Молитва бывает трёх видов.




 

Первая – начальная, просительная

 

Фил.4:6 – “ Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ”.

Иоан.16:24 – “ Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна ”.

Иак.4:3 – “ Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ”.

 

Это есть самая примитивная детская молитва: дай хлеба, дай здоровья, дай успеха, помоги спастись.

 

На этой ступени все люди, любой религии и без веры, при великой нужде.

Вторая ступень молитвы более возвышенна: благодарственная, когда человек всё принимает, как дар: радость и скорбь, рождение и смерть.

 

1Фесс.5:18 – “ За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ”.

Иов.2:10 – “ Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими ”.

 

Это молитва рождённых свыше, молитва стремящихся к совершенству, молитва, украшающая путь в Царство Небесное, приготовляющая человека к уподоблению Богу.

 

Первые два вида молитвы возможны и на небе – до Страшного Суда.

 

Откр.6:10 – “ И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

 

Третья, самая возвышенная молитва – славословие, уподобление Ангельским чинам. Человек ничего не просит, он всё принимает и целует руку Дающего, и восхищается совершенством Создателя: “Свят, свят, свят Господь Саваоф”. На небе будет только этот третий вид молитвы, славословие.

 

Откр.19:4 – “ Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

 

Откр.19:6 – “ И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель ”.

 

Святой Андрей Критский был порождением своего времени, нёс отпечаток состояния Цркви того времени. В это время, как говорят все жития, в церкви было теплохладное лаодикийское состояние.

 

Откр.3:15 – “ Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!

Откр.3:16 – “ Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ”.

 

Святой Андрей, как и блаженный Феофилакт, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в покаянном каноне, которым он пытался пробудить души людей. В это время в церкви практически всюду господствовала первая часть молитвы – просительная. Из жизни церкви практически исчезла радость спасённого грешника. Поэтому из каждого Библейского события Андрей Критский извлёк только вопль кающегося грешника, не примирённого со Христом.

 

Этот канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать.

Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием на первой ступени, начальной, просительной.

И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с Библейскими событиями.

 

По замыслу же возрождённого свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост.

Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния, применительно к своим слушателям-молельщикам. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем.

 

Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен.

 

Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей.

Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвящённых грозному пророку Илии.

Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре Библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле, в других строчках о Давиде и т.д.

Если этот канон предназначался для чтения за один раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки ”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

 

Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению?

 

Каждое Библейское событие несёт в себе информацию о том, как это было и как должно было быть.

Иначе сказать, из каждого события можно “выжать”

просьбу (первая ступень);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: