благодарение (вторая ступень)




и славословие (третья ступень).

 

Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так:

 

Фил.1:21 – “ Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ”.

Фил.2:5 – “ Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ”.

Гал.2:20 – “ И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ”.

Рим.8:15 – “ Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ”.

Гал.4:6 – “ А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ”.

 

Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского.

Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же Библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же Библейских событиях. Пример: он упоминает об Ионе и Ниневии, о его непослушании. Смысл этого события в том, чтобы мы не были такими непокоривыми, такими распутными, как ниневитяне. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не убегал от лица Твоего, как Иона. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не жил как эти грешные ниневитяне, не отличающие правого от левого, хотя их было 120 тысяч там. Второй канон, на второй благодарственной ступени должен был быть составлен (и сегодня ещё не поздно это сделать) на те же самые Библейские события так: Иону не поглотили волны, и буря утихла, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную.

 

Ниневия обратилась от греха, перестали делать зло – Твой замысел о них, Господи, исполнился через строптивого пророка, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную.

Эти событием, Господи, ты подвигаешь нас к благодарности Тебе, что посреди этого бушующего моря Ты хранил нас столько лет и привёл нас к познанию Тебя, Иисус Христос, через проповедников Твоих, которые донесли до нас Святое Евангелие неповреждённым в истолковании святых отцов православной церкви, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную.

И этим припевом: благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную, наполнить все 204 Библейских события, какие мы находим в нынешнем покаянном каноне Андрея Критского.

 

Почему за 1300 лет церковь не предприняла попытки подобием нынешнего покаянного канона возвести людей на третью степень славословия Бога, чтобы песнь искупленных чад Божиих слилась с песнью Херувимов?

 

А он мог выглядеть примерно так: Господи, Ты позволил Ионе бежать от Тебя, войти в корабль с иностранцами, стать “зарубежником”, но потом Ты сохранил его в более надёжном корабле, во чреве кита, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис.6:3.

Какое чудо Ты совершил, Господи, что целый столичный город так внезапно и скоро Ты поставил на колени, и они, не знающие истинного Бога, призвали Тебя, смирившись перед Тобою. О, как Ты велик, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Долготерпеливый и многомилостивый Создатель, как любишь Ты творение Твоё, наделённое Тобою свободой действий, как Ты показываешь, что человек, думающий о себе, что он избранник Божий, но не проникнутый Твоими замыслами, бунтует против Тебя, ропщет, и оказывается хуже, непокоривее блудного сына, возвратившегося в отчий дом, и теперь не хотящего разделить радость этого возвращения со своим отцом. Но Ты и его увещеваешь, чтобы он вместе со спасёнными воспел Тебя. Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

 

Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается, а практически такой цели и не ставится. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается. Шаблонно-трафаретный перенос канона и такое монотонно-непонятное чтение совершенно не достигает цели, как говорит о том Феофан Затворник, говоря о церковно-славянском языке.

 

Андрей Критский (жил около 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, был в числе подписавших

анафему VI Вселенскому Собору.

 

Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение. Традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона.

(Подобно, как и самый покаянный 50 псалом Давида был вызван его страшным грехопадением)

Покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.).

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

Это, может быть, всего лишь первая попытка к правильному отношению к канону Андрея Критского, да и вообще к любой молитве.

1Кор.10:33 – «так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: