

Слово болван восходит ко временам язычества, идолопоклонства на Руси.

Болваном, болванкой или чушкой также называют слиток чугуна или свинца, но чушка значит еще и "свинья".

Свиньей у нас ругают грязного, нечистоплотного человека. В быту слово у нас не считается очень оскорбительным.

Выражение подложить свинью, в смысле "напакостить" кому-нибудь к живой свинье никакого отношения не имеет.

Свиньей назывался в Древней Руси военный строй клином, который, как тараном, пробивал неприятельский фронт.

Запись про Ледовое побоище 1242 года в "Софийском временнике" рассказывает о битве на Чудском озере:

" Бе тогда день суботный, солнце всходящему, и съступишася обои полци; немцы же и чудь пробишася свиниею сквозе полци, и бесть ту сеча зла и велика". То есть в переводе: "Был тогда день субботний, взошло солнце, и сошлись оба полка. Немцы и чудь пробились свиньею сквозь полки, и была та битва жестока и велика".

Но, хотя враги и "подложили свинью" русским, князь Александр, прозванный потом Невским, разгромил псов-рыцарей, и "не бе им камо утещи, и биша их на семи верст по льду до Суболического озера"... (и некуда было им бежать, и били их на семь верст по льду до Суболического озера).

В дореволюционном "высшем" обществе ругались так же, как и среди людей "обыкновенных".

У Льва Толстого в "Анне Карениной" Долли, жена Облонского, говорит своему мужу: "Пускай все знают, что вы подлец!"

Герой гоголевского "Носа" - коллежский ассесор Ковалев собирался "напрямик сказать господину в мундире, что он только прикинулся статским советником, что он плут и подлец"...

Пушкин называл министра народного просвещения С. С. Уварова "большим подлецом".

По происхождению это слово не было бранным. Подлец - от подлый. Так называлось сословие, облагаемое податью, затем это слово стало обозначать "простонародный".

Подлый - это от подать, от тех денег, налога, подати, которую платили крестьяне своим господам. Слово это пришло к нам из польского языка в XVIII веке.

Польское podly (первоначально "простонародный") восходит к глаголу podacsil - "подчиниться".

В словаре Д. Н. Ушакова написано о слове подлый:

"Буквально - низший, первоначально означало: принадлежащий к крестьянскому, податному сословию и употреблялось как термин, без бранного оттенка".

А затем от подлый образовалось и подлец...

"Подлые" слова не означали раньше брани. В "Капитанской дочке" Пушкин пишет о Швабрине:

"Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие".

Здесь в подлых значило в "льстивых", "подобострастных" выражениях.

Когда Пугачев помиловал Гринева:

"Целуй руку, целуй руку, - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению" (то есть крайне постыдному для дворянина Гринева).

 

ШАЛЬНОЙ

 

Слово шаль в значении теплого шерстяного платка настолько обрусело, что не отмечено в "Словаре иностранных слов", хотя оно в нашем языке и заимствованное.

По-французски, по-немецки и по-английски шаль звучит так же, как и по-русски, только по-разному пишется: chale, Schal, shaw.

"Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан в волосах"

(А. Блок. "Анне Ахматовой").

Среди стихов "Руслана и Людмилы" Пушкин набросал строчки:

"И грудь открытая, и эти кружева,

И на одно плечо накинутая шаль".

Но в русском языке уже давно существовало другое слово шаль, омоним по отношению к первому (тот же корень, с перегласовкой, в словах "нахал", "на-халь-ный").

В словаре середины XVIII века "Опыт Российского сослов

ника", то есть в словаре синонимов, составленном Фонвизиным, указано: "Сумасброд, шаль, невежда. Шаль притворяется обычно глупее, нежели есть, и часто дурачеством досаждает".

Нынче от этого корня остались слова: шальной, шалый, шалун, шалить, ошалеть...

Шальные деньги, шальная пуля. Шалом называли бешенство скота. В наших поговорках часто встречается шаль, шальной:

На гроши выпил, на пятак шали своей прибавил.

На всякую шаль выросло по лозе, на всякую болесть - по зелию.

На гнилой товар - шальной купец.

У Леонида Леонова в романе "Вор": " Чего же ты, шальной, без спросу входишь?"

Шалопут, шалопай, шалтай-болтай - все это от шаль. Владимир Даль в своем "Толковом словаре", кроме шалопая, отмечает еще и шелопая. В. И. Даль производит шелопай от французского chenapan (шенапа), что значит "шатун", "бездельник", "бродяга", "негодяй", "повеса".

Поговорка "эх шаль, на три деньги шваль" - позднейшего происхождения. В русском языке существовало слово швальня - швейная мастерская, швейня. Отсюда - швея, швейка женского рода и мужского рода - шваль, то есть портной. Отсюда же шов и шило.

А шваль как ругательство появилось в России во время войны с Наполеоном: отступавшие солдаты разгромленной французской армии питались павшими лошадьми. Лошадь по-французски sheval (шваль).

Крестьяне слышали это слово от пленников и презрительно называли французских солдат швалью, в смысле "шушера", "сброд". Предполагалось, что тогда же появилось и слово "шерамыжник", от тех же солдат, которые, выпрашивая хлебу наших мужиков, приговаривали: "cher amie (шер ами) - "дорогой друг".

 

ЦЕЛИНА

 

Вы, читатели этой книги, - молодые люди, и для вас слово целина имеет одно определенное значение и уже не связывается с той "целиной", которую знало старшее поколение.

Александр Малышкин в 1929 году написал книгу "Севастополь". В ней есть фраза: "Тогда в окнах после пурги мечтательно и мирно синела снеговая целина провинциальных крыш".

Знаменитый свой роман "Поднятая целина" М. А. Шолохов писал в 1930 году и назывался он тогда "С кровью и потом".

И там: "кругом не объять глазом - снежная целина".

Поднятая целина - это, по словам автора, "ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы..."

Поднять целину - вовлечь в гигантское строительство нового мира громадный слой инертного "непаханого крестьянства".

В то время все знали, что целина или целизна - это производное от целый, это "цельная, непаханая земля". Но вряд ли кто помнил, что от целый происходит не только целина, но и поцелуй.

В словаре Владимира Даля можно найти ряд слов, производных от целый.

Целковый - так назывался серебряный рубль до революции. Цельное - неснятое молоко. Исцелять - то есть вылечивать. Целитель - доктор. Целовать - целостно, всецело приветствовать, прикасаться устами, желать целости и здравия.

Во время присяги до революции целовали крест, отдавая себя целиком на цареву службу.

Целовальниками были сначала "присяжные люди" - хранители казенного имущества, затем это закрепилось в названии кабатчиков, продававших "казенное вино", то есть водку.

О рождении современного значения слова целина хорошо написано в романе Михаила Бубеннова "Орлиная степь". Роман был написан в 1954 году, после Постановления партии и правительства об освоении целинных и залежных земель.

С громадным энтузиазмом встретила это решение наша молодежь. Десятки тысяч людей двинулись на целину, и, как пишет Бубенцов, "повсюду и без конца на все самые ласковые и певучие лады звучало одно слово: целина. Похоже было, что это чудесное слово всем на радость только что заново родилось в русском языке".

Да, родилось и в свою очередь породило новые слова: целинник, целинница уехавший на целину, работающий на целине.

 

СИНОНИМЫ

 

Слова могут звучать по-разному, но смысл их иногда бывает почти одинаковым. Такие слова называются синонимами. Слово это греческое synonymon (синонимон): от syn (син) - вместе и onima (онима) - имя. Но совпадающие по значению слова синонимами не являются. Это слова-дублеты, одно из которых за ненадобностью обычно выходит из употребления.

Слова же синонимы в языке сохраняются и даже увеличиваются по мере развития языка в своем количестве, так как каждое из них имеет свой, особый оттенок значения.

Синонимами являются слова, выражающие одно понятие, но по-разному. Например: очи и глаза, выя и шея, уста и губы, друг и приятель, красный и алый, путь и дорога, стезя и тропинка, конь и лошадь, смелый и храбрый, скупец и скряга, великан и гигант.

В русском языке существует много наименований еды, пищи. Некоторые из них уже забыты. В жизни и в литературе звучат только слова, производные от этих забытых слов.

Мы знаем, что такое харчи, пища, еда, снедь, кушанье, но такие слова, как брашно, страва, выть, сыть, ядь, уже ничего не говорят нам.

От слова харч мы знаем харчевню и харчи.

В "Хожении за три моря" Афанасия Никитина, этом замечательном произведении XVII века, землепроходец жалуется на дороговизну в Индии:

"А жити в Гундустане ино вся собина исхарчити, зань же у них все дорого один есми человек, ино по полутретия алтына на день харчю идет, а вина есми не пивал, ни сыты", то есть в переводе: "А жить в Индустане так, что все деньги истратить, так как у них все дорого: на одного человека по полтрети алтына в день на расход идет, а ни вина не пил, ни сыты". (Сыта - медовый напиток, вода "сыченая медом", то есть насыщенная медом).

Стоит отметить, что харч - это арабское слово и значило оно "расход". В этом смысле и писал наш путешественник: "вся собина исхарчена", то есть "вся собственность (деньги) истрачена".

Раньше харчами называли убытки, расходы, издержки по суду. Выражение "весь исхарчился" значило не "весь проелся", а "весь истратился". "Жить на своих харчах" - "жить на свои деньги".

Константин Паустовский в книге воспоминаний "Бросок на Юг" говорит, что в батумском духане он ел блюдо из баранины - харчо.

Это уже не арабское харч, а грузинское charso...

От слова сыть мы знаем производные сытость, насыщенный; например, в химии: раствор насыщенный.

Библейский царь Давид писал песни, которые известны под названием "Псалмы". В этих псалмах еда называется "брашно": "Трупия раб твоих брашно птицам", то есть "трупы рабов твоих - еда птицам".

В "Троицком сборнике" XII века: "Брашьно много и различьно: тетеря, гоуси, пирове" (еды, много разной: тетерева, гуси, пироги"). В словаре В. И. Даля к слову брашно приведены еще следующие обозначения:

"Брашно - яство, кушанье, еда, выть, продовольствие, съестное".

В произведении XVII века "Повесть о Карпе Сутулове" герой предлагает жене своего приятеля денег на еду: "И глаголаша к ней: аз дам тебе на брашна денег сто рублев".

От выть существовало когда-то название чиновника повытчик - живущий, питающийся податью, то есть вытью.

До реформы Сперанского, государственного деятеля при Александре I, упразднившей мелкое, безграмотное сословие канцеляристов, повытчики в России еще существовали. В одной эпиграмме того времени есть строка:

"Восплачь, канцелярист, повытчик, секретарь!"

А в "Мертвых душах" Гоголя Чичиков "попал под начальство уже престарелому повытчику, который был образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости".

Сергей Васильевич Максимов, русский ученый и писатель, автор книги "Крылатые слова", которая вышла в 1890 году, упоминает о выти:

"Северный человек, вследствии климатических влияний, вообще ест много, обязательно четыре раза в день на четыре выти"... (завтрак, обед, паужин и ужин).

От пища - пищевод, пищеварение.

От снедь - снедать.

Ясти дало яства и ясли.

Ядь - всеядный, травоядный, плотоядный.

В трагедии Феофана Прокоповича, поэта XVII века, "Владимир" голодный Куроед кричит:

"Ясти мне хочется, ясти, о горе мне! Ясти хощу!"

В стихотворении Державина "На смерть князя Мещерского":

"Где стол был яств, там гроб стоит..."

Все слова, касающиеся питания, имеют в русском языке и другой, отвлеченный смысл. Говорят: снедаемый горем, снедаемый ревностью или подозрением.

Отрава возникла от глагола отравити. Отравить тоже имеет в русском языке двойственный смысл. В "Борисе Годунове" Мосальский восклицает:

"Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом"!

Это пример прямого смысла: отравить значит убить.

А в переносном смысле у Пушкина:

"Ты помнишь Трианон и шумные забавы?

Но ты не изнемог от сладкой их отравы".

("К вельможе").

Стихотворение это Пушкин посвятил семидесятилетнему екатерининскому вельможе князю Юсупову, одному из просвещеннейших людей своего времени. В одной из элегий Пушкин писал:

"Любовь, отрава наших дней,

Беги с толпой обманчивых мечтаний.

Не сожигай души моей,

Огонь мучительных желаний".

("Элегия" - "Я думал, что любовь...")

Песчаную, солончаковую почву называют едучей. Щелочь зовут едкой, потому что она разъедает кожу и ткани. Едкая кислота, едкий калий. Говорят: гниль изъела бревно.

"Стравливать" собак - значит заставлять их драться, кусать друг друга.

У Максима Горького в рассказе "В ущелье" написано:

"Теперь кричал парень в розовой рубахе:

- Взы, солдат, кусай его за горло! Взы!

Был слышен суровый голос Силантьева:

- Ты что - собак травишь?"

Сильно разъеденную рану называют "растравленной". Семена протравливают. Протравливают и цинковую доску для изготовления клише - разъедают ее кислотой.

Во времена крепостного права охотники своими конями уничтожали крестьянские посевы, стравливали их. Они травили зайцев.

У М. Е. Салтыкова-Щедрина в "Истории одного города" градоначальник Прыщ "завел стаю борзых и гончих собак, с которыми травил на городском выгоне зайцев, лисиц..."

В словаре В. И. Даля отмечено производное от выти - вытва.

Вытва - значит "отрава, яд".

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, выражающих близкие или сходные понятия.

Взять слово ограда. Это то, что огораживает, ограничивает пространство. Это плетень, изгородь, частокол, палисад, загородка, перегородка, тын, огорожа, городьба, прясло.

Разными оттенками смысла отличаются слова: спесь, высокомерие, тщеславие, надменность, гордыня.

Высокомерие - пренебрежительное отношение к другим людям, когда считают их ниже себя: "высоко меряет себя". Тщеславие - любовь к славе. По смыслу слова напрасная, тщетная, суетная любовь к почитанию. Надменность. Интересно, что надменность имеет корень дм - дуть. Так что надменный - это надутый человек.

И ружейное дуло тоже от "дъмати" - дуть. И доменная печь - домна.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия - все это слова, показывающие отрицательные стороны человека.

Интересно происхождение "чванства": в древности "чаша", "жбан" звучали как "чьван" и человек, подававший чашу царям, назывался "чьванчий". Это была очень важная должность: ведь он мог и отравить царя! Конечно, чваньчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось "чванство"!

Слово отлично можно заменить другими словами: прекрасно, бесподобно, чудесно, хорошо, замечательно, упоительно, очаровательно, чудно, восхитительно, прелестно, великолепно, дивно, божественно.

А сколько названий для повозки вы знаете? Наша повозка имеет десятки наименований, что и понятно, принимая во внимание бесконечные российские просторы!

А. С. Пушкин в "Евгении Онегине" перечисляет, на чем приехали соседи на именины Татьяны:

"С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях".

К этим названиям можно еще добавить: дрожки, качка, шарабан, линейка, фура, фаэтон, одноколка, роспуски, колымага, дровни, воз, рыдван, карета, ландо, нарты, коляска, двуколка, дормез, кошевка, тарантас, дроги, таратайка, фургон, колесница, арба, розвальни, экипаж, пролетка, телега, кола!

Все это способы передвижения на лошадях. Большинство из них уже исчезло, по слова, их обозначающие, существуют в литературе.

Взять хотя бы повесть середины прошлого века "Тарантас" В. А. Соллогуба. Только в ней перечислены по ходу повествования десятки названий средств передвижения.

В Москве на Тверском бульваре встретились два помещика и разговорились.

- "Ты в Казань едешь?

- В Казань...

- У тебя ведь нет экипажа?

- Никак нет-с...

- Ну и хорошо, и прекрасно! А послушай-ка, знаешь ли, в чем мы поедем? А?

- В карете?

- Нет.

- В коляске?

- Нет.

- В бричке?

- И нет.

- В кибитке?

- Вовсе нет.

- Так в чем же?

Тут Василий Иванович лукаво улыбнулся и провозгласил торжественно:

- В тарантасе!"

Встречается в книге Соллогуба и "огромный рыдван", и дилижанс, и обыкновенный извозчик, и дормез - карета, где можно было спать в дороге (производное от французского dormire (дормир) - спать).

 

ПОПРИЩЕ И СТАДИОН

 

В повести XVIII века, о которой уже упоминалось "История о Российском матросе Василии Кориотском", рассказывается, как матрос этот был выброшен бурей на остров и когда он прошел в глубь острова, то "виде великий огромный двор поприща на три, весь кругом стоящим тыном огорожен".

Слово поприще (от "попирать" - идти, "переть") до эпохи Петра I обозначало меру длины, которая равнялась двум третям версты, а потом меру эту увеличили до полуторы версты.

В словаре Нордстета поприще отмечено как равняющееся 2000 локтей.

Интересно, что слово стадия в смысле "период", "фаза развития" (например, название работы В. И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма") произошло от греческого стадион, тоже меры длины, равнявшейся приблизительно двумстам метрам.

Место для состязания в беге у древних греков называлось стадион, и теперь это стало международным словом, обозначающим закрытую площадь для спортивных состязаний.

У Корнея Чуковского в его воспоминаниях о Маяковском написано: "Он был на пороге великого поприща".

Пушкин писал в "Истории Пугачева" о генерал-аншефе А. И. Бибикове: "В молодых еще летах он успел уже отличиться на поприще войны и гражданственности", а в "Борисе Годунове" Басманов мечтает после разговора с царем:

"Какое

Мне поприще откроется, когда

Он сломит рог боярству родовому!"

Слово поприще стало обозначать поле деятельности человека, область применения его сил и способностей.

Важно отметить, что хотя сейчас и забыто первоначальное значение слова как меры длины, но остался его смысл - пространство, область.

 

НЕВЗРАЧНЫЙ - ЗРЯ

 

В "Истории о матросе Василии Кориотском" читаем:

"Атаман же, видя его молодца удалого, остра умом и зрачна, начал его вопрошати".

Зрачна употреблено здесь в смысле молодца красивого.

В. И. Майков, поэт XVIII века, автор пародии на героическую поэму своего времени "Елисей или Раздраженный Вакх", которая очень правилась Пушкину, так описывает своего героя:

"Там множество сошлось различных дураков.

Меж прочими взошел в кабак детина взрачный,

Картежник, пьяница, буян, боец кулачный".

И в комедии более позднего времени, конца XVIII века, "Сиделец", принадлежащей актеру и драматургу П. А. Плавильщикову, один из персонажей, Харитон, говорит:

"А как в кармане-то пусто, а в другом ничего, то как ни умен, ни взрачен, все будешь шатун шатуном".

И. Н. Гоголь писал в "Мертвых душах":

"Между такими чиновниками не мог не быть замечен и отличен Чичиков, представляя во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса".

В наши дни слово уже не употребляется в таком виде, но, например, в слове прозрачный сохраняется старое значение слова. А слово "невзрачный" стало обозначать невидный из себя, то есть некрасивый.

Разбирая слова атамана о матросе, мы понимаем, что он хотел сказать: "матрос умен и красив". Ведь и сейчас у нас говорят про человека, что он "видный", то есть красивый.

У Чехова ("В овраге"): "...ему нашли девушку... уже пожилую, но красивую, видную".

А слово зрачный приобрело смысл видный и образовало множество слов: прозрачный, зритель, зрак, зрачок, зоркость, подозрение, поднадзорный (так назывались до революции люди, за которыми следила полиция), дозор, взор, озираться, презрение, зрение, зрелище, призреть, то есть приютить, безпризорник, призрение - в смысле наблюдения, попечения о неимущих и больных, надзор и даже призрак.

Василий Кириллович Тредиаковский, один из просвещеннейших людей своего времени, положивший начало преобразованию русского языка и стихосложения, без всяких средств в начале XVIII века уехал в Париж и там поступил в Сорбонну.

"В стихах похвальные России", написанных в Париже, слово зря употреблено им в смысле "видя", "глядя":

"Начну на Флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальни".

М. В. Ломоносов писал зрак в смысле "вид":

"Душа ее зефира тише,

И зрак приятнее рая".

Это в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 года". А в "Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния" Ломоносов обращается к ученым своего времени:

"О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав..."

В этих стихах зрак должен пониматься как "взгляд", "взор".

Слова все время изменяются, они живут, язык пополняется новыми словами, иными понятиями. Старые слова отмирают, заменяясь современными. Например, наречие зря ведь тоже происходит от зреть. Зря значит "видя". Зря - это деепричастие настоящего времени от глагола "зреть".

Сейчас мы говорим: "Зря он это сделал", то есть напрасно он это сделал. Здесь просто выпал слог "на". Раньше в смысле "напрасно" говорилось "назря", то есть как глянулось, наобум, не подумавши, не рассмотревши в чем дело.

 

НЕУКЛЮЖИЙ - НАБЕКРЕНЬ

 

Разберем слова неуклюжий, нельзя, ненастье. Все они стали в современном русском языке выражать отрицательные понятия.

Нельзя противопоставляется можно.

Неуклюжий - ловкому.

Ненастье, то есть дождливая погода, - погоде хорошей, солнечной. А раньше существовали прямые понятия:

Уклюжий - ловкий.

Льзя - можно.

Настье - хорошая погода.

Настье - от настать, наступать. Это когда "настала" хорошая погода.

В комической опере из крепостной жизни, написанной в 1779 году А. О. Аблесимовым, "Мельник, колдун, обманщик и сват" один из персонажей поет:

"Только как колдун ни дюж,

Да вить я и сам уклюж!"

Тут ясно видно, что уклюж - значит "ловок".

В ту же эпоху льзя значило можно. У Сумарокова, поэта XVIII века, в трагедии "Дмитрий Самозванец" Дмитрий разговаривает с царедворцем Шуйским: "Увещевай ее, колико льзя тебе".

Хитрый Шуйский отвечает: "Обманывай его, притворствуй, сколько льзя!" Сейчас он сказал бы: "Обманывай его сколько влезет!" То есть насколько можно.

В трагедии того же времени "Сорена и Замир" Н. П. Николева действующие лица говорят:

"И льзя ль его забыть?

О, ужас! Льзя ль сие из сердца истребить?"

В русской комической опере XVIII века Плавильщикова "Анюта" Мирон поет:

"И сделаем так,

А он вить не дурак,

Так мне скоро с ним льзя разжиться..."

В Новгородской первой летописи, относящейся к XV веку, сказано: "И бы льзе ходить по трупию", то есть можно было ходить по трупам - во время мора, постигшего страну.

Старинная пословица гласит: "Лихо беде напасть, скоро льзя пропасть", то есть скоро можно пропасть.

У М. В. Ломоносова в "Письме о пользе стекла":

"Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец".

Пушкин иногда писал раздельно не льзя. Например в "Разговоре книгопродавца с поэтом":

"Люблю ваш гнев. Таков поэт!

Причины ваших огорчений

Мне знать не льзя".

В эпиграмме 1829 года:

"Не льзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник..."

("Журналами обиженный жестоко...")

У Ф. М. Достоевского в "Преступлении и наказании" Раскольников, думая о браке Лужина с Дуней, рассуждает: "Думают, что теперь уж и разорвать нельзя, а посмотрим - льзя или нельзя!"

Слово льзя исчезло из обращения сравнительно недавно: еще в словаре В. И. Даля (конец XIX века) указано:

"Льзя, наречие - можно, легко, удобно... противоположное нельзя".

Существовало в русском языке почти забытое теперь слово бекрень. Бекрень значит "бок". У В. И. Даля приведено предложение: "Крыша съехала на бекрень".

Именно не набекрень, а раздельно: на бекрень - на бок. Глаголы бекрениться, бекренить значили "гнуть", "клонить", "нагибать".

Говорили: "На нем шапка бекренем". Есть и выражение "разговаривать подбекреневшись", то есть руки в боки, подбочась, фертом. Кстати сказать, выражение "стоять фертом" происходит от славянского названия буквы "ф" "ферт" (буква похожа на человечка, упершегося руками в бока).

В юношеском стихотворении А. С. Пушкина "Казак" на бекрень написано раздельно:

"Черна шапка на бекрени..."

И галстуки можно носить набекрень. У нашего современника, писателя Юрия Олеши, в романе "Зависть": "портняжка с усиками и с галстуком набекрень".

Похожая история происходит и со словами беззаботный и озабоченный. А раньше существовало в жизни и литературе еще и заботный - слово, вошедшее в словарь Нордстета.

В "Евгении Онегине" Пушкин писал:

"И путешественник залетный,

Перекрахмаленный нахал,

В гостях улыбку возбуждал

Своей осанкою заботной".

Больше нигде это слово у Пушкина не встречается.

А вот слово уже совсем другое - безалаберный. Все мы знаем, что так называют нескладных, бестолковых, беспорядочных в поступках, а иногда и легкомысленных людей.

Но если всем понятны слова безвинный - противоположный виновному, безвредный и вредный, бездеятельный и деятельный и т. д., то кто скажет, как получилось слово безалаберный и что такое алабер.

В 1834 году А. С. Пушкин писал своей жене Наталии Николаевне:

"Предпоследнее письмо твое было такое милое, что расцеловал бы тебя, а это такое безалаберное, что за ухо бы выдрал".

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля я нашел слово алабор, которое Даль объясняет так: "устройство, распорядок, порядок". Значит ясно, что о непорядке, о чем-то без порядка можно сказать - без алабора!

Дальше Даль приводит еще слова: "Немой алабор или алабырь - бестолковый, косноязычный".

В одной допетровской повести, "Гистория об Александре, Российском дворянине", рассказывается, как герой ее влюбился в девушку Элеонору. Узнав, что она его не любит, "Александр притворил себя, яко бы изумлен стал. Служанка же его Акилия, виде Александра изумленна, ужаснулась, и, не дожидаясь приказа, ушла".

Что мы можем подумать, прочитав эту фразу? Александр очень удивился, что его не любит девушка? Но почему же испугалась служанка и убежала?

Ответ можно найти в словаре Нордстета, где приведено значение слова изумленный - безумный, сумасшедший.

И в более позднем словаре Даля указано: "изумлять - сводить с ума, лишать рассудка".

Старое значение слова чувствуется теперь в выражении "выжил из ума" (изумился).

 

ОРАТЬ

 

Советский Союз передал в дар Организации Объединенных Наций скульптуру советского художника Вучетича "Перекуем мечи на орала". Статуя изображает юношу, кующего плуг из меча. Она поставлена в парке Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

В очень далекие времена на Руси орало значило "соха". В наше время тракторов слово это, как совершенно ненужное, уже забыто.

В стихах петровского времени часто упоминается рало:

"Радостно Церез ралом нивы пашет".

Церез - это Церера, богиня плодородия и мифологии.

В "Преславной песне на победу Полтавскую" встречается еще наряду с глаголом орать и глагол пахать:

"Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью.

Орана шведская пашня

Солдатскими ногами".

В "Толковом словаре" В. И. Даля и в "Словаре русского языка" профессора Д. Н. Ушакова мы находим следующие определения этого глагола: "Орать, ору, орешь. Пахать".

К глаголу орать В. И. Даль приводит много старинных поговорок:

"Коль орать, так в дуду не играть. Дураков не орут, не сеют, сами родятся. Орет до тины, а ест мякины (то есть пашет глубоко, а хлеб все равно не родится)".

Пахать, орать - все это значит "рыть", "взрыхлять землю". Отсюда и древнерусское "оратай" - пахарь.

Кроме глагола орать - "пахать", есть и созвучный с ним глагол орать "кричать".

Во времена Петра I существовала поговорка-каламбур: "Орать - не пахать", то есть песни петь - это тебе не землю пахать.

От орать - кричать получилась и орава - кричащая, галдящая толпа, вообще шумное сборище людей, ватага.

Слово орать в значении "кричать" во времена Пушкина считалось грубым и неприличным: ни в одном произведении, ни в одном из многочисленных писем поэта оно не встречается. Не отмечено это слово и в словаре Нордстета, то есть оно не употреблялось в литературном языке XVIII века.

 

ПОЛЕ ИЛИ НИВА?

 

В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова.указано: "поле - безлесная равнина, ровное обширное пространство".

В том же словаре существует и обозначение нивы: "поле, возделанное для посевов".

Существует выражение "колосящаяся нива", но никогда не поле! Само слово "поле" напоминает что-то просторное, широкое. Исконное, древнее значение корня полъ - открытый, пустой. Отсюда и полый. Отсюда и Польша через "польща". Да и все случаи современного употребления слова "поле" доказывают это. Широкое поле деятельности человека. Поля книги, то есть пустые места, где ничего не напечатано. Поляна в лесу - свободное от деревьев пространство. Широкополая шляпа. Футбольное поле и поле шахматное. Пустынные ледяные поля.

В пословице: "Не поле кормит, а нива".

В наших сказках: "В чистом поле, во широком раздолье, за быстрыми реками, за крутыми берегами".

В басне Крылова: "Помертвело чисто поле".

Пушкин очень четко отделял поле от нивы.

В "Истории села Горюхино": "Издревле Горюхино славилось своим плодородием... Рожь, овес, ячмень и гречиха родятся на тучных его нивах".

В "Пире во время чумы" Мери поет:

"Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста".

В "Евгении Онегине":

"Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые".

А вот в поэме "Руслан и Людмила" Руслан в поисках Людмилы попадает в долину:

"Он видит старой битвы поле.

.........

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами:

"О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?"...

В феврале 1837 года за стихотворение "Смерть поэта", посвященное убитому Пушкину, был арестован Лермонтов. Друзья опального поэта приносили в тюрьму хлеб, завернутый в чистую бумагу. Тоскуя по свободе, солнцу, воздуху, он макал спичку в чернила из вина и сажи и на этих клочках бумаги писал:

"Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка..."

Нива - это земля, на которой растут пшеница, рожь и другие злаки, а не пустое пространство.

 

ГОД - ЛЕТО

 

Возьмем еще три слова: время, год и погода. В древнерусском языке слово лето (буквально "период дождей" - от лить) употреблялось в значении "год". От лето и получилась летопись - запись по годам.

Время связывалось с глаголом вертеть, так как время казалось чем-то повторяющимся, приходящим и уходящим: времена года, смена фаз луны и т. п.

Час не обозначал шестьдесят минут. Слово час раньше имело более широкое значение - вообще отрезок времени. Происходит оно от глагола чаяти - ждать, так же как и год - от годили, то есть ожидать.

Впрочем "годити" значило еще и мерять.

В Новгородской Первой летописи: "В вечернюю годину отступиша от города", то есть "вечерним часом отступили от города".

А в трудах "Феодора, игумена Студийского" (по списку XVII в.) "Да не ясть до тоя же годины другого дня", то есть "Пусть не ест до того же часа другого дня". Здесь година - это "час".

У нас и теперь говорят, употребляя слово час как время: "в добрый час!", "сосну на часок", "выберу свободный часок", "сейчас я занят", "калиф на час".

"Счастливые часов не наблюдают", - говорит Софья в "Горе от ума" Грибоедова...

Эти примеры доказывают, что "час" не всегда и в наше время означает шестьдесят минут.

Слово год одного корня с годить и погодить (то есть подождать), погода, годный.

В одном рассказе Михаила Зощенко муж, приехавший из города в деревню, так приветствует свою жену:

"Здравствуйте, Анисья Васильевна! Сколько лет сколько зим не виделись с вами!"

Выражение это давно и очень прочно вошло в русский язык. И невдомек нам, что "зима" здесь совершенно ни при чем. Раньше когда-то говорили просто: "Сколько лет не виделись!" И вот по ассоциации с лето к словам сколько лет начали прибавлять и сколько зим! Так получилось, потому что долгое время в русском языке лето обозначало не жаркое время года, но год календарный, то есть двенадцать месяцев, а слово год, година - вообще время, пору и даже судьбу. И выражение сколько лет понималось как "сколько времени, сколько годов".

Год в современном значении известен с XVII века. Лето же в смысле "год" упоминается уже в "Договоре великого князя Олега с греками", заключенном в 907 году.

Древний смысл лето - "год" - "время" дошел до наших дней в слов<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: