Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью демографической политики выступает воздействие на развитие уровня рождаемости в государстве. Повышение уровня рождаемости — это процесс, количественных и качественных изменений в демографической сфере, усложнения его связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния в другое, лучшее состояние. Деятельность по воздействию на уровень рождаемости является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.
Основные направления в данном аспекте:
– влияние на условия труда — определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров;
– улучшение жизненных условий всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени.
Демографическая политика как составная часть политики народонаселения имеет целью воздействие на воспроизводство населения. Она направлена на достижение и поддержание желательного типа этого воспроизводства и проводится посредством реализаций специальных мер воздействия на все демографические процессы, составляющие воспроизводство населения, и факторы этих процессов. Демографическая политика является важнейшим элементом управления развитием народонаселения.
В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализации практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов.
|
В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы:
Первый этап — определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик;
Второй этап — определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;
Третий этап — разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;
Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.
Демографическая политика необычайно трудна и весьма неблагодарна для осуществляющих ее политиков, поскольку она отличается длительным сроком между осуществлением ее мер и получением результата. Именно длительность этого процесса придает особую значимость четвертому этапу разработки демографической политики.
Как отмечено в документе ООН "Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения", главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.
|
Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными направлениями демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации — главное ограничение в демографической политике.
Как известно, в Российской Федерации наблюдалась тенденция к резкому снижению рождаемости, и естественно, что данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:
– федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка, но не ранее 2010 года. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семьи завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;
|
– подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что в 2002 году, в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек.
Действующей системой государственного статистического наблюдения не установлено понятие молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
– федеральный закон "О повышении пенсий и детских пособий", согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменятся социальные выплаты для многодетных семей, – пособия будут получать все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие будет начисляться с учетом возраста детей. Родители получат от 450 до 3200 рублей на каждого ребенка, также особое внимание уделяется пожилым женщинам, родившим или воспитавшим пять и более детей. Их лепта в улучшение демографии страны не будет забыта. Дополнительно матери-героини, которые уже вышли на пенсию, ежемесячно будут получать 1,5 тысячи рублей.
– законопроект "Об основах государственной поддержки семьи в РФ", внесенный в Государственную думу Советом федерации от 15.11.2007 года, предусматривающий постепенное увеличение различных социальных пособий для членов семей. В общей сложности их объем должен составить 2,2% ВВП.
Более того, планируется выплачивать одному из родителей, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, так называемую "заработную плату" на уровне его среднего заработка до рождения ребенка. Сейчас минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет составляет на первого малыша 1500 руб. Проявляя заботу о здоровье нации, намерены сделать обязательными медико-санитарную помощь детям-инвалидам, бесплатное лечение бесплодия, информирование населения о контрацептивных средствах и т. д. Все полномочия по господдержке планируется разделить между федеральным центром и регионами, и свою часть обязанностей субъектам придется финансировать за свой счет.
– федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающий введение двух новых видов пособий, подписанный Президентом РФ.
Данный федеральный закон предусматривает установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, двух новых видов пособий: единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего- срочника.
На каждого из детей установлено пособие в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.
Беременная жена военнослужащего получит право на пособие в размере 14 тыс. руб. при сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка такое пособие будет выплачиваться и в течение 70 дней после родов.
Пособия будут выплачиваться с учетом районных коэффициентов в тех районах и местностях, в которых они применяются. Период выплаты пособия ограничивается периодом военной службы по призыву.
– федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей";
– федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения";
И, на мой взгляд, самый главный сдвиг в области демографии произведет реализация концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, данный указ был утвержден президентом Российской федерации от 11.10.2007 года. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.
К числу основных отнесены следующие задачи:
1. Сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
2. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
3. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
4. Повышение уровня рождаемости;
5. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
6. Регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.
Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество. Таким образом, подводя итоги демографической политики в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное внимание со стороны государства.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся вопроса демографических тенденций в России на данный период, а эта проблема занимает центральное место в демографической обстановке страны, можно сделать определённые выводы.
С начала 1990-х годов демографическое развитие России вступило в период кризиса, охватившего все основные демографические процессы: рождаемость, смертность и миграцию населения. Современные тенденции воспроизводства населения России породили беспокойства о будущем демографическом развитии страны и привлекли внимание общественности.
Демографические процессы можно рассматривать как реакцию людей на условия их жизни, либо как стремление приспособиться к этим условиям в соответствии со своими потребностями.
Неблагоприятные тенденции в экономике и обществе привели к замене двухдетной модели репродуктивного поведения на однодетную, к массовому распространению бездетности и к дестабилизации института брака. Падение уровня жизни, ухудшение здоровья и повышение у населения доли хронических больных, могут привести к скачкообразному снижению продолжительности жизни.
Население отдельных регионов страны меняется не только в результате рождаемости и смертности, но и миграции.Современные тенденции миграции создают высокое демографическое давление на города с их бедной инфраструктурой и ограниченными ресурсами жилья. К этому следует добавить испытываемые мигрантами трудности адаптации, недостаток рабочих мест, социальную конкуренцию за ограниченные блага с местным населением.
Даже если современный демографический кризис будет преодолен в относительно короткие сроки, его последствия скажутся на социальных, экономических и культурных процессах в России в первой половине XXI века, создавая трудности в политике занятости, семейной политике, в развитии системы образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Если всмотреться в основное направление политики государства, сосредоточенное на повышение уровня рождаемости, то можно заметить, что кроется она именно в социально-экономической сфере, а не в тенденции глобализации мирового общества, и стремление женщин ни в чем не отставать от мужчин. Следовательно, можно определено сказать, что в основу концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а затем и самой программы, должны быть положены принципы стимулирование рождаемости, развитие сети детских, дошкольных учреждений, широкое применение семейных форм воспитания сирот и детей, оказавшихся без родительского попечения. Кроме этого, для реального решения проблемы рождаемости требуется сформировать здоровый образ жизни у населения, занять молодежь физкультурой и спортом, оградить ее от алкоголизма и наркомании, создать новые рабочие места и обеспечить людям безопасные условия труда, помочь молодым семьям в приобретении жилья. К этому можно добавить практически все меры, обеспечивающие населению высокое качество жизни – от газификации села и дорожного строительства до улучшения экологической обстановки и повышения транспортной безопасности. И не стоит забывать о высоком уровне смертности населения в наши дни, не контролируемой миграции, "старении" нации. Эффективность данной концепции будет только в том случае, когда демографическая проблема будет решаться комплексно, а не в одной ее части.
Но в тоже время, при переходе на новый уровень демографического развития, а, следовательно, и переход в другое, благоприятное состояние социально-экономической и экономической сферах жизни населения, потребует огромное привлечение финансовых, человеческих и прочих ресурсов, которыми, к сожалению, Российская Федерация не располагает, на данном уровне развития, либо располагает, но нет возможности их задействовать.
Всё выше упомянутое носит материальную часть проблемы, но не следует забывать и о психологическом факторе, который тоже оказывает огромное влияние. Менталитет русского человека построен таким образом что он решает проблему в момент ее появления, а не в предпосылке, данная ситуация еще раз это подтверждает. Поэтому для внедрение концепции развития России нужно помимо выше перечисленного ответственно подойти и внедрять данную программу учитывая быт, культуру и менталитет граждан Российской федерации. И я не сомневаюсь в том, что если подойти к решению проблемы со всех сторон, то мы сможем в скором времени решить проблему демографии и построить действительно социальное правовое государство, т.е. то, в котором конституционные принципы соблюдаются всеми, и равны для всех не на словах, а на деле.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Информация о социально-экономическом положении России - 2007 год ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
2.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год: [указ Президента 11.10.2007].
3.Антонов А.И. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. /М.: Грааль, 2000.
4.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. / М.: Academia, 2004.
5.Борисов В.А. Демография. / М.: Nota Bene, 2001.
6.Борисов В.А. Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. / 2-е изд. - М.: НИИ семьи, 2003.
7.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление – М.: Инфра-М, 2002.
8.Герасименко Н.Ф. О демографическом кризисе в России. / Газета "Век" № 22’2000
9.Гладкий Ю.Н. Основы региональной политики: учебник / – СПб. 2005.
10.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
11.Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. / М.: Эдиториал УРСС, 2001.
12.Домчева Е. Курс на демографию / Российская газета. –2006. –№4176
13.Дудченко Г.Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе. "Вестник Евразии" № 3 2002
14.Захаров С.В.. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х годах
15.Касьян Г.А. Скачок смертности в России: результаты анализа международных панельных данных./Препринт–М.:Российская экономическая школа, 2002.
16.Медков В.М. Бомба депопуляции: опыт России – итоги и уроки. / Социологический факультет МГУ,2007
17.Медков В.М. Демография: учеб. пособие / В.М. Медков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
18.Переведенцев В. Наше демографическое будущее. /Журнал "Человек и труд" № 5, 2001 г
19.Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: учеб. пособие – М.: Дашков и К, 2006.
20. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2006
21.Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения – М.: Инфра-М, 2005.
22. World Population Prospects: The 2000 Revision /(www.un.org/esa
population/unpop.htm)