Предыстория и первые шаги художественного литья




Введение

 

Актуальность данной работы определяется рядом моментов. В последние годы отчетливо наблюдается тенденция к возрождению декоративно-прикладного народного искусства, прослеживается интерес к его месту в культуре всего общества и влияние на эту культуру. Все эти тенденции проходят на фоне общего интереса к историческому прошлому страны, поиску национальной самоидентификации и как следствие происходит обращение к культуре русского общества немаловажной составляющей которой является и декоративно-прикладное творчество. В этом плане каслинское чугунное художественное литье, конечно не в полной мере относится к народному прикладному творчеству. Однако несмотря на это, каслинское литье до сих пор является одной из визитных карточек Урала и традиции каслинских мастеров являются неотъемлемой частью русской и уральской народной культуры.

Во-вторых, в историческом плане история становления и развития каслинского литья непосредственно связана с история каслинского завода и, как следствие, с историей металлургического производства уральского региона. В этом плане, история многих художественных промыслов изучена достаточно слабо[1], поскольку обычно уделяется внимание одной из сторон - либо искусствоведческому анализу, либо истории производства.

Кусинское литье, которому более ста лет, мало уступает в качестве знаменитому ближайшему родственнику - каслинскому. В советское время в Кусе и Каслях выпускали изящные статуэтки, композиции, даже мебель. Разумеется, в ассортименте были бюсты и Сталина, и Ленина. Потом завод, как и большинство, пережил непростые времена. Главной продукцией здесь было и остается котельное оборудование. А в литейном цехе, рядом с бюстами президента, отливают сковородки и утятницы, популярные в народе.


Предыстория и первые шаги художественного литья

 

Первые художественные отливки из чугуна на Урале относятся к первым годам XVIII века. Это - типичные для русской архитектуры тех лет плиты для пола. В Государственном историческом музее (Москва) хранятся чугунные плиты, отлитые в 1702 году. Углы их украшены рельефными розетками, а в центре в прямоугольной рамке расположен текст. На уральских заводах отливались также мемориальные и надмогильные плиты, покрытые сплошь текстом, как своеобразным орнаментом[2]. Такова, например, плита, относящаяся к 40-м годам XVIII века, которая обнаружена в Свердловске и хранится в Свердловском краеведческом музее. Но плиты для пола, надмогильные и мемориальные плиты не исчерпывают всех видов чугунного художественного литья в первой половине XVIII века. С началом строительства Петербурга явилась необходимость и в ином чугунном литье: решетках, опоясывающих дворцы и каналы, каминах, расположенных в комнатах новых зданий. Имеются сведения о том, что уже в 1726 году из Екатеринбурга было направлено в столицу значительное число чугунных решеток. Одновременно с ними отливались на уральских заводах и чугунные камины с "фигурными столбиками" - круглыми колонками, поддерживающими карниз камина[3].

Чугунное литье шло не только в новую и старую столицы России, но обильно использовалось и в местной уральской архитектуре.

На Урале в первой трети XIX века почти на каждом заводе, выпускающем чугун, делаются попытки освоить фигурное и даже художественное литье. Мастера-умельцы отливали ограды, узорчатые гири, чугунную посуду, мебель. Все это делалось зачастую для внутреннего заводского употребления. Не было почти ни одного чугуноплавильного завода, который не выпускал бы, например, чугунной посуды. Немало отливалось ими и чугунных решеток.

Ряд русских частных заводов начинает в 20-30-х годах XIX века давать не только монументально-архитектурное литье, но и камерное: небольшие статуэтки, фигуры, рельефы, иконы. Они экспонируются на выставках отечественных изделий и пользуются успехом.

Появляется камерное художественное чугунное литье и на уральских заводах. Так, на Верх-Исетском заводе отливаются пресс-папье с изображением льва (1827), собачки. Выпускаются художественные изделия на Кушвинском, Каменском, Сысертском и других заводах.

Исследователи до сих пор расходятся в датировках относительно начала производства художественного литья. Так И.М. Пешкова относит его к 40-м гг. XIX века[4]. В противоположность ей В.М. Свистунов и М. Репин считают датой овладения художественным литьем второе десятилетие XIX века[5].

Действительно, массовое производство литья начинается только в 40-е гг., но первые попытки изготовления художественного литья на Каслинском заводе относятся к перовым годам после войны 1812 г. После того как спала острая нужда в боеприпасах для армии, на Каслинском заводе, который еще некоторое время по инерции продолжал выполнять военные заказы, начинается приспособление литейного производства для выпуска мирной продукции. Из "ручных доменок" стала производится отливка так называемой опойчатой посуды. Первое упоминание об этом имеется в рапорте Каслинской заводской конторы от 29 марта 1814 г., в котором сообщалось: "г-ну архитектору Малахову отлито три ступки с пестиками". В рапортах с 29 марта 1814 года по 10 октября 1815 года несколько раз встречаются упоминания об отливке чугунной посуды, плит, печных принадлежностей[6].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: