1.Основные этапы в процедуре контроля.
2.Роль сформированных групп в организациях.
3.Потенциаль предприятия.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании. На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой. Следующий этап — измерениерезультатов—являетсяобычносамымхлопотнымидорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменение некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работусистемы.
Условияэффективногоконтроля:
1. установкаосмысленныхстандартов, воспринимаемыхсотрудниками
2. установка двухстороннего общения (обратнаясвязь)
3. избеганиечрезмерногоконтроля
4. установкажестких, нодопустимыхстандартов
5. вознаграждениезадостижениестандарта
Характеристики эффективного контроля:
1. стратегическая направленность контроля, т.е. он должен отражать общие приоритеты организации и поддерживатьих;
|
2. ориентации на результаты. Конечная цель контроля состоит в том, чтобы решить задачи, стоящие передорганизацией;
3. соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому видудеятельности;
4. своевременностьконтроля;
5. гибкостьконтроля;
6. простотаконтроля;
7. экономичностьконтроля.
Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует.
На окончательный результат работы в организациях оказывает не только контроль. Во многом результат работы зависит как от отдельных сотрудников, так и от сформированных групп.
Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющим ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям.
Группы в организации могут быть:
• формальные – выделяются как структурные подразделения в организации;
• неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.
Факторы, влияющие на функционирование группы – это характеристики членов группы:
|
личностные характеристики человека, его способности;
образование;
жизненный опыт;
структурные характеристики группы:
коммуникации в группе и нормы поведения;
статус и роли;
личные симпатии и антипатии между членами группы;
влияние друг на друга;
ситуационные характеристики:
размер группы;
задачи, решаемые группой;
система вознаграждения в группе.
На современных предприятиях используются различные формы работы в группе:
– совместное решение частичных задач;
– автономные и полуавтономные бригады;
– целевые, проектные группы;
– «кружки качества».
Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяютаккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений.
Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как:
–индивида, обладающего набором определенных характеристик;
–специалиста, призванного выполнять определенную работу;
–члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении;
–человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями.
В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ.
Потенциал предприятия.
Для выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия – совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.
|
Концепция экономического потенциала предприятия – инструмент стратегического планирования развития предприятия, который отличается системным видением факторов, влияющих на вероятность успешного решения задач.
Современный подход к эффективному менеджменту требует постоянного мониторинга, т.е. постоянного наблюдения и управления потенциалом предприятия и контроля в том числе. Такая концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» предприятия, поиску и выявлению «узких мест».
Модель экономического потенциала преуспевающей фирмы:
Экономический потенциал предприятия – Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.
Рис. 1 Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия
Модель экономического потенциала предприятия определяют:
объем и качество имеющейся продукции;
образовательный, квалификационный, психофизический, мотивационный потенциалы сотрудников;
способность менеджеров оптимально использовать ресурсы;
инновационные возможности;
финансовые показатели.
Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия представлен на рис.1.
При реализации этого алгоритма используют различные подходы:
• циклический – оценка экономического потенциала по каждому продукту;
• системный – детальное описание системы менеджмента;
• диагностический – анализ ограничений для определенных параметров.