Система текстовых публикаций номера




 

Публикации номера периодического издания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам - основаниям. Одно из таких оснований - источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая её часть создается в самой редакции, её журналистами. Это редакционная журналистская информация. Другая часть - внередакционная информация - создается государственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами, а также внередакционными авторами - нештатными журналистами, авторами писем в редакцию и др. она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию.

Публикации, входящие в номер, различаются и по другому основанию - средству отображения действительности. В газете, еженедельнике - это напечатанное слово - вербальная информация и иллюстрации - визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.

Третье основание деления публикаций - метод отображения действительности. В зависимости от назначения его произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего - публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты в других жанрах газетно-журнальной публицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методу отображения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант, стихотворение в номер или рассказ.

Но, пожалуй, важнейшее - четвертое - основание деления публикаций в номере - их назначение, функция. Это прежде всего место и роль публикации в номере периодического издания.

По их назначению все вербальные - текстовые публикации в номере печатного периодического издания четко разделяются на восемь групп, или типов. Это публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации того или иного типа доя конкретного номера и занимаемое ею место обусловлены задачами, которые ставит перед собой редакция.

В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. То есть публицистика в широком смысле слова - все журналистские произведения - от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейший общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетно-журнальной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет - как их компонентов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панорам событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете.

Информация, содержащаяся в публицистических материалах, подкрепляется сообщениями, которые несут публикации других типов. Важное место среди них занимают документальные и официальные материалы.

Тексты законопроектов, представленных в Думу РФ, и новых законов, принятых ею и утвержденных президентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, решений местных - областных и муниципальных - властей, обращений руководства политических партий и движений к избирателям, сообщений центральных и местных избиркомов о результатах выборов депутатов в Государственную или региональные думы или другие официальные документы иногда занимают в газетах или журналах значительное место - в зависимости от типа и уровня издания, где они появляются. В местных - региональных, городских - они появляются редко, иногда лишь в сокращенном, в жатом виде под рубрикой "Официальный раздел".

Иногда официальные или документальные публикации играют в газете роль источника информации для остальных материалов номера. Нередко это зримо на его страницах: после официального текста помещают подборку корреспонденций или интервью, конкретизирующих на местном материале важнейшие положения официального сообщения.

С убыстрением процесса глобализации в мире повышается и роль науки и техники. Наука превратилась в мощную производительную силу. Это объясняет повышение внимание читателей газет и журналов к проблемам науки. Подготовка научных и технических публикаций становится важным направлением деятельности многих редакций. В региональных изданиях - городских и региональных газетах регулярно печатают советы садоводам и огородникам, консультации местных медицинских работников. Еще чаще здесь появляются технические материалы, связанные со строительством новых домов, реконструкцией квартир, использованием новой бытовой и сельскохозяйственной техники.

Представители различных технических специальностей - строители, инженеры, конструкторы и др. - находят публикации, связанные с их работой, в различных специальных журналах и бюллетенях. Их подготовка и выпуск, понятно, требует соответствующей специализации журналистов, выпускающих такие издания. Возможно, даже соответствующего образования.

Роль научных и технических материалов в газете будет со временем возрастать - с ростом образовательного и культурного уровня читателей.

Литературно - художественные публикации в последние годы стали редко выходить на газетные полосы. Это объясняется многими причинами, главная из которых - ослабление интереса значительной части нашего общества к художественной литературе. Писатели и поэты перестали быть "инженерами человеческих душ". Все это приводит к ослаблению влияния периодических изданий на читательскую аудиторию. Уже потому, что подобные материалы играют двойную роль: представляя собой отклик на актуальные события в специфической - художественной форме, они не только дают читателям информацию, но и выполняют функцию эстетического воспитания. Рассказ и глава из романа, повесть с продолжением в нескольких номерах, стихотворение и отрывок из поэмы - все эти материалы, занимая ум читателей, одновременно воспитывают их художественный вкус, учат видеть жизнь в образах, поэтому к ним предъявляют повышенные требования. Они должны быть актуальны, написаны на злобу дня и в то же время привлекать читателей своей совершенной художественной формой.

Отдельным элементом системы публикаций разных типов в подавляющем большинстве являются справочные материалы. Обычно они печатаются в конце последней страницы номера, но нередко их помещают и на других страницах. В каждом издании - в соответствии с особенностями его целевой аудитории - устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионные и радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарейсов, железнодорожных и автобусных маршрутов и т.д. Значительную часть справочных публикаций составляет так называемая превентивная информация - сообщения о собраниях, конференциях, встречах, спортивных соревнованиях, фестивалях и тому подобных мероприятиях, которые должны будут проведены в ближайшее или более отдаленное время. К справочным материалам относится и информация, связанная с частной жизнью граждан, - о вступлении в брак, юбилея и даже некрологи - заключенные в траурные рамки краткие сообщения о смерти.

Острая конкуренция на рынке периодических изданий привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, "загадочные картинки", подборки исторических анекдотов и остроумных изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Они занимают подчас целые полосы и в региональных изданиях. Они также играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после трудового дня, с другой - расширяет их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память.

Количество развлекательных материалов в газете зависит не только от её типа, но и от периодичности выхода издания: в номере рабочего дня их, понятно, меньше, чем в номере выходного дня. А в специальных рекреативных изданиях - газетах, еженедельниках и журналах - они занимают почти все страницы номера.

Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакции обусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений являются для подающего большинства газетных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы.

Рекламные материалы газеты дополняются частными объявлениями. Часть из них представляет собой так называемую строчную рекламу, имеющую экономический характер. Авторы таких объявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и сообщают свои адреса и телефоны. Однако значительную часть строчных публикаций составляют объявления, связанные с частной жизнью граждан - их интересами, занятиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональных изданиях обычно печатают немного таких объявлений, то в местных - районных и городских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы.

Нам известно, что определяет систему публикаций разных типов в газете, их удельный вес и значение. У каждого издания - своя система публикаций разных типов. В соответствии с этим строится система его рубрик и формируется структура номера. [4]

1.3 Тематические линии газеты "СМ Номер один"

 

Для того, чтобы рассмотреть содержательно-тематическую модель выбранного мною издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций, рассмотрим рубрики данной газеты, но для начала ознакомимся с общей характеристикой системы рубрик в печатных изданиях.

Рубрики облегчают разработку композиционной модели газеты, определение её структуры и построения каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать систему рубрик.

В эту систему входят рубрики двух типов. Важнейший из них - тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. К ним примыкают служебные рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в газете по другим их характеристикам. Тематическая рубрика обозначает и объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу. В многополосных изданиях, большинство которых выходит в малом формате А3, для организации структуры номера часто используют такие постоянные полосные тематические рубрики: Политика, Экономика, Культура, Спорт и др., стоящие над соответствующей полосой.

Столь же активно в газетах используют и служебные рубрики. Они также помогают организации материалов номера, а читателям - в поиске интересующих их публикаций. Применяют несколько видов служебных рубрик. Жанровые рубрики - Наше интервью, Репортаж, Обозрение, Факт и комментарий и др. - определяет жанр публикаций. Временные рубрики - Пульс недели, Сегодня и вчера и др. - обозначают время событий, о которых сообщают публикации. Региональные рубрики - Вчера в нашем городе, В России, Заграница и др. - ограничивает регион, о котором сообщает газета. Аудиторные рубрики - Для вас, книголюбы, Советы садоводам и т.п. - нацелены на определенную группу читателей газеты. Служебные рубрики могут подсказывать источник информации, публикуемой в газете: От наших собственных корреспондентов, Информационные агентства сообщают и д. р. Иногда служебная рубрика дает развернутую характеристику публикации, над которой она стоит, указывая на её жанр, и источник информации: Письма наших читателей.

Газетные рубрики разделяются и на две другие части. Многие из них могут быть использованы в любой газете. Например, тематические рубрики, обозначающие различные области и отрасли жизни общества или граждан, где бы они ни жили: Экономика, Культура, Человек и общество, Служба здоровья, Разговор с интересным собеседником. Или служебные рубрики - жанровые, определяющие источник информации или время событий. Но кроме таких - общих рубрик в газете используют и монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании. От системы тематических рубрик, ориентированных на интересы и информационные запросы читателей данного периодического издания, во многом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этого имиджа на меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики.

В каждой редакции определяют состав системы рубрик периодического издания и их количество - в соответствии с типом и уровнем газеты. В небольшой местной газете достаточно использовать два-три десятка рубрик, в крупном ежедневном издании их количество увеличивается. Значение этой системы возрастает в процессе выпуска газеты на основе сетевого графика, определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера. [5]

Из всего выше перечисленного рассмотрим рубрики газеты "СМ Номер один". Так к тематическим относятся такие рубрики как "Спорт", "Экономика" и др. Однако они не являются преобладающими в данной газете. Значительное место все таки занимают служебные рубрики, из которых можно выделить жанровые ("Специальный репортаж", "Расследование", "Интервью"), региональные ("Губернские ведомости") рубрики, а так же в данном периодическом издании печатается приложение по названием "Полезная газета", которое пользуется популярностью среди читателей. Здесь собраны материалы на потребительскую тематику: как обустроить садовый участок? Как проще и без лишних затрат провести ремонт? Как выбрать автомобиль? Куда отправиться на отдых (рубрика "Фазенда"). Так же в этом приложении можно найти много полезного для здоровья, что отражено в рубриках "Здоровье", "Красота"; для рассмотрения проблем между поколениями ("Отцы и дети"); а так же специально для читателей проводится народная экспертиза, позволяющая судить о качестве того или иного продукта ("Народная экспертиза"). В газеты есть её специальный проект "Отдел происшествий", где рассказывается о криминальных событиях области. Кроме того, в каждом номере периодического издания существует "Почтовый ящик", с помощью которого читатели могут знакомиться, общаться друг с другом, а так же выражать своё мнение на ту или иную проблему. В данной газете так же имеются "Афиша", "Телепрограмма" на текущую неделю. Рубрика "Отдыхай" предоставляет для читателя различные кроссворды, кроссворды, анекдоты, которые позволяют читателю отвлечься от повседневной суеты и расслабиться. А для самых маленьких читателей публикуется "Моя первая газета" или "Детская энциклопедия", где ребенок может найти и узнать для себя много интересного и развлекательного.


Глава II. Изображение человека на страницах газеты "СМ Номер один"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: