Спрос, предложение, цена.




Собственность

– принадлежность вещей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

- присвоение благ в социально определенной форме

или отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности

Право собственности – нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие принадлежность материальных благ конкретным людям

Юридическое право собственности – сводится к полномочиям:

1) владение – непосредственное воздействие на вещь, возможность иметь ее в собственности

2) пользование – извлекать из нее полезные свойства

3) распоряжение - возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения

Экономическое содержание собственности: владение, управление, контроль.

Объект собственности - средства и результаты производства

Субъекты собственности - те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности: граждане, семьи, коллективы, государство

Экономическое содержание собственности

- отношения между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности

Формы собственности - частная собственность, государственная, муниципальная и иные формы

П онятие частной собственности

- концентрирует все правомочия: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом субъектов.

Формы частной собственности - индивидуальная и коллективная.

Собственность граждан

– отношения в связи с присвоением ими предметов потребления (жилья, денег, средств передвижения, предметов домашнего хозяйства, культуры, отдыха, подсобного хозяйства и прочего).

Источник частной собственности

– все доходы граждан (зарплата, дивиденды по ценным бумагам, рента от использования земли, ссудный процент от использования капитала)

Коллективная частная собственность

- собственность коллектива, который объединил свой труд и средства для совместной деятельности

(акционерные общества, кооперативы, товарищества, общественные организации)

Государственная собственность

- имущество РФ и субъектов РФ. Распространяется на объекты жизнеобеспечения – электроэнергетику, водо- и газоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия связи, оборонной промышленности и прочее. Деятельность этих объектов оказывает влияние на экономику всей страны

Как может быть сформирована государственная собственность?

- за счет средств госбюджета, выкупа государством контрольного пакета акций частных предприятий, национализации имущества, конфискации собственности

Муниципальная собственность

- на правах собственности принадлежит городским и сельским поселениям

Типы хозяйства – присваивающее и производящее.

Производящее – традиционная, командно-административная и рыночная экономические системы.

 

- 2 -

 

3. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов

Основные элементы экономической системы?

- социально-экономические отношения, основанные на

1) сложившихся формах собственности, 2) формах организации хозяйственной деятельности,

3) способах государственного регулирования, 4) экономических связях между субъектами.

В основе различий экон. систем лежит специфика в способе регулирования деятельности производителей, решающих основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

Черты традиционной экономической системы:

- основной рычаг регулирования – обычаи и традиции

- производство и потребление связаны непосредственно

- деятельность осуществляется на основе традиций и внеэкономического принуждения к труду

Административно-командная система:

- основной рычаг регулирования – государственный план

- общественная собственность на все экономические ресурсы

- монополизация и бюрократизация экономики

- контроль государства за производством и распределением продукции

- отсутствие заинтересованности в результатах труда

Рыночная система:

- основной рычаг регулирования – рыночная цена товара

- преобладание частной собственности

- наличие конкуренции

- рыночный механизм ценообразования

- свобода предпринимательской деятельности

Смешанная экономика:

- сочетание различных секторов экономики

- разнообразие форм собственности

Модель социальной рыночной экономики: сбалансированность экономической и социальной эффективности, рынок удовлетворяет растущие потребности людей, увеличивает затраты на развитие человеческого потенциала, предполагает сосуществование различных форм собственности. Государство выступает гарантом стабильности и защищенности людей в рыночной экономике

 

4. Экономическая сущность рынка. Что такое рынок?

- совокупность отношений товарного обмена

- или как тип хозяйственных связей между различными субъектами

- как механизм взаимодействия покупателей и продавцов

- как отношения спроса и предложения

Условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда

- экономическая обособленность производителя

- самостоятельность производителя

Основные признаки рынка – нерегулируемые спрос, предложение и цена.

Субъект рынка - физическое лицо, юридическое лицо, государство

Объект рыночных отношений - товар в различных формах (товар, услуга, капитал, земля, труд и т. п.)

Что лежит в основе формирования рыночных отношений?

- частная собственность, которая порождает экономическую обособленность субъектов и независимость в принятии хозяйственных решений

Особенности рынка?

- конкуренция, наличие реальной возможности выбора продавцов и покупателей, их самостоятельность

Черты рыночного механизма?

- гибкость, эффективность и сбалансированность, равновесная цена на основе спроса и предложения

Функции рынка?

- регулирует, стимулирует, информирует, ценообразование, демократизация хозяйственной жизни

1) регулирующей функции рынка - воздействует на производство, решая: что производить? как производить? для кого производить? и устанавливает оптимальную структуру экономики

2) В чем суть стимулирующей функции рынка?

- способствует развитию наиболее перспективных производств с высокой производительностью труда и качеством продукции. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений

3) В чем суть информационной функции рынка?

- через рыночные инструменты (цены, процентные ставки) получают объективную информацию о количестве, качестве, ассортименте товаров, услуг - 3 -

 

 

4) В чем суть демократизации хозяйственной жизни?

- дифференциация товаропроизводителей: неустойчивые, нежизнеспособные разоряются

5) В чем суть функции ценообразования?

- сопоставляются индивидуальные затраты труда со средними общественными

Система рынков

Основа кла-ссификации Виды рынков
Действующее законода-во - легальный - нелегальный
Товары и услуги - потребительских товаров (товарные биржи, аукционы, ярмарки) и услуг - средств производства - рабочей силы - инвестиций - иностранных валют - ценных бумаг (фондовый рынок) - научно-технических разработок - информации
Пространств. признак - мировой - региональный -национальный - местный
Тип конкуренции - Чистой (свободной) конкуренции - чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии

Спрос, предложение, цена.

Спрос – это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.

Закон спроса?

- при прочих равных условиях спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены

Что влияет на спрос кроме цены?

- изменения в денежных доходах населения приводят к увеличению спроса на дорогие товары

- изменения в структуре населения влияют на дифференциацию спроса; экономическая политика в отношении малоимущих увеличивает спрос на товары ими потребляемые; под воздействием рекламы и моды; «эффект ожидания» негативных последствий стимулирует спрос

Эластичность рынка?

- изменение спроса под влиянием определенного фактора

Эластичный спрос?

- если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению спроса

Факторы, от которых зависит эластичность спроса?

- чем выше удельный спрос, тем эластичней спрос на продукт

- качество и цена на товары-заменители: низкой эластичностью обладают товары, для которых невозможно найти заменители и наоборот

- зависит от времени, если у потребителя больше времени, чтобы найти заменитель

Предложение – количество товаров и услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период, который продавцы желают и имеют возможность продать

Закон предложения?

- при прочих равных условиях объем предложения товара меняется в прямой зависимости от изменения цены

Неценовые факторы предложения?

- повышение издержек производства, уход предприятий из отрасли, природные катастрофы и политические события снижают предложение; повышают – выход на рынок новых производителей

Рыночная равновесная цена?

- формируется в точке пересечения спроса и предложения

Конкуренция. Свободная (чистая) и монополистическая конкуренция. Инфраструктура рынка (совокупность рыночных институтов): товарная, фондовая и биржа труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: