Перевозка обелисков в Рим




АНТИЧНЫЕ АВТОРЫОБ ЕГИПЕТСКИХ ОБЕЛИСКАХ

З.В. Махачашвили

В статье рассматриваются описания обелисков в трудах античных авторов. Даются ссылки на их работы и подробный комментарий.

Ключевые слова:

Древний Египет, обелиск.

ПОБЛАГОДОРИТЬ ЕВГ БОРИСОВНУ

Египетские обелиски как одни из самых ярких символов Древнего Египта всегда представляли неподдельный интерес, а их изучение позволяет лучше узнать историю и культуру Древнего Египта. Одним из важнейших источников в изучении обелисков являются тексты античных авторов. Некоторые из них сами бывали в Египте и могли воочию наблюдать за обелисками и узнавать о них сведения от египтян. Другие получали сведения от людей, побывавших в Египте. А те греки и римляне, которые сообщали сведения о давних временах нередко, использовали те источники, которые до нас не сохранились.

Отдельного античного труда посвященного обелискам нет. Сведения о них сообщаются в различных трудах. Их можно разделить на несколько видов.

Материалы.

Древние историки сообщают нам следующие данные по материалам, из которых созданы обелиски.

Геродот[1] пишет, что обелиски делались из цельного камня, Аммиан также описывая форму обелисков, добавляет, что египтяне «высекали обелиски, отыскивая подходящую породу камня иногда даже на краю земли»[2]. Плиний[3] уточняет, что же это за «край земли», говоря, что в окрестностях Сиены (Асуана) находят сиенит (гранит) из которого и высекались обелиски.

В целом, по материалам, у античных авторов имеются достоверные сведения.

Надписи.

Про надписи тоже есть определенные сведения.

Страбон[4] описывая фиванские обелиски упоминает что есть надписи, показывающие богатство царей того времени, их владения, простиравшиеся до скифов, бактрийцев, индийцев и теперешней Ионии, общую сумму собираемых ими податей и численность войска, составлявшую около 1 миллиона человек. Непонятно, про какой именно обелиск он пишет. На тех обелисках, которые сохранились до нашего времени, нет таких сведений. Надпись о завоеванных землях есть только у Тутмоса III на его фиванском обелиске, когда он дошел до Ефрата. Сейчас этот обелиск находится в Константинополе.

Сообщение Страбона больше перекликается с Геродотом[5], который упоминает о завоеваниях Сесостриса (считается, что это собирательный мифический образ царя-завоевателя. Некоторые отождествляют его с Тутмосом III или с Сенусертом III). Геродот подробно описывая его поход, пишет, что Сесострис завоевал обширную территорию, в том числе упоминавшихся у Геродота скифов и ионян. И что впоследствии сын Сесостриса Ферон установил обелиски. Вполне возможно, что Ферон на этих обелисках и сделал те надписи, о которых сообщает Страбон. Но т.к. эти обелиски не найдены, то это может быть только предположением.

Аммиан пишет: «Множество фигур – их называют иероглифами, – высеченных на всех его площадях, – создание древней первобытной мудрости. Высекая многообразные изображения птиц и зверей даже других частей света, египтяне хотели сохранить и распространить память о событиях для грядущих веков и таким способом увековечивали обеты, данные или исполненные их царями»[6].

Также он цитирует Гермапиона (сведения об этом авторе больше нигде нет), который перевел на греческий надписи с обелиска в Большом цирке в Риме: ПОПОДРОБНЕЕ

 

Стих первый. [7]

18. «Гелиос царю Раместе: я даровал тебе радостно царствовать по всей вселенной. Тебя любит Гелиос и Аполлон. Могучий друг истины, сын Герона, богом рожденный основатель вселенной. Тебя избрал Гелиос, мощный царь Арея Раместа. Тебе подчинена вся земля с силою и мощью. Царь Раместа, сын Гелиоса, вовек живущий.

Второй стих.

19. Аполлон могучий, покоящийся на истине владыка диадемы, стяжавший со славою Египет, озаривший светом город Гелиоса и создавший остальную вселенную и почтивший богов, утвержденных в городе Гелиоса, которого любит Гелиос.

Третий стих.

20. Аполлон, могучий сын Гелиоса, все освещающий, которого избрал Гелиос и одарил могучий Арей, коего блага пребывают во всякое время, коего любит Аммон. Ты исполнил благ храм Феникса. Тебе даровали боги время жизни. Аполлон, мощный сын Герона, царь вселенной, Раместа, охранивший Египет, победил иноземцев. Тебя любит Гелиос. Тебе долгий срок жизни даровали боги, владыка вселенной Раместа, во век живущий.

Другой второй стих.

21. Гелиос, великий бог, владыка неба. Тебе даровал жизнь, которой ты вечно не насытишься. Аполлон, могучий владыка диадемы, несравненный, который воздвиг в этом царстве изображения богов, владыка Египта, и равным образом украсил город Гелиоса и самого Гелиоса, владыку неба. Дело благое совершил сын Гелиоса, царь вечный.

Третий стих.

22. Бог Гелиос, владыка неба, царю Раместе: я даровал силу и власть надо всем. Тебя Аполлон, друг истины, владыка времен, и Гефест, отец богов, избрали благодаря Арею. Царь, любезное чадо Гелиоса и возлюбленный Гелиосом.

Первый стих на восточной стороне.

23. Великий бог города Гелиоса, в небесах обитающий Аполлон, могучий сын Герона, которого направлял Гелиос, которого почтили боги, царствующий над всей землею, которого Гелиос избрал, мощный через Арея царь. Тебя любит Аммон и светоносный избрал вечным царем».

В целом этот перевод текстов обелиска достаточно достоверен.

Тертулиан – позднеантичный христианский автор, скорее всего, незнаком с переводами египетских иероглифов, т.к. он пишет, что «иероглифы, на нем (Обелиске в Большом цирке в Риме) начертанные, как некие таинства, достаточно свидетельствуют, что это не иное что, как суеверие египтян»[8].

Можно предположить, что древние греки имели представления, о том, что написано на египетских обелисках, однако позднее эти знания были утрачены, вплоть до Шампольона, который заново смог расшифровать иероглифы.

Упавшие обелиски.

Изучая описания египетских обелисков, можно отметить, что некоторые из них упоминаются упавшими на землю, и никто особо не торопиться их поднять и установить на место.

Например, Аммиан говорит, что видел «много обелисков, из которых некоторые лежат в обломках на земле»[9]. Но наиболее интересные сведения об упавшем обелиске мы находим в письме к александрийцам у Флавия Клавдия Юлиана (Отступника)[10]. В этом письме Юлиан просит отдать упавший и валявшийся в грязи обелиск, а взамен предлагает медную статую. Причем он сокрушается, что большинство александрийцев не верят ни в святость обелиска, ни в богов, в честь которых он стоял. Сам Юлиан, будучи последним языческим императором Рима, верил и в то, и в другое. Интересно, что не все александрийцы так неуважительно относились к обелиску. Были и «некоторые, как слышно, из почтения сидят у верхушки его».[11] (Похоже на столпничество. ПОСМОТРЕТЬ ПОДРОБНЕЕ).

 

Получается, что небольшая часть египтян все еще считала обелиски святынями, но большинство не видела в них ничего особенного. Причем нельзя сказать, что эти настроения возникли после распространения христианства, т.к. Страбон (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э) еще писал, что «одни еще стоят сплошь обожженные огнем, а иные лежат на земле»[12].

 

Назначение.

Греческие и римские авторы писали, что обелиски египтяне посвящали Солнцу.

Аммиан пишет, что обелиск «изображает луч Солнца»[13]. Плиний старший - обелиски «посвящены божеству Солнца и представляют собой изображение его лучей»[14]. Или еще: «Сохранился и другой его же обелиск в сто локтей, который он (Ненокрей) в соответствии с оракулом посвятил Солнцу»[15]. Тертулиан, хоть и в негативном ключе, также упоминает об этом: «Величайший и славный обелиск, по сказанию Герматела, посвящен или лучше сказать выставлен на позор Солнцу»[16]. Некоторые авторы упоминают о связи обелисков с огнем, как солнечной стихией. Например, Порфирий прямо об этом упоминает: «пирамиды и обелиски — к сущности огня»[17].

Плиний рассказывает историю, что на вершину обелиска из Большого цирка в Риме поставили бронзовый шар покрытый золотом, но когда молния в него попала и разрушила его, то было установлено «бронзовое позолоченное изображение факела, как бы горевшего ярким пламенем»[18]. ОПИСАНИЕ ТЕКСТОВ ОБЕЛИСКА ГЕРМАПИОНА.

Не только сами египтяне, но и римляне знали о том, что обелиски были посвящены Солнцу и императоры Рима, особенно те, которые особо почитали, солнечный культ пытались перенести обелиски сначала в Рим, а после смены столицы в Константинополь.

Император Август, который первым из римлян перевез обелиски в Рим сделал один из обелисков гномоном гигантских солнечных часов: «Тому обелиску, который находится на Поле, божественный Август нашел замечательное применение для отметок тени от солнца и определения таким образом продолжительности дней и ночей»[19]. А также поставил два обелиска перед своим мавзолеем. ВРЯД ЛИ. УТОЧНИТЬ. Светоний цитирует «Рассуждения о богах» Асклепиада Мендетского, где рассказывается о божественном рождении Августа: «Атия однажды в полночь пришла для торжественного богослужения в храм Аполлона и осталась там спать в своих носилках, между тем как остальные матроны разошлись по домам; и тут к ней внезапно скользнул змей, побыл с нею и скоро уполз, а она, проснувшись, совершила очищение, как после соития с мужем. С этих пор на теле у нее появилось пятно в виде змеи, от которого она никак не могла избавиться, и поэтому больше никогда не ходила в общие бани; а девять месяцев спустя родился Август и был по этой причине признан сыном Аполлона. Эта же Атия незадолго до его рождения видела сон, будто ее внутренности возносятся ввысь, застилая и землю и небо; а ее мужу Октавию приснилось, будто из чрева Атии исходит сияние солнца»[20].

Император Юлиан Отступник, который пытался вместо христианства насадить в империи религию Солнца, как мы писали выше, хотел перенести и установить обелиск в столице империи.

Некоторые авторы пишут, что обелиски посвящались всем богам. Порфирий прямо об этом пишет: «пирамиды и обелиски — к сущности огня, и через это — к богам Олимпа». Аммиан также это упоминает «воздвигнув обелиск, посвящали его верховным богам».

Причина установки.

Причиной установки обелисков по сообщениям Геродота и Плиния являются пожелания богов, которые они передают через сны и оракулов. Геродот пишет, что совершив неправедный поступок царь Египта Ферон был ослеплен богами. Спустя десять лет пришло «из города Буто (где по греческим данным был известный оракул богини Лето, матери Аполлона) прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин». Прозрев, Ферон принес дары, в том числе обелиски в храмы Египта. Похожий отрывок есть у Плиния: «сохранился и другой его же обелиск в сто локтей, который он (Ненокрей) в соответствии с оракулом посвятил Солнцу, когда к нему после слепоты вернулось зрение». Ненокрей тоже сын Сесостриса как и Ферон, да и истории очень похожи. Так, что можно предположить, что была древняя легенда о сыне великого Сесостриса, который установил обелиски в честь Солнца, когда ему вернулось зрение. А в разное время и в разных местах имелись ее различные интерпретации. Плиний также пишет, что «первым из всех это (традицию установки обелисков) ввел Месфрес, который царствовал в Городе Солнца, получив такое повеление во сне».

Аммиан говорит, что обелиски устанавливались «по случаю покорения чужих народов или в гордой радости о цветущем состоянии государства»[21].

Камбиз.

Одно из

Аммиан, Диодор, Плиний и Страбон сообщают нам интересные сведения связанные с обелисками о царе персов Камбизе. ПОПОДРОБНЕЕ ПРО КАЖДОГО

Аммиан,

Диодор,

Плиний и

Страбон

 

В целом у них похожие истории, в которых описывается бесчинства Камбиза, разрушения и сожжения городов Египта, которые последовали за завоеванием страны персами. Однако у Плиния есть один любопытный момент, которого нет у других авторов: «когда царь Камбис брал город (Гелиополь, прим. автора) и пожар уже достиг подножия обелиска, он приказал потушить его из почтения к этой громаде, тогда как к городу никакого у него не было почтения» (Плиний Старший. «Естественная история» Кн. XXXVI. Гл. XIV)[22]. Как видно из приведенного отрывка Камбиз не испытывал никакого религиозного трепета к священному для египтян городу Гелиополю, да и к другим городам тоже, а вот обелиски его потрясли. Это выглядит странно, учитывая, что Аммиан пишет, что он не щадит даже приношений богам. Действительно, Камбиз, этот чужеземный захватчик испытывал какой-то трепет перед этими громадинами. Это как нам кажется вполне может соответствовать действительности, т.к. от Гелиополя до нашего времени мало, что осталось, а один из обелисков стоящий перед храмом Ра-Атума стоит до сих пор. Более того, по сообщению средневекового арабского автора Абдэль Латифа

«Именно в этом городе находятся два обелиска, которых называют «иглы фараона». Оба эти обелиска состоят из квадратной базы десяти локтей в ширину и ширину и почти такой же высоты, укрепленной на массивном фундаменте в земле. Над этой базой возвышается квадратный столб пирамидальной формы и высотою в сто локтей, который имеет в основании диаметр в пять локтей и кончается точкой. Верхушка покрыта точно шапочкой из меди... Эта медь в результате дождя и лет испортилась и приняла зеленый цвет; часть этой окиси потекла по самому обелиску. Вся поверхность обелиска покрыта тем родом надписей, о котором мы уже говорили. Я видел один из этих обелисков, который упал и разбился, падая, надвое по причине своего веса. Медь, которая покрывала вершину этого обелиска, сняли. Вокруг этих обелисков имеется множество других, которых нельзя сосчитать. Эти имеют только половину или треть высоты больших».

Часть больших обелисков привела в восхищение других чужеземных завоевателей – римлян, сначала Август, а затем другие императоры вывозили из Египта обелиски сначала в Рим, а затем, когда столица империи переместилась в Константинополь, то туда.

Гелиополь.

Античные авторы упоминают Гелиополь, Фивы, Саис, Асуан, Александрию, Арсенейон и Рим как города, в которых стояли обелиски.

Геродот, Страбон, Плиний, Аммиан

Гелиополь – древний египетский город. Никогда не был столицей Египта, но на протяжении большей части египетской истории оставался одним из важнейших религиозных центров. Был центром почитания бога Атума, который потом объеденился с Ра в единого бога Ра-Атума.

Страбон пишет, что в Гелиополе было святилище Гелиоса (что соответствует египетскому богу Ра), и находящийся в священной ограде бык Мневис.

Если следовать Плинию, то выходит, что в Гелиополе стояло 9 обелисков.

У Месфреса 1, у Сесотеса 4, у Рамсеса 2, у Змареса 1, и у Фиема 1.

Месфрес считается греческой интерпретацией тронного имени Тутмоса III — «Менхеперра».

Сесотес, скорее всего здесь соответствует, данный обелиск принадлежит фараону XIX династии Сети I (в греко-латинской передаче — Sethos; конец XIV в. до н. э.).

Рамсес – Рамсесe II.

Змаррес (Zmarres) — по-видимому, искаженное чтение имени фараона. Одни отождествляют это имя с именем Ламарес в списке фараонов XII династии (по Манефону), представляющем собой передачу тронного имени Аменемхета (Аменемеса) III «Немара» (или «Нематра»).

Фий (Phius; эта же форма имени в списке фараонов по Манефону) — сходны с именами двух царей VI династии Пепи I и Пепи II. В комментариях к Плинию пишут, что сообщение об обелисках Пепи I вызывает сомнение, поскольку первые известные обелиски (классические) относятся к более позднему времени. Действительно от Пепи I обелисков нету, однако в Танисе есть переиспользованный Рамсесом II обелиск Пепи II, о котором здесь возможно идет речь. С другой стороны Плиний пишет, что на этом обелиске не было письмен, хотя у обелиска Пепи II они есть.

Аммиан упоминает о двух обелисках из Гелиополя, которые Октавиан Август перевез и один поставил в Большом Цирке, а другой – на Марсовом Поле.

Фивы.

АМ В Фивах, наряду с огромными бассейнами и колоссальными изваяниям, изображающими египетских богов, я видел много обелиск ов, из которых некоторые лежат в обломках на земле.

ДС (1) Но не только об этом царе[3], а и о многих других, правивших позднее, говорят, что они усердно старались возвысить город. Многочисленными великими приношениями из серебра и золота, а также из слоновой кости, множеством колоссов и монолитных обелисков был, говорят, украшен этот город так, как никакой другой под солнцем.

СТР другие же находятся или там, или в Фивах — теперешнем Диосполе, причем одни еще стоят сплошь обожженные огнем, а иные лежат на земле.

В Фивах[123] на некоторых обелисках [124] есть надписи, показывающие богатство царей того времени, их владения, простиравшиеся до скифов, бактрийцев, индийцев и теперешней Ионии, общую сумму собираемых ими податей и численность войска, составлявшую около 1 миллиона человек.

Александрия.

ПлСт В Александрии установил один обелиск Птолемей Филадельф3, в восемьдесят локтей. Его высек царь Нектеб4, без письмен, и гораздо более трудным делом оказалось переправить и установить его, чем высечь. Некоторые передают, что он был переправлен на плоту архитектором Сатиром5, Калликсен6 — что Фойником7; по каналу, вырытому прямо к лежащему обелиску, был подведен Нил, и два широких судна, нагруженные футовыми кусками того же камня весом вдвое больше обелиска, подплыли под обелиск, опиравшийся своими кон- цами на тот и другой берег, затем, когда убрали камни, суда поднявшись приняли груз; он был водружен на шести опорах из того же камня, а мастер получил в вознагражде- ние 50 талантов. Этот обелиск был установлен в Арсиноéйоне указанным выше царем как дань любви к Арсиное, своей супруге и сестре1. Так как он там мешал навалиям, некий Максим, префект Египта, переместил его оттуда на форум, срезав верхушку, с тем чтобы приставить покрытую золотом вершину, однако так и не сделав этого1. В Александрии есть и два других у порта в храме Цезаря, которые высек царь Месфрес, по сорока два локтя2

 

ЮО Слышу я, что у вас есть каменный обелиск порядочной высоты, но лежит он, брошенный на побережье, как что-либо из самых негодных вещей.

Саис. ГЕР В том же саисском святилище Афины есть и гробница того, чье имя я не считаю позволительным здесь разглашать (Гробница Осириса в храме богини Нейт). Она находится позади храмового здания вдоль всей стены храма Афины.

Затем внутри этой священной ограды стоят высокие каменные обелиски и расположено озеро,

обложенное по краям очень красиво камнем, по-моему, такой же величины, как так называемое Круглое озеро на Делосе (Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма).

Перевозка обелисков в Рим

Обелиски Рима

Против Ямвлиха

Выводы

Античные авторы связывали обелиски с культом Аполлона. Об этом говорит, например Климент Александрийский в «Строматах», на основании сообщения Евмела, автора поэмы о Европе. Где он говорит, «что статуя Аполлона в Дельфах также представляла собой колонну».

«Но ведь и автор поэмы Европа рассказывает, что статуя Аполлона в Дельфах также представляла собой колонну. Вот его слова:

Славим Бога, но прежде десятину плодов и початки

На преддверье его и высокую стеллу поместить надлежит нам.

Имя Аполлон таинственным образом означает не-множественность ()Apollwn... kataU sterhsin tw­n pollw­n), то есть единого Бога. (4) Наконец, этот огонь, похожий на столп и огонь в древе (diaU batou), есть сим­вол священного света, поднимающего (diabainonto») от земли и возносящего на небо посредством древа (diaU tou­ culou), благодаря которому нам дарована возможность все видеть очами разума».

 

Греческие авторы, например Афинагор, соотносили с Аполлоном бога Гора. Аполлона также отождествляли с Солнцем. Для египтян Аполлон это или Гор Старший, или Гор Бехдетский, или Ра-Хорахти. ИЗУЧИТЬ!!!

 

Грекам и римлянам показывали и рассказывали только прихрамовые обелиски. В то же время назначение и смысл припогребальных обелисков оставались в глубокой тайне от иноземцев.

Египтяне постепенно забывают о священном символе и назначении обелисков, забываются и что обозначаются иероглифы на них, считают их просто камнями и предают забвению.

 

ТАБЛИЦА 1

УЗНАТЬ ТОЧНЫЕ ДАТЫ      
484 — 425 г до н. э. Геродот    
II—I в. до н. э. Псевдо-Калисфен    
ок. 90 — 30 гг. до н. э. Диодор Сицилийский    
ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э. Страбон    
19 год до н. э. — 31 год н. э. Веллей Патеркул    
24 —79 года н. э., Плиний Старший    
около 70 — после 122 года н. э. Гай Светоний Транквилл    
между 155 и 164 — 230-е годы н. э. Дион Кассий    
155/165, Карфаген — 220/240 н.э. Тертулиан    
233 — 304 н.э. Порфирий    
245/280 — 325/330 н.э. Ямвлих    
330,— после 395, г н. э. Аммиан Марцеллин    
332 — 26 июня 363 н.э. Юлиан Флавий Клавдий    
       
       
       

 

          Высота Кол-во
Плиний Старший «О египетских сооружениях»   Гелиополь   Месфрес (Тутмос III)    
Сесотес (Сети I) 48 л  
Рамсес (Рамсес II) 64 м  
Рамсес (Рамсес II) 53 м  
Змаррес (Аменемхет III)    
Фий (Пепи I)    
Александрия   Установил Птолемей Филадельф, высек царь Нектеб (Нектанеб I или II). переправлен на плоту архитектором Сатиром или Фойником[23]    
Месфрес, высотой 42 локтя у храма Цезаря    
    Арсинойя        
    Место установки неизвестно   Псеметнепсерфрей    
    Рим        
             

 

 

Список литературы:

· Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005. Кн. XVII. Гл. 4. С. 113-117.

· Геродот. История (пер. Г. А. Стратановского). Москва, 2002. Кн. II. Гл.111. С.137; Гл. 170-171. С. 170-171.

· Ахилл Татий. История Александра Великого (пер. А. Егунова). Книга I. 33. // Поздняя греческая проза. М., 1961.

· Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. I, главы 43-46.пер. А.Г. Алексанян по изданию Bibliotheca historica (lib. 1-20), ed. F. Vogel and K.T. Fischer (post I. Bekker & L. Dindorf), Diodori bibliotheca historica, 5 vols., 3rd ed. Leipzig: Teubner, 1906 (repr. Stuttgart: 1964).

· Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. (пер. и прим. Г. А. Тароняна). М., 1994. Кн. XXXVI.

· Страбон. География (пер. Г. А. Стратановского). Л., 1964. Кн. XVII.

· Юлиан Флавий Клавдий. О вывозе египетского обелиска из Александрии в Константинополь (Письмо к александрийцам, 443b). // Архитектура Античного мира (сост. В. П. Зубов и Ф. А. Петровский). М., 1940. С. 238.

· Ямвлих. О египетских мистериях (пер. Л. Ю. Лукомского). М., 1995.

· Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. Перевод: Е. Карнеева. О зрелищах.

· Томсинов В.А. Краткая история египтологии. Москва, 2004.


[1] Hdt. Кн. II. Гл. 111

[2] Amm. Marc. XVII, 4.6

[3] Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. (пер. и прим. Г. А. Тароняна). М., 1994. Кн. XXXVI. Гл. XIII

[4] Strab. Кн. XVII. Гл. I. 46

[5] Hdt. II, 111

[6] Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005. Кн. XVII. Гл. 4. 8,9.

[7] Перевод дан по изданию: Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005.

[8] Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849 г. Перевод: Е. Карнеева. О зрелищах. Глава 8.

[9] Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005. Кн. XVII. Гл. 4. 6.

[10] Юлиан Флавий Клавдий. О вывозе египетского обелиска из Александрии в Константинополь (Письмо к александрийцам, 443b). // Архитектура Античного мира (сост. В. П. Зубов и Ф. А. Петровский). М., 1940. С. 238.

[11] Там же.

[12] Страбон. География (пер. Г. А. Стратановского). Л., 1964. Кн. XVII. Гл. I. 27

[13] Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005. Кн. XVII. Гл. 4. 7.

[14] Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. (пер. и прим. Г. А. Тароняна). М., 1994. Кн. XXXVI. Гл. XIV.

[15] Там же, XV.

[16] Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. Перевод: Е. Карнеева. О зрелищах. Глава 8.

[17]НАЙТИ

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23] Хотя Александрии при Нектанебе II еще не было



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: