Борьба церкви против ересей.




Католическая церковь в борьбе с еретиками.

Учитель: Ересь в Средние века – весьма распространённое явление. Причём, ереси были очень разнообразные. Одни отрицали наличие в Христе одновременно человеческого и Божественного начала, другие говорили о мире, где происходит вечная борьба между силами добра и зла, третьи настаивали на широких социальных реформах. Ересь – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви. Ереси были опасны для церкви, так как они подрывали основы её могущества – веру людей в незыблемость установленных истин.

Ученый-архивариус: Наиболее влиятельные еретИческие учения X-XIII вв. – катары и вальденсы. Основателем вероучения вальденсов был французский купец Пьер Вальдо. Он утверждал, что спастись можно не через церковь, а через служение Христу и непосредственное следование его учению. Он убеждал своих учеников, что богатство развратило церковь, лишило её изначальной святости. Катары утверждали, что церковь – порождение дьявола. Необходимо было создать новую церковь. Центром этого вероучения был город АльбИ на юге Франции. Поэтому само движение часто называли альбигойским. Оно было чрезвычайно влиятельным и пользовалось расположением графа Тулузского.

На рубеже XII-XIII веков папство находилось в зените своего могущества. Папе Иннокентию III (1198-1216) удалось добиться большего, чем любому из его предшественников. Убеждённый в том, что папа римский – высший глава всего христианского мира, Иннокентий III стремился, чтобы это признали все христиане, даже германский император. «Наместник Христа». Власть светского правителя папа уподоблял луне, получающей свет от солнца и способной испускать слабое сияние лишь по ночам, в отсутствие солнца, под которым имелась в виду папская власть. Вместо «преемника апостола Петра» Иннокентий III приказал называть себя «наместником Христа». Превосходно образованный, папа прославился как автор сочинений об аскетизме. Но именно в его правление золото со всей Европы текло в Рим более широким потоком, чем когда бы то ни было. Свидетельством энергичной деятельности папы являются более 6000 булл (булла – изданная папой или государём грамота, скреплённая особой печатью) и посланий с его подписью, сохранившиеся в архивах Ватикана – папской резиденции в Риме. Папа считал, что нет таких дел, которые он не был бы правомочен решать. Он успевал заниматься и укреплением Папского государства в Италии, и организацией Крестовых походов против неверных и еретиков, и реформами церкви. Иннокентий III добивался, чтобы его главенство признали все монархи Европы. Он был искусным дипломатом и прекрасно умел пользоваться таким традиционным оружием папства, как анафемы и интердикты. В его правление под отлучением побывали три самых могущественных монарха Западной Европы: германский император, король Франции и король Англии. Многие государи признавали верховную власть папы, некоторые платили ему дань. Даже в момент высшего могущества папской власти положение церкви было отнюдь не безоблачным. Серьёзным соперником папства по-прежнему была империя, усиливалась Франция, вышли из-под папского контроля участники Четвёртого Крестового похода. Но главной угрозой для церкви стали в это время еретики.

Борьба церкви против ересей.

Ереси сопровождали церковь в течение всего её существования. Много ересей появилось в первые века христианства, а в XI – начале XIII века ереси вновь распространились очень широко. Именно тогда в Западной Европе возникали и боролись со своими сеньорами средневековые города. В городах вызревали смелые идеи, и накопилось много недовольства сеньорами. Если сеньором оказывался епископ, его жадность и злоупотребления воспринимались особенно болезненно.

Но при всех различиях еретические движения объединяло недовольство существующими порядками. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответы на вопросы в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники. Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Даже внешний облик раскормленных и разодетых в роскошные одежды епископов и аббатов не имел ничего общего с тем, как жили Христос и апостолы. Еретики стремились возродить евангельскую бедность и простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от земельных владений и богатств. Они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, питались подаянием, странствовали и проповедовали. С точки зрения простого человека, они были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».

Ученый-археолог: Ереси угрожали уничтожить саму основу могущества церкви – веру христиан в её необходимость. Церковь в борьбе с ересями. В начале XIII века положение католической церкви стало критическим. Учения еретиков быстро распространялись по всей Европе, они создавали собственную церковную организацию. В такой ситуации папство прибегло к чрезвычайным мерам. Иннокентий III объявил Крестовый поход против еретиков-альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209-1229). Крестоносцы, среди которых преобладали рыцари из северной Франции, обрушились на цветущие города юга страны. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский легат ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!» После военной победы над еретиками церковь сделала всё возможное, чтобы с корнем уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было строжайше запрещено хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии, которые вели расследования по всем делам, связанным с ересью. Так возникла печально знаменитая инквизиция (от латинского слова «инквизицио» - расследование), ставшая самым грозным оружием против еретиков.

Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. В ходе расследования применялись жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит и мешает «чистосердечному признанию». Для многих жертв инквизиционное расследование заканчивалось сожжением на костре. В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь, а инквизиция вЫкорчевала её остатки. Но такого результата церкви вряд ли удалось бы достигнуть, если бы она ограничивалась только карательными мерами. Папству всё же удалось перетянуть на свою сторону умы и души многих людей, колебавшихся между ересью и официальным католицизмом. С еретиками их сближала неудовлетворённость официальной церковью и стремление найти собственный путь к Богу. Но, в отличие от еретиков, они не критиковали церковь и потому не вызывали у её служителей такой ненависти. Проницательный Иннокентий III сумел оценить двух необычных людей.

Одного из них звали Франциском. Сын богатого купца из итальянского города Ассизи, он провёл молодость в удовольствиях, но затем пережил внезапное озарение, и жизнь его совершенно изменилась. Он ушёл из дома и избрал для себя судьбу нищего странника, живущего подаянием. Он страстно молился, доводя себя до такого состояния, что в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь. Франциск не мог не делиться с другими всем тем, что он понял в христианстве. И он начал проповедовать слово Божие. Франциск не получил богословского образования, и у учёных служителей церкви его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки. Но его кротость и смирение обезоруживали даже врагов, а в проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, радость и ликование от осознания совершенства созданного Богом мира, что вскоре вокруг него стали собираться ученики и последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, чтобы просить у папы утверждения устава для своего братства. Легенда рассказывает, что Иннокентий III решился поддержать Франциска, увидев во сне, как тот подпер плечом наклонившийся римский собор. В то же время папа взял с Франциска клятву послушания.

Вскоре первоначальное сообщество было преобразовано в большой монашеский орден, названный по имени основателя францисканским. От других монашеских орденов его отличали важные особенности. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием, и считалось, что у них нет ничего своего. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали по всей Европе с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь часто была убедительнее, чем проповедь тех, у кого слово расходилось с делом. Многих колеблющихся именно проповедь Франциска удерживала от того, чтобы примкнуть к еретикам.

Вскоре после смерти Франциск был причислен к лику святых. Однако орден всё дальше отходил от его заветов. У нищих монахов появились монастыри и дома. Официально это имущество принадлежало папскому престолу или городским властям, но для многих было очевидно, что это просто словесные уловки.

«Псы Господни». Другой необычный человек, вовремя замеченный Иннокентием III, испанец Доминик де Гусман, известен как святой Доминик (1170-1221). Он долго проповедовал в южной Франции против альбигойцев, и ему пришла в голову мысль создать монашеское братство специально для борьбы с ересями. В 1216 году новый орден был утверждён папой. В отличие от Франциска, с подозрением относившегося к учёности, доминиканцы (ещё их называли «братья-проповедники») усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Многие доминиканцы преподавали в университетах, они же играли главную роль в деятельности инквизиции. Им очень нравилось созвучие «домини канес» (по-латыни «псы Господни»).. Просвещая мир проповедью Божественной истины, они готовы были, как псы, охранять церковь от ложных учений, и не случайно эмблемой ордена стало изображение собаки с горящим факелом в пасти. Популярность францисканцев подтолкнула Доминика к тому, чтобы тоже превратить свой орден в нищенствующий. Как и францисканцы, доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Уже в XIII веке они добрались до самого Китая. Но от обета бедности они отошли ещё раньше францисканцев, ведь для богословских занятий и борьбы с ересями нужны были как минимум библиотеки.

Ученый-архивариус:

ИЗ ПОСЛАНИЯ ИННОКЕНТИЯ III ГРАЖДАНАМ ИТАЛЬЯНСКОГО ГОРОДА ИЕЗИ

 

Иго церкви – самое лёгкое бремя, и владычество наше мягко. Те, кто не знает его, стремятся к нему от всего сердца, а те, кто испытали его, дорожат им ещё более.

Духовная власть апостольского престола не имеет пределов. Она простирается над всеми народами, над всеми государствами. Светская власть этого престола также преобладает, с Божьей помощью, во многих местах.

Учитель: Ребята, важно понимать, что в любой период существования католической церкви в ней действовали самые разные люди, среди которых очень многие были глубоко и искренне верующими, талантливыми и замечательными по своим человеческим качествам. Даже те, кто принимал самые жестокие решения, были людьми отнюдь не одномерными и нередко руководствовались благими намерениями. Показательно, что один из самых светлых и привлекательных деятелей католической церкви, Франциск Ассизский, нашел понимание и поддержку у сурового Иннокентия III, благословившего военную расправу с альбигойцами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: