Вопросы и задания
1. Проанализируйте причины преобразований, осуществленных при Николае I.
2. Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?
3. Император в России обладал неограниченной властью. Почему, несмотря на это, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права? Аргументируйте свой ответ с помощью самостоятельно найденных фактов.
4. Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов? Подберите в Интернете высказывания историков об этих реформах.
5. Охарактеризуйте развитие образования при Николае I. В чем состояла суть теории «официальной народности»? Подберите в Интернете высказывания историков об этой теории.
6. Используя дополнительную литературу и Интернет, напишите биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I.
Документ
Из апологии Л. В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839—1856 гг., в защиту отечественных устоев
…Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одной ниткой, — и славно и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни ее, и платье распадется! Не лучше ли красивая молодость России дряхлой, гнилой старости Европы? Она 50 лет ищет совершенства и нашла ли его? Тогда как мы спокойны и счастливы под управлением наших добрых государей, которые могут иногда ошибаться и ошибаются.
В нашей России должны ученые поступать, как аптекари, владеющие благотворными, целительными средствами и ядами, и отпускать ученость только по рецепту правительства.
Вопрос и задание к документу
1. На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.
2. Как вы думаете, для чего автор документа написал его?
§ 56. Формирование гражданского правосознания.
Основные течения общественной мысли
Теория «официальной народности». (§ 55.Николаевское самодержавие)
Главное место в правительственной идеологии занимала так называемая теория «официальной народности». Ее суть заключалась в толковании роли русского народа как хранителя традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада.
Поощрялись стихи выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. Н. Слепушкин, А. В. Кольцов), хвалебные отзывы получили опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», картины на крестьянскую тему А. Г. Венецианова. Теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Московского университета — историка М. П. Погодина и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях Н. В. Кукольника, М. Н. Загоскина и др.
Немалую роль в разработке и пропаганде теории «официальной народности» сыграл граф С. С. Уваров, с 1833 г. министр народного просвещения. Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала — православие, самодержавие и народность — станут надежной опорой власти.
В 1848 г. в связи с началом европейских революций руководители III Отделения и некоторые высшие чиновники стали обвинять графа Уварова в том, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства Уваров не захотел и в 1849 г. подал в отставку.
П. Я. Чаадаев.
В 1836 г. в московском журнале «Телескоп» было опубликовано первое « Философическое письмо » мыслителя и публициста П. Я. Чаадаева. Некогда близкий к декабристам Чаадаев после их разгрома впал в глубокий пессимизм. Он считал, что всякое революционное движение пагубно для России, которую спасет лишь сближение с католическим Западом.
Мыслитель видел корень зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В своем «Философическом письме» он писал, что Россия заимствовала первые семена просвещения у растленной, презираемой народами Запада Византии. В результате «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».
Николай I о статье сказал, что «содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием медикам ежедневно проводить освидетельствование его состояния как душевнобольного.
Однако и в русском просвещенном обществе далеко не все отнеслись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения: западников и славянофилов.
Западники и славянофилы.
С конца 30-х гг. XIX в. в московских салонах разгорелись жаркие споры. Со стороны славянофилов выступили А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелёв. Их противниками стали западники: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, М. Н. Катков, А. Д. Галахов. Примыкали к западникам А. И. Герцен и В. Г. Белинский.
В основе идей славянофилов лежала мысль о несовместимости России и Запада.
И. В. Киреевский писал, что для жизни западного человека характерно стремление создать внешние, удобные формы жизни. При этом слабые подавляются сильными, а это ведет к революциям и анархии. Подобного не могло быть в допетровской Руси, где сущность личности определялась стремлением к общему благу, человек принадлежал миру, а мир — человеку. Поскольку такая система не исключала внутренних смут, для защиты от последних был создан государственный аппарат. Государство было необходимо и для организации отражения внешних нашествий.
К. С. Аксаков доказывал, что на Западе государственность создавалась путем завоеваний, а на Руси она явилась результатом мирного призвания правителей. Следовательно, в основе Русского государства лежали мир и согласие. Передав государству власть, народ полностью отказался от политических прав, но сохранил духовную свободу, т. е. свободу высказывать власти собственное мнение, что отразилось в деятельности земских соборов. Петр I повел страну по европейскому пути. Однако новшества восприняли лишь высшие сословия. Народ остался верен своим началам, крестьяне сохранили общину. Следовательно, Петровские реформы разорвали связь государства с народом. Государство, вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, довело его до положения рабов. Чтобы вернуть развитие России в нормальное русло, делали вывод славянофилы, высшему сословию надлежит восстановить духовную связь с народом.
Западники считали, что именно Петр I вдохнул душу в умирающее тело России, а его реформы — начало исторического развития России, которое было задержано, но не остановлено и в правление Николая I. От Петра I идет начало движения за освобождение личности, за создание государства и общества, обеспечивающих эту свободу.
И западники, и славянофилы призывали к отмене крепостного права путем реформ. Однако в России к тому времени появлялись люди, готовые вести страну по иному, революционному, пути.
Кружок 40-х гг. XIX в. Рисунок современника
Первые русские социалисты.
Выдающийся литературный критик В. Г. Белинский стал одним из первых в России пропагандистов учения социалистов. В 1847 г. вышла книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Письмо Белинского Гоголю по поводу этого произведения разошлось по России с многочисленными вставками, отражающими самые радикальные настроения. В письме говорилось, что Россия представляет собой «ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми», где «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
Активно занимались распространением этого письма и члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского в Петербурге. В кружке обсуждались доклады, в которых раскрывались теории французских социалистов. У ряда петрашевцев возникла идея организации вооруженного восстания. В 1849 г. большая часть членов кружка была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Суд приговорил 21 человека к расстрелу, замененному каторгой.
Казнь петрашевцев
Наиболее последовательно социалистические идеи проводил выдающийся публицист и мыслитель А. И. Герцен. В 1847 г., давно уже внесенный властями в реестр «неблагонадежных» людей, он уехал за границу. Запад привлекал его своими, как казалось, демократическими традициями, но кровавое подавление революций 1848 г. породило у Герцена скептическое отношение к западному обществу и перспективам его развития.
В феврале 1853 г. Герцен создал в Лондоне Вольную русскую типографию. Здесь печатались альманах « Полярная Звезда » (1855—1869) и газета « Колокол » (1857—1867) — бесцензурные издания, переправлявшиеся из-за границы в Россию. С 1856 г. к работе в типографии был подключен ближайший друг и единомышленник Герцена Н. П. Огарёв.
Восприняв идеи славянофилов, Герцен пришел к выводу, что главной особенностью России является сохранение в ней крестьянской общины. Построенная на основе равенства, взаимопомощи и самоуправления, община должна была стать основой социалистического переустройства страны. Нужно только освободить крестьян от власти помещиков и государства. Так возникла теория общинного, или русского, социализма.
Вопросы и задания
1. В чем состояла суть идей П. Я. Чаадаева, изложенных в его первом «Философическом письме»?
2. Прокомментируйте главные идеи славянофилов и западников. В чем их взгляды совпадали?
3. Охарактеризуйте взгляды первых русских социалистов. Что такое общинный (русский) социализм? В чем состояла уникальность этой теории?
4. Сравните идеи славянофилов и теорию «официальной народности». Укажите общие черты и принципиальную разницу.