Сценическое волнение и роль преподавателя в воспитании самообладания у музыканта-исполнителя в детской школе искусств.




МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

на тему:

«Сценическое волнение и роль преподавателя в воспитании самообладания у музыканта-исполнителя в детской школе искусств»

Докладчик:

Панкова Инна Владимировна

Художественный руководитель

Ансамбля скрипачей старших классов «Вдохновение»,

Преподаватель скрипки

г.Пушкин, Санкт-Петербург

 

Сценическое волнение и роль преподавателя в воспитании самообладания у музыканта-исполнителя в детской школе искусств.

Самообладаниеисполнителя во время концертного выступления – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная с младшего учащегося, который только делает первые шаги и заканчивая артистом-профессионалом. Далеко не каждому удается полностью владеть собой, справиться со своим волнением и выдать максимальный результат, без потерь. Один из факторов, который влияет на выступление – это волнение. Одному это состояние не мешает прекрасно справиться со своей творческой задачей, другому приходиться бороться с волнением, затрачивая лишнюю энергию и при этом, не всегда достигая желаемого результата. А бывает состояние исполнителя, что каждое выступление доставляет ему мучительное переживание и желание избежать выступлений на сцене, из-за такого состояния, талантливые музыканты приходят к выводу оставить свою исполнительскую деятельность. При этом обычно исполнитель считает, что подобное самочувствие является его индивидуальным свойством, с которым он не может справиться и, следовательно, продолжать бороться с ним бесполезно.

Несомненно, индивидуальные качества человека играют большую роль, но не меньшее значение имеет общее и музыкальное воспитание, которое ученик получает с детства. При ближайшем рассмотрении всех аспектов воспитания музыканта-исполнителя большое значение влияет роль преподавателя и его выстроенная методология взаимодействия с каждым учащимся, с учетом его индивидуальных особенностей.

Каждый из преподавателей, выступающий на сцене может описать и проанализировать характерные ощущения, которые испытывает музыкант во время концерта при публичном выступлении. А психологическое состояние учащегося бывает охарактеризовано множеством внутренних вопросов и сомнений, которые он в процессе подготовки к выступлению или экзамену, задает преподавателю. Еще до выхода на эстраду он интересуется, кто его будет слушать. Это далеко не безразлично выступающему. Иногда присутствие в зале какого-либо значительного (или нежелательного) для него лица бывает достаточно, чтобы играющий начал волноваться. Чем вызвано это волнение? Желанием понравиться, сыграть лучше и в тоже время сомнением: а вдруг не получится хорошо? Не ошибиться бы, не забыть, не остановиться! И он начинает проигрывать те «неприятные» места, которые вызывают у него беспокойство, неуверенность, стремясь лучше зафиксировать их в памяти. При таких вопросах и сомнениях, появляется самый главный вопрос у преподавателя: «Что может сделать педагог, чтобы облегчить подобное самочувствие ученика на эстраде?»

Очень важно психологически правильно ориентировать ученика относительно сольных выступлений, особенно первых, являющихся как бы «уроком на публике», где надо отчитаться в проделанной работе, в своих достижениях, познакомить с ними не только других педагогов, но и своих товарищей и родных. Необходимо приучать ребенка играть в классе перед разной аудиторией, дать ему возможность пережить различные эмоции: при начинающих он будет испытывать чувство гордости и некоторое превосходство и уверенность в себе, перед одноклассниками у ученика обычно возникает чувство соревнования, желания сыграть лучше них. При старших он чувствует большую ответственность и, демонстрируя им свои достижения, старается максимально себя мобилизовать. Внимание, проявленное к нему со стороны старших, их реакция на исполнение очень благотворно действуют на его самочувствие.

Следует внушать ученику, что слушание музыки доставляет людям большое удовольствие, но исполнитель сможет доставлять это удовольствие только в том случае, если он глубоко понимает характер, настроение произведения и играет увлеченно, проникновенно и так уверенно, как если бы он был автором этого произведения. Для этого нужно особенно тщательно работать над образностью, музыкальностью исполнения, научить ученика перед началом игры сосредоточиться на художественной задаче, представить мысленно характер произведения, его темп.

Помимо создания в классе условий, по возможности приближающихся к тем, которые окружают ученика во время выступлений, в самом процессе обучения с первого же дня должны воспитываться навыки, необходимые для лучшего владения собой на эстраде.

Большинство учеников на эстраде играют хуже, чем в классе, в основном, по двум причинам:

- из-за недостаточной технической оснащенности;

- из-за недостаточно развитого творческого увлечения в процессе игры (одно с другим тесно связано).

Обычно в первую очередь дают о себе знать проблемы технической подготовки, а это неминуемо отражается на качестве всего музыкального исполнения. Например, если до публичного выступления еще имелось излишнее напряжение в мышцах, то от волнения во время игры на эстраде оно во много раз возрастет, появляется скованность в мышцах всего тела, руки начинают дрожать, плохо подчиняются исполнителю и часто вместо плавного, длинного звука получается нечто вроде стаккато.Совершенно очевидно, что в таком состоянии ученик не может полноценно выполнить стоящую перед ним музыкально-художественную задачу.

Как говорил К.С. Станиславский: «Нужно особенно заботиться о самом полном, самом предельном освобождении мышц от напряжения, привычка к непрерывной самопроверке и борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием и систематической тренировкой». [1,c.135]

Тоже самое относится и ко всем остальным навыкам. Педагог должен придавать большое значение правильной, последовательной и прочной выработке у ученика каждого нового навыка (особенно в период постановки рук и работы над интонацией), который усваивается под неослабным контролем сознания, при участии осязания, слуха и зрения. При таком комплексном воспитании навык усваивается очень прочно и со временем автоматизируется.

Для того, чтобы ученик смог по-настоящему охватить и оценить произведение, которое он играет, после тщательной технической и музыкальной проработки надо предоставить полную творческую свободу его фантазии и ассоциациям, не останавливая, не поправляя, не отвлекая его, чтобы он почувствовал самостоятельность и научился верить в свои силы. Очень важно научить ученика в классе и дома, меняя стереотип, начинать занятие прямо с пьесы, без разыгрывания. Это вначале будет казаться ему почти немыслимым, но затем постепенно образуется привычка мобилизоваться и играть в полную силу своих возможностей с первого раза, как того требует публичное выступление.

Ошибки и срывы могут возникать так же при изучении произведения, которое превышает технические возможности ученика. Это надо учитывать при выборе репертуара, особенно предназначенного для публичного выступления. Всякое его завышение неминуемо ведет к плохим результатам. На каждом этапе развития есть определенный предел музыкально-технических возможностей ученика, и эти его возможности нужно испытывать в классе, а не на эстраде. Гораздо лучше пройти несколько этюдов, две-три пьесы различной трудности и уже из них выбрать для выступления то произведение, которое получается лучше, в котором ученик чувствует себя свободнее и уверенней, а не одно, изначально превышающее технические возможности юного музыканта, с которым он не справляется и обрекает себя на неуспех.

Таким образом создается правильная психологическая подготовка к предстоящему выступлению. Не испытывая технических затруднений ученик выходит на эстраду спокойно, сосредоточив все внимание на музыкальном содержании произведения, свободно распоряжаясь всеми имеющимися у него средствами музыкальной выразительности.

Нам педагогам необходимо помнить, что особо важное значение для всей дальнейшей исполнительской деятельности ученика имеет его исполнительское самочувствие при самом первом публичном выступлении. В зависимости от того, какое впечатление произведет на него первое выступление будет складываться его отношение к эстраде, успех в целом. Поэтому необходимо обеспечить такие условия, при которых он испытал бы только хорошее самочувствие играя спокойно и удачно во всех отношениях. Б.Струве сказал: «Первое публичное выступление ребенка – весьма ответственный момент в развитии сольно-производственных навыков. Ответственность прежде всего ложиться на педагога ». [2, c.145]

В правильной психологической подготовке к публичным выступлениям нуждаются не только ученики, но и родители. Нередко волнение и излишняя забота отрицательно сказываются на самочувствии ребенка. Необходимо заранее побеседовать с родителями, объяснив им, что не следует в день выступления создавать какую-то особенную обстановку: класть его спать днем, не пускать в школу, усиленно кормить и т.д. Все это порождает нездоровую фиксацию внимания учащегося на выступлении, как на каком-то особом волнующем событии.

Перед самым выходом на эстраду не рекомендуется напутствовать ученика словами «не волнуйся», «играй смело» и т.д. Такое подбадривание, как правило, оказывает противоположное действие. Гораздо полезнее рекомендовать ученику сделать гимнастику с глубоким вдохом и выдохом ускоряющую кровообращение, освобождающую все мышцы от напряжения, после чего помочь сосредоточить ему все внимание на чисто исполнительской задаче.

Очень мудро в таких случаях поступал Абрам Ильич Ямпольский (скрипач педагог) со своими маленькими учениками. Перед самым выходом ученик на эстраду он подходил к нему и говорил: «Ну-ка покажи, как ты начнешь?» И ученик невольно привыкал сосредоточивать свое внимание на этой главной задаче. Он уверенно играл своему профессору два-три такта, получал одобрение и тут же шел на эстраду с мыслью, как именно надо начать. А в этом и заключается самое трудное для исполнителя – суметь сразу сосредоточиться на художественной задаче. Таким простым приемом педагог приучает вышедшего на эстраду ученика думать о самом главном и одновременно помогает ему игнорировать все то, что обычно отвлекает внимание исполнителя. [3, c. 45]

Немаловажное воспитательное значение имеет правильное обсуждение после выступления ученика. Если, например, был зачет или экзамен, то в присутствии всего класса педагог может обсудить выступление каждого ученика, при этом следует делать особый акцент на музыкально-художественной стороне исполнения, не фиксируя внимание ученика на случайных недостатках и не снижая оценки за ошибки или остановки, но особо поощрять выразительность фразировки и музыкальность исполнения. Такое обсуждения будет правильно ориентировать ученика в его дальнейших выступлениях. Все это касается не только самого первого выступления, но и всех последующих.

Публичное выступление ученика фактически специальной подготовки не требует. Этой подготовкой является правильное воспитание с самого начала его занятий на скрипке. Педагог должен с первых уроков не упускать из вида конечную цель публичного выступления – самообладание, подчинить этой цели все методы своего преподавания, шаг за шагом «оснащая» ученика необходимыми средствами исполнительского мастерства. Тогда каждое публичное выступление будет являться как бы гармоничным завершением определенного этапа работы, проделанной в классе.

Литература.

1. Станиславский К. Работа актера над собой Т.IIM.: «Искусство» 1954.

2. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. М.: «Музгиз».1937.

3. Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. М.: «Музгиз». 1951.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: