ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
На программу бакалавриата
ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
Направление подготовки
«ДИРИЖИРОВАНИЕ»
ДИРИЖИРОВАНИЕ, КОЛЛОКВИУМ
Вступительное испытание проводится с целью определения уровня владения абитуриентом дирижерской (мануальной) техникой, музыкальным инструментом, голосом, понимания содержания, формы, стилистических и жанровых особенностей исполняемых произведений, а также выявления его общекультурного уровня, эрудиции в области музыкального искусства, знания музыкальной терминологии.
Содержание вступительного испытания и форма его проведения
Вступительное испытание включает в себя:
- дирижирование двумя произведениями (с сопровождением и a cappella; исполнение хоровой партитуры на фортепиано (по выбору), пение наизусть любой партии произведения а cappella со словами и тактированием;
- ответы на вопросы экзаменаторов, касающиеся особенностей интерпретации исполненных абитуриентом произведений, а также более широкого круга вопросов, связанных с композиторским творчеством и вокально-хоровым исполнительством.
Продолжительность исполнения программы не должна превышать 20 минут. Программа исполняется наизусть.
Шкала и критерии оценивания
Исполнение программы и коллоквиум оцениваются по 100-балльной шкале; за вступительное испытание в целом выставляется средний балл.
Дирижирование, исполнение партитуры на музыкальном инструменте и пение хоровых партий оценивается по следующим критериям:
- убедительность раскрытия художественного образа произведения;
- техника исполнения;
|
- соответствие стилевым и жанровым признакам;
- наличие исполнительской индивидуальности.
В соответствии с указанными критериями дирижирование, исполнение партитуры на музыкальном инструменте и пение хоровых партий оценивается следующим образом.
100 баллов. Поступающий демонстрирует верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; техническую свободу и владение исполнительскими приемами; артистизм и выраженное личностное отношение к исполняемой музыке. При этом содержательная трактовка произведений весьма убедительна.
75 баллов. Поступающий демонстрирует в основном верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений, но при этом допускает незначительные погрешности в технике исполнения. Содержательная трактовка произведений не отличается оригинальностью.
50 баллов. Поступающий демонстрирует весьма приблизительное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; слабо справляется с техническими трудностями. Исполнение остается маловыразительным.
Менее 50 баллов. Поступающий неубедителен как с художественной, так и с технической точек зрения.
Коллоквиум оценивается следующим образом.
100 баллов. Абитуриент логично, четко и ясно отвечает на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по отношению к излагаемому материалу. Ответ носит самостоятельный характер.
75 баллов. Ответ отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой; однако допущенные ошибки исправляются самим студентом после дополнительных вопросов экзаменаторов.
|
50 баллов. Поступающий допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений. В целом ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально-личностной позиции.
Менее 50 баллов. Поступающий имеет разрозненные, бессистемные знания; не умеет выделять главное и второстепенное. В ответе допускаются ошибки в определении понятий, искажающие их смысл.
Примерный уровень сложности исполняемых произведений
Уровень сложности исполняемых произведений может быть различным и зависит от имеющейся у абитуриента музыкальной подготовки. Например, это могут быть такие хоровые произведения, как:
- произведения для хора с сопровождением:
Бетховен Л., Хор узников из оперы «Фиделио»; Бизе Ж., Хор контрабандистов; Марш Тореадора из оперы «Кармен»; Бородин А., хор «Слава», хор поселян из оперы «Князь Игорь»; Бриттен Б., «Военный реквием» – № 2 (фрагмент); Гайдн Й., «К нам весна» из оратории «Времена года»; Гендель Г., «Сражен Самсон» из оратории «Самсон», Римский-Корсаков Н., «Гой, ты, Сад-Садко» из оперы «Садко», «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка», «Вознесите хвалу» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Поднялась с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»; Свиридов Г., «Героям Перекопской битвы», «Здесь будет город-сад» из «Патетической оратории», «Поет зима», «Ночь под Ивана Купала», «Небо как колокол» из кантаты «Памяти Сергея Есенина»; Слонимский С., хоровой антракт из оперы «Виринея» и др. (по выбору абитуриента);
- произведения для хора без сопровождения:
Аренский А., «Анчар», «Жемчуг и любовь»; Архангельский А., «Достойно есть», «Помышляю день страшный»; Бах И.С., «Сердце, молчи», мотеты (фрагменты); Бойко Р., «Вечером синим», «Дон Кихот»; Бортнянский Д., «Достойно есть», «Херувимская»; Брамс Й., «В ночной тиши», «Лесная ночь»; Бриттен Б., «Весенний первоцвет» и др. (по выбору абитуриента);
- народные песни:
«Выходили красны девицы» в обр. А. Гедике, «Дороженька», «Как пойду я на быструю речку» в обр. А. Свешникова, «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В. Соколова, «Дударик», «Пряля», «Щедрик» в обработке М. Леонтовича и др. (по выбору абитуриента).