Роль символов в становлении Я-концепции




Субъектный контекст развития Я-концепции

План:

Роль символов в становлении Я-концепции

Социальная природа Я

Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции

Я-концепция в структуре интегральной субъективности

Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе


Роль символов в становлении Я-концепции

 

Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуального Я, с другой – на конкретное имя сообщество реагирует так, словно на самого живого человека. Когда чье-то имя неправильно произносят, забывают или путают с другими, то его носитель чувствует себя оскорбленным. Экспериментально доказано, что те, кто прячется от милиции, по обыкновению не разглошают полностью своего настоящего имени. Большей частью сохраняется или основа фамилии, или лишь инициалы, или то и другое. Очевидно, здесь сталкиваемся с конфликтом между желанием избегнуть того, чтобы личность узнали, и боязнью потерять ощущение собственной определенности.

Символ (грец. sumbolon - условный знак) - это некоторый объект, образ действия или слово. Например, флаг - это символ наций, и люди, - отмечает американский ученый Тамотсу Шибутані, - ведут себя относительно соответствующей ткани так, словно это сама нация, с которой они идентифицировались. Чувства также имеют символы. Это может быть поцелуй как проявление любви.

Но важное значение в формировании Я-концепции представляют лингвистические символы – артикулярные звуки, письменные знаки, возглашенные слова. Они могут побуждать людей воевать, пойти в монастырь и т.п.. Поэтому символическое значение любого явления помогает объединять практическое с духовным, человеческое с космическим, беспорядок с порядком, случайное с причиновым.

В частности, память основывается частично на лингвистических механизмах. Числа и календари организовывают распределение событий и времени, и любой из нас понимает, как тяжело было бы без таких символов систематизировать прошлые события. Также человек, например, не мог бы припомнить и рассказать о цвете своего дома, в котором жила в детстве, если бы не было слов, которые обозначают цвет.

Особенно показательными являются переживания человека, который страдает физическми недостатками. Например, Э лен Келлер, которая с детства была слепой и глухой, написала несколько книг, в которых описала яркие цвета и прекрасную музыку благодаря символам. Когда ее попросили это объяснить, мисс Келлер ответила, что понимает значение последних через переданную ей многоаспектную символику. Итак, взгляд девушки на мир связан не столько с чувственностью, сколько с символическим окружением. Известно, что другие люди постоянно разговаривают о вещах, которых никогда не видели. Исторические события также воспринимаются не непосредственно, а лишь через воображение. Так и картина мира является скорее продуктом символической коммуникации, чем опыта. И вдобавок существует много символических действий (пожимание руки, курение и т.п.), которые являются элементами сохранения благоустроенной жизни.

Немало человеческих чудачеств станут понятнее, если учесть, что лицо человека и некоторые из его физических особенностей также являются символами его Я-концепции. Високоиндивидуализованые черты лица личности легкие для узнавания. Каждый раз, когда человек осуществляет что-то особое и хочет запомнить этот случай, то делает фотографию, на которой хорошо представленная ее физиономия. Даже молодая женщина, которая побеждает на конкурсе красоты благодаря форме своих ног, будет встревоженная, если в кадр, который появится на следующий день в газете, не попадет ее лицо. Задержанный преступник старается отвернуться, когда на него направленная кинокамеру. Отсюда понятно, что даже определенные части тела (прежде всего лицо) сыграют важную роль в формировании Я-концепции, выполняя в дальнейшей жизни функцию значащихсимволов.

Люди формируют соответствующие представления о себе прежде всего благодаря символической коммуникации. Все ощущения переплетаются и интегрируются, и личность способна биполяризировать свое поле восприятия лишь тогда, когда благодаря уму и воли разъединяет свои переживания на определенные составные. Манипулирование такими составляющими в воображении значительно облегчается путем подстановки лингвистических символов, которое ограничивает развертывание персонификации, хотя именно символы дают возможность описывать и упорядочивать человеческий опыт. Поэтому Я-концепция научно обосновывается путем реконструкции ментального опыта средствами лингвистического категориального анализа, который с различным успехом проводит социальная группа и ее всевозможные представители.

Это предположение частично может быть подтверждено в результате изучения личностей, которые не способны адекватно пользоваться символами. Исследование докозали, что люди, которые страдают на афазией, преимущественно руководствуются инстинктивными нуждами. А вот пациенты, которые выздоравливали после шизофрении, подтверждают, что в случае потери способности пользоваться символами границы между человеком и окружением исчезают. Взрослые личности, которым гипнотизер навеял, что они еще маленькие дети, воспринимают свое тело как тело очень маленького роста. Когда одному з тех, кто находился в этом состоянии, приказали толкнуть своего отца, то он, выполняя эту задачу, изменил собственную схему тела и представление о своей физической силе, а тело воспринял как такое, которое увеличивается. Поэтому познание себя как человека не только организуется с помощью лингвистических символов, а и способно изменяться благодаря ним. Итак, символическая среда и идентификации взыскивают формообразовательное влияние на Я-концепцию социальной личности.

Афазия (грец. а - отрицательная часть + phasis - высказывание) - системное нейропсихологическое нарушение, которое проявляется в разладах языка, которые возникают через органические повреждения мозга.

Социальная природа Я

 

Интересной также является гипотеза относительно того, только ли лишь людям присуще ощущение Я. Экспериментальные исследования, проведенные в этом аспекте доказывают, что не только человечество уникальное в этом плане. Ученые помещали зеркало в клетку обезьяны и ждали, пока животное привыкнет к этой вещи. Потом на короткий срок ее усыпляли и на бровь или ухо наносили красную краску без запаха. Что возникало, когда обезьяна просыпалась и видела себя в зеркале? Шимпанзе и орангутанги мгновенно притрагивались к тому месту, где была красная краска. А вот гориллы и другие виды обезьян редко или вообще не обращали внимание на наличие последней. Указанное исследование констатирует такой факт: "у шимпанзе и орангутангов существует элементарная Я-концепция. Они осознают, что их образ в зеркале - это они сами, а не другая обезьяна, и понимают, что имеют другой вид, чем раньше".

Другие исследования, проведенные по аналогии с этим экспериментом, выявили, что самоузнавание у человека возникает приблизительно в возрасте двух лет. 75% детей 21-25-ти месяцев притрагивались к своим носам, выкрашенным исследователем красным цветом, и 25% 9-12-ти месячных грудных детей совершали так же.

Соответственно тому, как мы взрослеем, наша Я-концепция постепенно усложняется. Психологи изучали процесс изменения Я у людей с детства и к становлению зрелости. Личностей раннего возраста просили ответить на вопрос: "Кто Я такой?". Большей частью дети указывали на четкие, однозначно понятные, характеристики: возраст, пол, имя, местожительство и др. Когда индивид взрослеет, то, разумеется, начинает придавать меньшее значение физическим данным и больше сосредотачивается на психологических состояниях (например, на мыслях) или на профессиональном росте.

Кроме того, эксперименты с человекоподобными обезьянами показали, что и социальный контакт также имеет большое значение для развития Я-концепции. Исследователи сравнивали поведение двух шимпанзе – той, которая выросла в нормальной семейной группе, и изолированной от своего племени. Обеим обезьянам нанесли красную краску на бровь, потом их поместили в разные комнаты без зеркала. Психологи отмечали, насколько часто шимпанзе притрагивались к подмеченным участкам на голове. Более позднее зеркало принесли в комнату. Обезьяна, которая жила в племени, мгновенно смотрела в него и рассматривала красное пятно у себя на голове. А социально изолированная не реагировала на изображение вообще, т.е. не узнавала себя в зеркале. Итак, социальное взаимодействие имеет решающее значение для становления и развития природы индивидуального Я.

Вообще самопонимание полностью возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими. Ведь известно такое: когда человек стремится определить свои ощущения, черты своей личности и способности, то важным источником могут быть ощущения и черты других. Предположим, Вам дали тест, чтобы проверить чуткость, и вместе с тем решили выяснить, насколько хорошо Вы вникаете в проблемы окружающих. В задачу входит чтение отрывков из автобиографий, проговоривши которые, надо сделать выводы о личных проблемах автора, если они у него есть. После того, как Вы заполнили тест, сообщают, что Ваша оценка 35 баллов. Что человек узнает? Ничего, поскольку не знает, что означает 35 баллов: плохо это или хорошо? Предположим, Вам сказали, что вся тестовая шкала содержит от 0 до 50 баллов. А теперь, что Вам известно? Кое-что больше, чем в предыдущем случае, поскольку, хотя и не набранная максимальная сумма, все же достигнут результат, который равняется двум третьим названной шкалы. Так вот, чтобы получить объективную информацию, нужно знать количественные достижения других лиц. Когда скажут, что кто-то получил от 0 до 20 баллов, то Вы, наверное, ответите: "Чудесно! Я в самом деле очень чуткий человек!". С другой стороны, если сообщат о том, что кто-то набрал больше 45 баллов, то возникнет сугубо противоположное ощущение - чувство неуверенности.

Указанный пример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л.Фестингера. Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда, когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а) когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себя сравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошо что-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдать за другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.

Относительно второго вопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя со всеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценив свою деятельность и действия других, разворачивается анализ, который подтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например, предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен как психолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполнении этой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с Зигмундом Фройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе с учителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию, поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить, насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с 3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоит весьма высоко над Вами.

Иногда люди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми, кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнее оценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологический талант с Вашим братом, то это - нисходящее социальное сравнение. Применение в жизни последнего - стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И это понятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийти в восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.

Вывод очевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим перед собой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваем себя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему на самом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социального сравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свой образ Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образом достигаем внутреннего комфорта.

Итак, в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природы собственного Я, как:

■ символика, которая организовывает и упорядочивает существование каждого;

■ интроспекция (процесс, с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями, ощущениями и мотивами);

■ социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватную роль в обществе, получить соответствующий статус.

Интроспекция (лат. intro - внутри + skoreo - смотрю) - исследовательский прием психологических процессов, который основывается на наблюдении собственных психических процессов и состояни, без использования любых инструментов или эталонов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: