Собственность
– принадлежность вещей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
- присвоение благ в социально определенной форме
или отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности
Право собственности – нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие принадлежность материальных благ конкретным людям
Юридическое право собственности – сводится к полномочиям:
1) владение – непосредственное воздействие на вещь, возможность иметь ее в собственности
2) пользование – извлекать из нее полезные свойства
3) распоряжение - возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения
Экономическое содержание собственности: владение, управление, контроль.
Объект собственности - средства и результаты производства
Субъекты собственности - те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности: граждане, семьи, коллективы, государство
Экономическое содержание собственности
- отношения между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности
Формы собственности - частная собственность, государственная, муниципальная и иные формы
П онятие частной собственности
- концентрирует все правомочия: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом субъектов.
Формы частной собственности - индивидуальная и коллективная.
Собственность граждан
– отношения в связи с присвоением ими предметов потребления (жилья, денег, средств передвижения, предметов домашнего хозяйства, культуры, отдыха, подсобного хозяйства и прочего).
Источник частной собственности
– все доходы граждан (зарплата, дивиденды по ценным бумагам, рента от использования земли, ссудный процент от использования капитала)
Коллективная частная собственность
- собственность коллектива, который объединил свой труд и средства для совместной деятельности
(акционерные общества, кооперативы, товарищества, общественные организации)
Государственная собственность
- имущество РФ и субъектов РФ. Распространяется на объекты жизнеобеспечения – электроэнергетику, водо- и газоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия связи, оборонной промышленности и прочее. Деятельность этих объектов оказывает влияние на экономику всей страны
Как может быть сформирована государственная собственность?
- за счет средств госбюджета, выкупа государством контрольного пакета акций частных предприятий, национализации имущества, конфискации собственности
Муниципальная собственность
- на правах собственности принадлежит городским и сельским поселениям
Типы хозяйства – присваивающее и производящее.
Производящее – традиционная, командно-административная и рыночная экономические системы.
- 2 -
3. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов
Основные элементы экономической системы?
- социально-экономические отношения, основанные на
1) сложившихся формах собственности, 2) формах организации хозяйственной деятельности,
3) способах государственного регулирования, 4) экономических связях между субъектами.
В основе различий экон. систем лежит специфика в способе регулирования деятельности производителей, решающих основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.
Черты традиционной экономической системы:
- основной рычаг регулирования – обычаи и традиции
- производство и потребление связаны непосредственно
- деятельность осуществляется на основе традиций и внеэкономического принуждения к труду
Административно-командная система:
- основной рычаг регулирования – государственный план
- общественная собственность на все экономические ресурсы
- монополизация и бюрократизация экономики
- контроль государства за производством и распределением продукции
- отсутствие заинтересованности в результатах труда
Рыночная система:
- основной рычаг регулирования – рыночная цена товара
- преобладание частной собственности
- наличие конкуренции
- рыночный механизм ценообразования
- свобода предпринимательской деятельности
Смешанная экономика:
- сочетание различных секторов экономики
- разнообразие форм собственности
Модель социальной рыночной экономики: сбалансированность экономической и социальной эффективности, рынок удовлетворяет растущие потребности людей, увеличивает затраты на развитие человеческого потенциала, предполагает сосуществование различных форм собственности. Государство выступает гарантом стабильности и защищенности людей в рыночной экономике
4. Экономическая сущность рынка. Что такое рынок?
- совокупность отношений товарного обмена
- или как тип хозяйственных связей между различными субъектами
- как механизм взаимодействия покупателей и продавцов
- как отношения спроса и предложения
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда
- экономическая обособленность производителя
- самостоятельность производителя
Основные признаки рынка – нерегулируемые спрос, предложение и цена.
Субъект рынка - физическое лицо, юридическое лицо, государство
Объект рыночных отношений - товар в различных формах (товар, услуга, капитал, земля, труд и т. п.)
Что лежит в основе формирования рыночных отношений?
- частная собственность, которая порождает экономическую обособленность субъектов и независимость в принятии хозяйственных решений
Особенности рынка?
- конкуренция, наличие реальной возможности выбора продавцов и покупателей, их самостоятельность
Черты рыночного механизма?
- гибкость, эффективность и сбалансированность, равновесная цена на основе спроса и предложения
Функции рынка?
- регулирует, стимулирует, информирует, ценообразование, демократизация хозяйственной жизни
1) регулирующей функции рынка - воздействует на производство, решая: что производить? как производить? для кого производить? и устанавливает оптимальную структуру экономики
2) В чем суть стимулирующей функции рынка?
- способствует развитию наиболее перспективных производств с высокой производительностью труда и качеством продукции. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений
3) В чем суть информационной функции рынка?
- через рыночные инструменты (цены, процентные ставки) получают объективную информацию о количестве, качестве, ассортименте товаров, услуг - 3 -
4) В чем суть демократизации хозяйственной жизни?
- дифференциация товаропроизводителей: неустойчивые, нежизнеспособные разоряются
5) В чем суть функции ценообразования?
- сопоставляются индивидуальные затраты труда со средними общественными
Система рынков
Основа кла-ссификации | Виды рынков |
Действующее законода-во | - легальный - нелегальный |
Товары и услуги | - потребительских товаров (товарные биржи, аукционы, ярмарки) и услуг - средств производства - рабочей силы - инвестиций - иностранных валют - ценных бумаг (фондовый рынок) - научно-технических разработок - информации |
Пространств. признак | - мировой - региональный -национальный - местный |
Тип конкуренции | - Чистой (свободной) конкуренции - чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии |
Спрос, предложение, цена.
Спрос – это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.
Закон спроса?
- при прочих равных условиях спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены
Что влияет на спрос кроме цены?
- изменения в денежных доходах населения приводят к увеличению спроса на дорогие товары
- изменения в структуре населения влияют на дифференциацию спроса; экономическая политика в отношении малоимущих увеличивает спрос на товары ими потребляемые; под воздействием рекламы и моды; «эффект ожидания» негативных последствий стимулирует спрос
Эластичность рынка?
- изменение спроса под влиянием определенного фактора
Эластичный спрос?
- если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению спроса
Факторы, от которых зависит эластичность спроса?
- чем выше удельный спрос, тем эластичней спрос на продукт
- качество и цена на товары-заменители: низкой эластичностью обладают товары, для которых невозможно найти заменители и наоборот
- зависит от времени, если у потребителя больше времени, чтобы найти заменитель
Предложение – количество товаров и услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период, который продавцы желают и имеют возможность продать
Закон предложения?
- при прочих равных условиях объем предложения товара меняется в прямой зависимости от изменения цены
Неценовые факторы предложения?
- повышение издержек производства, уход предприятий из отрасли, природные катастрофы и политические события снижают предложение; повышают – выход на рынок новых производителей
Рыночная равновесная цена?
- формируется в точке пересечения спроса и предложения
Конкуренция. Свободная (чистая) и монополистическая конкуренция. Инфраструктура рынка (совокупность рыночных институтов): товарная, фондовая и биржа труда.