Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.
К концу года дети должны уметь:
- создавать целостный образ на основе геометрических фигур,
- создавать в воображении образ на заданную тему,
- видоизменять и преобразовывать,
- составление рассказов по сюжетным картинкам,
- придумывать разные варианты окончания сказок,
- придумывать новые применения знакомым вещам,
- находить решения проблемных ситуаций,
- находить сходства и отличия при сравнение предметов.
Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков
К концу года дети должны уметь:
- удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,
- складывать разрезанную картинку из 4 частей,
- соотносить предметы по размеру, форме и цвету,
- сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,
- устанавливать смысловую связь между предметами,
- выделять существенный признак предмета,
- соотносить часть и целое,
- классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,
- выполнять 5-6 действий подряд,
- повторить предложение из 8 слов,
- повторять набор из 4-5 цифр,
- конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет
Год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу») | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик» | ||
Развитие творческих способностей | Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам» | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший» | ||
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише») | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке) | ||
Развитие творческих способностей | «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимостиИгра «Магазин подарков»Цель: развитие эмпатии | ||
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование) | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами) | ||
Развитие творческих способностей | «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Кукла Маша» | ||
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Морозные узоры»(рисование узоров на песке) | ||
Развитие творческих способностей | Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвиженияИгра «Кто Я?» | ||
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни» | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту) | ||
Развитие творческих способностей | Цель: развитие фантазииУпражнение «Дети на прогулке» | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Игра «Два ослика» | ||
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнение: «Найди нужную фигуру» | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | ||
Развитие творческих способностей | Упражнение «Три краски»Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам | ||
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | ||
Развитие творческих способностей | Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь» | ||
Развитие коммуникативных способностей | Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию | ||
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | ||
Развитие творческих способностей | «Превращения»Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов | ||
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Урок мудрости»Цель: развить способность понимать разных людей | ||
итого | 36часов |
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
Год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Здравствуй песок»(Приветствие, пропускание песка через сито) | ||
Развитие творческих способностей | Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических формУпражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами» | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Хвастун»Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведенияИгра «Клубочек», «Печем пирог» | ||
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами) | ||
Развитие творческих способностей | «Кляксы»Цель: учить создавать образ | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Лгун»Рисование «Мой друг»Цель: развитие эмпатии | ||
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек) | ||
Развитие творческих способностей | «Измени сказку», «Про девочку Машу»Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Забияка»Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку» | ||
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | ||
Развитие творческих способностей | Игра «Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Драчун»Этическая беседа «как себя вести на улице» | ||
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | ||
Развитие творческих способностей | Игра «Портрет из пуговиц»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. | ||
Развитие коммуникативных способностей | Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | ||
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин) | ||
Развитие творческих способностей | «Гигантский цветок»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | ||
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Магазин зеркал»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | ||
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие.2. «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | ||
Развитие творческих способностей | «Помоги героям»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | ||
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба» | ||
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания.2. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. | |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | ||
Развитие творческих способностей | «Что в мешке у гнома»Цель: научить соотносить абстрактные предметы по форме. | ||
Развитие коммуникативных способностей | Решение проблемных ситуаций «Я среди друзей» | ||
итого | 36часов |
Список литературы:
1. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. -М: Махаон,2007.
2. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. -М.: Махаон,2007.
3. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. -Ростов н/Д: Феникс,2010.
4. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.
5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
6. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. -М: Линка-Пресс, 2009.
7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
10. Щедрова Е.А. Развитие одаренных детей.-Волгоград:Учитель, 2010.
11. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.