Развитие творческих способностей




Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.

К концу года дети должны уметь:

- создавать целостный образ на основе геометрических фигур,

- создавать в воображении образ на заданную тему,

- видоизменять и преобразовывать,

- составление рассказов по сюжетным картинкам,

- придумывать разные варианты окончания сказок,

- придумывать новые применения знакомым вещам,

- находить решения проблемных ситуаций,

- находить сходства и отличия при сравнение предметов.

Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков

К концу года дети должны уметь:

- удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,

- складывать разрезанную картинку из 4 частей,

- соотносить предметы по размеру, форме и цвету,

- сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,

- устанавливать смысловую связь между предметами,

- выделять существенный признак предмета,

- соотносить часть и целое,

- классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,

- выполнять 5-6 действий подряд,

- повторить предложение из 8 слов,

- повторять набор из 4-5 цифр,

- конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.

Учебно-тематический план для детей 3-4 лет

Год обучения

 

Месяц Название деятельности Программное содержание Кол-во часов
Октябрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу»)  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик»  
Развитие творческих способностей Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам»  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший»  
Ноябрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише»)  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке)  
Развитие творческих способностей «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимостиИгра «Магазин подарков»Цель: развитие эмпатии  
Декабрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование)  
Развитие графо-моторных навыков и речи «магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами)  
Развитие творческих способностей «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Здравствуй носик»Игра «Кукла Маша»  
Январь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы.  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Морозные узоры»(рисование узоров на песке)  
Развитие творческих способностей Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвиженияИгра «Кто Я?»  
Февраль Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни»  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту)  
Развитие творческих способностей Цель: развитие фантазииУпражнение «Дети на прогулке»  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Капитаны»Игра «Два ослика»  
Март Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Упражнение: «Найди нужную фигуру»  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]  
Развитие творческих способностей Упражнение «Три краски»Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Здравствуй носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам  
Апрель Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации)  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]  
Развитие творческих способностей Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь»  
Развитие коммуникативных способностей Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию  
май Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации)  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]  
Развитие творческих способностей «Превращения»Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов  
Развитие коммуникативных способностей Игра «Урок мудрости»Цель: развить способность понимать разных людей  
итого 36часов

 

Учебно-тематический план для детей 4-5 лет

Год обучения

 

Месяц Название деятельности Программное содержание Кол-во часов
Октябрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Здравствуй песок»(Приветствие, пропускание песка через сито)  
Развитие творческих способностей Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических формУпражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами»  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Хвастун»Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведенияИгра «Клубочек», «Печем пирог»  
Ноябрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами)  
Развитие творческих способностей «Кляксы»Цель: учить создавать образ  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Лгун»Рисование «Мой друг»Цель: развитие эмпатии  
Декабрь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек)  
Развитие творческих способностей «Измени сказку», «Про девочку Машу»Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Забияка»Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку»  
Январь Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]  
Развитие творческих способностей Игра «Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Драчун»Этическая беседа «как себя вести на улице»  
Февраль Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]  
Развитие творческих способностей Игра «Портрет из пуговиц»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.  
Развитие коммуникативных способностей Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования  
Март Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия.  
Развитие графо-моторных навыков и речи «Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин)  
Развитие творческих способностей «Гигантский цветок»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций  
Развитие коммуникативных способностей Игра «Магазин зеркал»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования  
Апрель Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие.2. «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66]  
Развитие творческих способностей «Помоги героям»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций  
Развитие коммуникативных способностей Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба»  
май Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) 1. «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания.2. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте.  
Развитие графо-моторных навыков и речи Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]  
Развитие творческих способностей «Что в мешке у гнома»Цель: научить соотносить абстрактные предметы по форме.  
Развитие коммуникативных способностей Решение проблемных ситуаций «Я среди друзей»  
итого 36часов

Список литературы:

1. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. -М: Махаон,2007.

2. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. -М.: Махаон,2007.

3. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. -Ростов н/Д: Феникс,2010.

4. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.

5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)

6. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. -М: Линка-Пресс, 2009.

7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

10. Щедрова Е.А. Развитие одаренных детей.-Волгоград:Учитель, 2010.

11. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: