Этические основы деятельности водителя




Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении.

По сути дела, Правила дорожного движения − это нормы поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожно­го движения предусматривают уважительное отношение ко всем без исклю­чения участникам дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипе­дистам, водителям других транспортных средств.

В Правилах дорожного движения четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения. Но вместе с тем, у всех есть общее правило − быть взаимно предупредительными. Что это означает? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не ме­шать другим участникам движения, то все будут взаимно предупреди­тельными. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди пеше­ходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.

Настоящий водитель вежлив и воспитан: он не будет крутить пальцем у виска и выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо­да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна. Водитель должен помнить, что пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что воз­можности водителя не безграничны.

Если возникла опасная ситуация на дороге по вине другого водителя (или пешехода), будьте великодушны, не дайте ей перерасти в дорожно-транспортное происшествие, не стремитесь отом­стить. Не размахивайте руками, не стучите демонстративно себя по лбу и не крутите пальцем у виска. На такие, в общем-то, безобидные действия может последовать неадекватная реакция другого водителя и его пассажиров. Если опасная ситуация возникла по вашей вине, покажите жестом другому водителю, что вы все поняли и приносите свои извинения. Если же конфликт все-таки возник, и вас вынуждают остановить машину для разбирательства, вы може­те не останавливаться. Водитель обязан остановиться только при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве случаев от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе­шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то многих трагедий удалось бы избежать

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность − эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, неуважительное отношение к правопорядку − эти качества недисциплинированного водителя.

Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнорировании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действиями других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, отсутствие которой связано не только с нарушением Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Например, водители многих городов, выполняя поворот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеходных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пешеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъезжает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возможности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить ситуацию безопасным путем. Вежливый водитель − это, прежде всего, думающий и внимательный водитель.

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя. Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение, люди создают опасные дорожные ситуации, результатом которых становятся трагические последствия. Именно поэтому,крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения

Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не­доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно­шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель­ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по­вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю­бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не­достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по­мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Внезапное ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге. Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи­тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач­ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют уменьшению количества жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода − часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель­ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

− уважительное отношение ко всем участникам движения;

− предупредительный, вежливый стиль езды;

− оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

− недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

− помощь другим водителям;

− ответственность за рядом сидящих пассажиров;

− бдительность по отношению к пешеходам;

− использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

− садиться за руль только в трезвом состоянии;

− следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики:

− Паркуясь, нужно помнить о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Нужно стараться занять меньше места на дороге.

− Следует соблюдать рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

− При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

− При возможности следует помогать обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажите это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной примите правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями ваших действий. Подавайте сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться.

− При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило.

− Включайте ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. При следовании за автомобилем-лидером включайте ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора. При обгоне включайте дальний свет в тот момент, когда поравняетесь с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют вас, выключайте дальний свет, как только обгоняющий включит его. При остановке автомобиля перейдите на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

− Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого требуют Правила дорожного движения.

Безопасность на дороге – ответственность водителя. Дорога не прощает ошибок. При вождении нужно быть предельно осторожным, соблюдая правила дорожного движения, всегда помнить, что каждый водитель не застрахован от ошибок, поэтому тут нужно быть предельно внимательным. Ошибка, допущенная другим водителем, может стоить здоровья (а иногда и жизни) именно.

Учитывайте фактор видимости на дороге. Часто снег или туман становятся причиной аварий. В таких погодных условиях нужно быть предельно осторожным. Особенно опасно в таких условиях движение на мосту, где обычно больше транспортных средств, а видимость хуже за счет испарений от воды.

Часто плохая видимость может быть из-за того, что вы курите за рулем. В этот момент притупляется ваше внимание, а задымленность в салоне может помешать вам разглядеть приближающуюся встречную машину или пешехода. Курить электронную сигареты не менее опасно, чем обычную, ведь электронные сигареты выпускают пар, и если вы не проветриваете салон, то окна запотеют, что также снизит видимость дороги.

Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. В процессе подготовки водителей особенно важно постоянно акцентировать внимание на прогноз и этику водителя.

Прогноз, как один из элементов оценки рисков, имеет 2 вида: общий (долгосрочный) и местный (краткосрочный).

Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п.

Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения. В самом начале практического обучения водитель уже должен учиться прогнозировать развитие дорожной ситуации в зависимости от сигналов светофора, плотности движения, при приближении к переходу видеть и понимать намерения пешеходов, обращать внимание на транспортное средство впереди, начинающее движение с обочины или края проезжей части и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: