Система гласных звуков русского языка




Гласные – тоновые звуки: возникнув гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положению органов речи.

Классификация гласных основывается на четырех признаках.

Лабиализованность – участие губ в артикуляции гласного. Губы вытягиваются в трубочку увеличивая объем ротового резонатора примерно в 1,5 раза, за счет чего понижаются резонаторные тоны.

Ряд – параметр расположения языка «по горизонтали» – в направлении от губ к гортани. Различаются три основных ряда: передний, средний, задний.

Подъем – параметр расположения языка «по вертикали» – в направлении от неба к нижней челюсти. Различаются три основных степени подъема языка: верхний, средний, нижний.

Раствор рта – параметр, определяющий степень удаленности нижней челюсти от верхней. Раствор рта связан с подъемом: чем ниже подъем, тем шире раствор рта.

Гласные ударных слогов могут испытывать воздействие со стороны мягких согласных. Такое явление называется аккомодацией гласных. Артикуляция гласных усложняется: происходит смещение артикуляции гласного в зону переднего ряда и верхнего подъема, то есть в сторону артикуляции [ú]. Если гласный следует за мягким согласным, то смещение происходит в экскурсии гласного (на начальном этапе формирования звука); если гласный предшествует мягкому согласному, то смещение происходит в рекурсии гласного (на финальной стадии его образования); если гласный находится между двумя мягкими согласными. То вся артикуляция гласного изменяется (графически обозначается точками над гласным в транскрипции).

Вот как можно представить позиционные варианты гласных ударных слогов, где t и t’ – согласный твердый и мягкий соответственно:

Позиция tаt, аt t'аt аt’ tаt’ t’аt’
Гласный          
и и ˙и˙ и˙
ы ы ы˙
э э ˙э э˙ э˙ ˙э˙
о о ˙о о˙ о˙ ˙о˙
у у ˙у у˙ у˙ ˙у˙
а а ˙а а˙ а˙ ˙а˙

 

Произношение гласных в безударном положении, затрагивающее их количественные, тембровые и экспираторные характеристики, называется редукцией. Различают две степени редукции. Первая степень редукции – позиция первого предударного слога, неприкрытого слова. Средняя длительность гласного 1-ой степени редукции равна 100 мс5. В транскрипции обозначаются знаками [иэ, ыъ, ʌ]. Вторая степень редукции – все прикрытые безударные слоги, кроме первого предударного. Средняя длительность гласного 1-ой степени редукции равна 50 мс5. В транскрипции обозначается знаком [ъ].

Средство выразительности, которое построено на имитации звучания, называют звукописью. В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Какой прием использует И.В. Северянин в стихотворении «Июльский полдень»?

 

2.5. Сегментные и суперсегментные единицы в речевом потоке

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы – единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги как сегментные единицы, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

· Фонетическая фраза –отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

· Синтагма (речевой такт) –отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

· Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

· Слог – наименьшая единица речевой цепочки.

· Звук – минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Они служат для объединения более мелких фонетических единиц в более крупные: интонация, ударение, слог как суперсегментная единица.

· Ударение – выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

· Тон – ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

· Темп – скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

· Длительность – время звучания сегмента речи.

2.5.1. Интонация как основное средство мелодической организации высказывания представляет собой движение основного тона голоса. Функция интонации – объединение фонетических слов и тактов в более крупную единицу – фраз, выражение цели высказывания предложения, выражение эмоциональной субъективно-модальной оценки, маркирование отдельных синтаксических конструкций (обособленных членов предложения, однородных членов, вставок). Выделяется несколько типов интонационных конструкций (ИК).

ИК-1. Нейтральное сообщение. На гласном центра тон понижается.

ИК-2. Приказ, вопрос с вопросительным словом. На гласном центра движение тона ровное или нисходящее, словесное ударение усилено.

ИК-3. Общий вопрос (без вопросительного слова). На гласном тона резкое восхождение тона.

ИК-4. Сопоставительный вопрос, вопрос с оттенком требования. Нисходяще-восходящий тон на гласном центра, тон постцентровой части выше среднего. ИК-5. Восклицание. ИК с двумя центрами, повышение на гласном первого центра, понижение на гласном второго центра, между центрами тон повышен.

ИК-6. Оценочное восклицание. Восходящий тон на гласном центра, постцентровая часть выше среднего.

 

2.5.2. Ударение словесное и логическое

Гласные в пределах фразы произносятся с разной силой. Ударение – это силовое выделение гласных. Ударение единица суперсегментная. Она может объединять сегментные единицы различных уровней. В зависимости от того, какую единицу ударение характеризует. Выделяют несколько типов ударения: 1) логическое ударение маркирует смысловой центр фразы, может занимать во фразе любую позицию, выделять любое слово; 2) фразовое – последнее ударение во фразе; 3) тактовое – последнее ударение в такте; 4) словесное – в каждом фонетическом слове; 5) побочное – на первой части слова, имеющего два ударения, или на слабоударяемом слове.

Задание. Расставьте в тексте ударения всех типов, используя отличающиеся знаки. Знаком // отмечены границы тактов.

Часики, // принесенные в починку, // оказались, // само собой разумеется, // круглой золотой «Омегой» // из первых моделей, // столь памятных часовщику. Разговорились. Мадам Леру // оказалась швейцаркой: // родители ее // были из Верхней Юры; // она, // как и Пинхас, // давно покинула родные места, // но даже одно произнесение названий рек и долин // доставляло удовольствие обоим. За приятным разговором // часовщик вскрыл заднюю стенку корпуса // и, вставив стеклышко в костяном ободке в глаз наподобие монокля, // вытащил пинцетом какой-то ерундовый винтик, // порылся в ящике стола // и достал точно такой же. На крышечке циферблата // недоставало одного мелкого камешка. Пинхас спросил, // какого цвета был камешек. (Л. Улицкая)

 

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему, поэтому русское ударение называется разноместным или свободным. Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударного больше силой, длительностью и тембром – особым качеством входящих в его состав звуков. Существует сложная зависимость силы (интенсивности) и длительности ударного звука от двух факторов. Во-первых, сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть собственная сила и связанная с нею громкость, которая зависит от объема ротового и глоточного резонатора при артикуляции гласного. Сам этот объем связан со степенью раствора рта, т.е. подъемом гласного, и его рядом. Гласные переднего ряда менее громкие, чем гласные заднего ряда. По нарастающей силе, громкости гласные можно выстроить в ряд: [и] – [ы] – [у] – [э] – [о] – [а]. Во-вторых, порог ударности каждого классного меняется в зависимости от места ударения в слове: чем ближе место ударения к началу слова, тем больше его интенсивность и меньше долгота. И наоборот: чем ближе место ударения к концу слова, тем меньше интенсивность и больше долгота.

Таким образом, характеризуя русское ударение, мы отмечаем, что оно:

ü силовое (экспираторное)

ü количественное (квантитативное)

ü разноместное

ü подвижное

Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но и всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных сильнее проявляется в безударных слогах.

Ударение может выполнять несколько функций.

1. Смыслоразличительная функция. По месту ударения могут различаться: а) разные слова во всех их формах: парить (в бане), парю, паришь – парить (в небе), парю, паришь; мука (сыпучий продукт), муки, мукой – мука (состояние), мукой; б) некоторые формы разных слов: пища (сущ.) – пища (глаг.).

2. Формообразующая функция. По месту ударения могут различаться разные формы одного и того же слова: ноги (ед.ч. Р.п.) – ноги (мн.ч. Им.п.)

3. Стилистическая функция. Местом ударения могут различаться варианты слов: а) общеупотребительный и профессиональный (компас – компас, осужденный – осужденный); б) литературный и диалектный (краписа – крапива); в) литературный и просторечный (квартал – квартал); г) нейтральный и разговорный (звонишь – звонишь); д) литературный и народнопоэтический (девица – девица); е) современный и устаревший (украинский – украинский, музыка – музыка). Существуют и дублеты, когда разница в ударении незначительна: баржа, кружится.

Анализируя акцентную характеристику слова, важно грамотно оперировать соответствующими терминами.

Ø Подвижное ударение при формообразовании (при образовании форм слова место ударения меняется. Рассматривается парадигма одного и того же слова)

Ø Неподвижное ударение при формообразовании (при образовании форм слова место ударения не меняется): торт, бант, лампа.

Ø Вынужденное ударение (изменение места ударения при образовании какой-либо формы вследствие появления нулевой морфемы)

Ø Акцентная парадигма – отвлеченная модель, соответствующая расположению ударения в слове во всех его формах.

Ø Акцентный тип – множество слов, имеющих сходные акцентные парадигмы.

Побочное ударение может падать на

· часть сложного слова (теплоэлектростанция, глубоководный, самопрезентация), всегда располагается раньше основного;

· производный предлог (вопреки обещанию, около дороги);

· слабоударяемые слова: местоимения, союзы, частицы (скажи-ка, все-таки, я вижу, почти сделал).

Безударные слова, которые объединяются с другим словом одним ударением, называются клитиками. Клитики бывают двух видов: проклитики располагаются перед ударяемым словом (предлоги: до встречи, союзы: но звонкий); энклитики располагаются после него (частицы: посмотри-ка, существительные: за ночь).

 

2.5.3. Слог

 

Слог – минимальная единица членения речевого потока. Речь делится на слова, а слова – на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге является слоговым (или слогообразующим), остальные – неслоговыми (неслогообразующими). В науке о языке появилось несколько теорий слога, каждая из которых дает свое определение слога.

Экспираторная теория трактует слог как звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это можно проверить произнося слова том, забор, порошок перед горящей свечой: сколько раз колыхнется пламя – столько и слогов. Но все случаи этой теорией не объяснишь.

Общепринятой является сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым[2]. По данной теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Членение слога на звуки мы будем проводить в соответствии с теорией сонорности.

Согласно теории сонорности, все звуки можно распределить по 4 уровням сонорности.

1-ый уровень: глухие шумные согласные.

2-ой уровень: звонкие шумные согласные.

3-ий уровень: звонкие сонорные согласные.

4-ый уровень: гласные.

Таким образом, в слове можно увидеть подобие волнообразных движений при переходе от одного уровня сонорности к другому. Если вы построите график звучности слова облако (423414), то увидите, что на нем три вершины, соответствующие 3 слогообразующим звукам. Слог – это максимум сонорности между двумя минимумами сонорности. Сколько в слове вершин, столько и слогов. Граница между слогами проходит в месте наибольшего спада звучности (42-34-14).

Звук [ų], который является неслоговым гласным, принято считать соответствующим уровню сонорности 3,5. Начертите графики сонорности слов слойка, мойка, стройка.

Заметим, что разбиение слов на слоги не совпадает с правилами переноса. Рассмотрим слово рубка: [34|114] – деление на слоги, руб-ка – деление для переноса.

Задание. Разбейте слова на слоги в соответствии с теорией сонорности, дайте цифровое и графическое пояснение.

Любовь, терпение, порядочность, нежность, вежливость, воспитанность, интеллигентность, дом, семья, мама, отец, мечта, культура, ученик, подсказка, райский, баян, кочка, баня, шишка. Лопасть, корова, коробка, носок.

Есть особые случаи членения слов на слоги.

1. При соседстве гласны (зиянии) граница слога проходит между ними, так как при переходе одного гласного в другой отмечается некоторое падение уровня сонорности: тро-ту-ар.

2. Имплозивный согласный всегда отходит к предшествующему слогу.. Долгий согласный также разделяется. И каждая его часть отходит к разным слогам. В этих случаях членение слова на слоги происходит вопреки теории сонорности: ван-на, от-дел-ка.

3. Если сонорные согласные попадают в группы типа 324 в начале слова, 42324 в середине слова, 423 на конце слова, они становятся слогообразующими: те-а-тр, ль-вы.

4. Сонорные согласные в соседстве с шумными могут оглушаться, то есть менять уровень сонорности до 2, если рядом звонкий шумной, до 1. если рядом глухой шумной: команда – 14|343|24 или 14|34|224; сумка – 143|14 или 14|114; оркестр – 43|14|113 или 43|14111. Данные слова допускают варианты членения на слоги.

Противопоставление слоговых и глухих сонорных хорошо заметно в поэтической речи, когда за этим стоит наличие-отсутствие дополнительного слога.

 

По своей структуре слоги делятся на несколько типов.

Открытый слог – слог, заканчивающийся слогообразующим элементом: мама – оба слога открытые, спектр – оба слога открытые. В древнерусском языке было два редуцированных гласных, обозначаемых буквами ъ (ер) и ь (ерь), а все слоги русского слова были открытыми. Там, где на конце слова не было гласного полного образования (а, о, у, и), ставился редуцированный ъ или ь. Именно поэтому до реформы орфографии 1918 г. роман Л.Н. Толстого «Война и мир» был на треть объемнее.

Закрытый слог – слог, заканчивающийся неслогообразующим элементом: арбуз – оба слога закрытые, мысль – в одном из вариантов интерпретации структуры слова в данном слове один закрытый слог.

Неприкрытый слог – слог, начинающийся слоговым элементом: у|спех, о|тъезд.

Прикрытый слог – слог, начинающийся неслоговым элементом: не|жность, пре|дан|ность.

Слог с восходящей звучностью – слог, котором у элементов уровень звучности возрастает: сло|во, му|др.

Слог с нисходящей звучностью – слог, котором у элементов уровень звучности убывает: арт.

Слог с восходящее-нисходящей звучностью – слог, в котором возрастание уровня сонорности сменяется его убыванием: кар|ман, бар|кас.

Слог с ровной звучностью – слог, состоящий из одного слогового элемента: у|спех – таковым является первый слог.

 

2.6. Позиционные и непозиционные фонетические чередования

Фонетическая позиция – это условия, которые существенны для появления, реализации того или иного звука. К таким условиям относятся:

Ø соседство с определенными звуками;

Ø положение относительно основного или побочного словесного ударения;

Ø расположение в фонетическом слове (начало, середина, конец);

Ø расположение в слоге.

Признаки, которыми обладает звук, могут быть позиционно обусловленными и позиционно не обусловленными. Позиционно обусловленный признак вызван нахождением звука в определенной позиции. Например, у шумных согласных позиционно обусловленными могут быть глухость и звонкость, если они стоят перед другими шумными. Если же они стоят перед гласными, то признак глухости или звонкости будет не позиционно обусловленным.

В определенных фонетических позициях наблюдается позиционное чередование – последовательное изменение звуков в пределах одной морфемы.

Рассмотрим группу слов [гóд], [гаъда], [гъдаъвоų]. В корнях данных слов мы видим последовательную замену гласных: [ó // аъ // ъ]. Каждый из звуков появляется в строго определенной позиции: ударный слог – 1-ый предударный слог – 2-ой предударный и заударный слог. Такие чередования будут происходить в указанных позициях всегда.

Чередование является непозиционным, если оно не обусловлено фонетической позицией. Это может быть связано с грамматической позицией (например, регулярное чередование [к//ч] перед суффиксом -к- имени существительного: внук – внучка) или с историческими изменениями (например [г//з’]: друг – друзья)

Выделяется два типа позиционных чередований: параллельный (в рядах чередующихся звуков есть общие члены: [а // аъ // ъ]; [о // аъ // ъ]) и перекрестный (в рядах чередующихся звуков нет общих членов: [о // о˙ // ˙о]; [а // а˙ // ˙а]).Представим позиционное чередование гласных звуков русского языка. Для рядов, включающих безударные гласные, свойственен перекрестный тип позиционного чередования,; для рядов, включающих ударные гласные, – параллельный тип.
Позиция\Звук 1-ый предударный, неприкрытый слог, не после мягкого Заударный слог,2-ой и 3-ий предударный, непосле мягкого Все безударные послемягких 1-ый предударныйПослеж, ш, ц
а аъ ъ иэ  
о аъ ъ иэ  
и иэ  
э ыэ ъ иэ ыэ
ы ыэ ыэ ыэ
у у

Позиционные чередования согласных наблюдаются по 4 признакам: глухость/звонкость, твердость/мягкость, способ образования. Место образования. Если признак может быть позиционно не обусловленным, то чередование оказывается перекрестным (например, по глухости/звонкости [д] и [т] перед гласным и перед сонорным, [т] в позиции конца слова и перед глухим шумным, [д] в позиции перед звонким шумным). Если не может быть позиционно не обусловленным, то чередование параллельного типа.

Задание. Подберите примеры для иллюстрации следующих позиционных чередований согласных:

1) [т // ц // ч]

2) [н // нг]

3) [j // ų // ø]

4) [с // с’ // з]

5) [т // д // т< // т’]

6) [х // ɣ]

Фонема – это минимальная звуковая единица русского языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления морфем, а следовательно, слов. Фонема – это множество звуков. В конкретной позиции фонема может быть представлена только одним звуком. Звуки, составляющие фонему, находятся между собой в парадигматических отношениях (парадигма – это система равноправных элементов), то есть в отношениях дополнительной дистрибуции. Фонема обозначается буквой в косых скобках: ‹а›. ‹а› = [á, а˙, ˙а, ˙а˙, аъ, иэ, ъ].

Задание. Проиллюстрируйте примерам все звуки, которые могут представлять фонему‹а›. проиллюстрируйте примерами разные реализации фонем ‹т›, ‹э›, ‹о›, ‹з›.

Функции фонемы.

1) Перцептивная (функция отождествления): объединение позиционно чередующихся звуков в одну фонему позволяет говорящему воспринимать разные фонетические варианты морфа в единстве. Корень слова дом в примерах доь, дом, домовой выглядит как [дόм], [даъм], [дъм]. Чередующиеся звуки [о // аъ // ъ] – представители одной единицы – фонемы ‹о›. Каждый морф состоит из фиксированного набора фонем при единстве порядка их расположения. Морфема состоит из морфов. Морфы, составляющие морфему, различаются составом фонем и порядком их расположения. Так, форма домик имеет другой фонемный состав корня ‹дом’›, так как чередование [м//м’] не является позиционным, в то время как в ряду год, года, годовой чередование звуков д//т – является позиционным, выглядит как [гόт], [гаъд], [гъд].

Покажем, как реализуется фонема ‹j›: перед ударным гласным – [j]? перед ударным [и] или безударным [иэ] – звук [ø], остальные позциии – [ų].

 

Нередко звуковая ткань стихотворения создается с аллюзией на известный всем ритм или мелодию. На какую мелодию можно спеть стихотворение О.Э. Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате», помня, что оно о предчувствии близкой войны? Может быть, военный марш «Прощание славянки»?

2) Сигнификативная функция или функция различения: так как морф состоит из фиксированного набора фонем в установленном порядке, фонемы способны отличать один морф от другого. Условием этого является отличие одной фонемы от другой. Например, корни в словах гай, май, пай, рай отличаются всего лишь одной фонемой. Это минимальное различие для противопоставления двух морфов. Сигнификативно сильной называется позиция, в которой фонема противопоставлена всем остальным фонемам. Если противопоставлена не всем фонемам – сигнификативно слабая (конец слов кот и код).

Дифференциальные признаки фонемы – это признак, с помощью которого может различаться хотя бы одна пара фонем данного языка. У согласных фонем 4 ДП: место образования, способ образования, глухость/ звонкость, твердость / мягкость. У гласных 2 ДП: лабиализованность и подъем. Теория ДП развивалась учеными Пражского лингвистического кружка (Н. Трубецкой[3]), в Московской фонологической школе – А.А. Реформатским[4].

Позиция нейтрализации, или сигнификативно слабая – позиция, в которой совпадает в одном аллофоне две или более фонемы.

Проверка – установление соответствия между позицией нейтрализации и позицией дифференциации. Именно на этом строятся многие орфографические правила.

2.7. Графика и орфография

Графика, орфография и пунктуация – три раздела лингвистики, которые изучают письмо, специальную кодифицированную систему, служащую для отражения речи на фиксированном носителе информации. Графика и орфография изучают отражение слова на письме. Графика изучает сам набор графических средств (буква, пробел, дефис, знак переноса, точка, косая черта-слэш), того или иного графического средства в конкретной позиции. Орфография показывает, как используются конкретные графические средства для изображения конкретных языковых единиц.

Алфавит – совокупность системы букв данного языка, расположенных в определенном порядке и снабженных установленным названием. До реформы 1917–1918 гг. названия букв устанавливались по специальным словам.

 

Принципы русской графики.

Графическое обозначение буквы – это возможность обозначить на письме определенную фонему, сочетание фонем или способствовать в обозначении данных единиц другими буквами. Буквы делятся на гласные и согласные.

Фонемное значение буквы реализует фонемный признак русской графики (гроза–гроз–грозы мн.ч.). Графическое средство, которое актуализирует значение буквы, называется диакритикой: пробел, ъ, ь, дефис.

Термин орфография имеет 2 значения: 1) система отношений между фонемным составом слова и его написанием, 2) система правил, приводящих к верному написанию. Орфография связана с нормой. Участки слова, которые допускают варьирование, места, в написании которых мы сомневаемся, называются орфограммой. Объясните правила написания слов.

 

Орфографическое значение буквы – это соответствие буквы конкретной единице фонемного уровня. В зависимости от соотношения между графическим и орфографическим значением буквы выделяют 4 принципа орфографии.

1. Фонематический принцип: графическое и орфографическое значения буквы совпадают: коза ‹коза›. По фонематическому принципу пишется большинство орфограмм русского языка. Все они допускают проверку как в корнях (например, безударная гласная в корне, проверяемая ударением; согласные в корне), так и в других морфемах (например, приставки на согласный).

2. Традиционный принцип: соответствие буквы гиперфонеме или несоответствие фонемы графическому значению буквы (например, безударная непроверяемая гласная в корне, некоторые чередующиеся гласные в корне, непроверяемая согласная в корне так называемого словарного слова; удвоенные согласные в суффиксах прилагательных и причастий; окончание м.р. и с.р. ед.ч. прилагательных и местоимений).

3. Фонетический принцип: отражает позиционные фонетические чередования: согласные в приставках на з//с; и//ы после приставок на согласные; о//а в приставке роз-; согласные в корнях некоторых заимствованных слов; окончание существительных 1 и 2 склонения (и на месте фонематического э).

4. Морфологический принцип: приводит к единообразному написанию морфемы (некоторые случаи орфограммы о//е после шипящих, некоторые случаи обозначения щ на письме; написание и во второй части сложного слова).

Контрольные вопросы по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»

1. Что является предметом фонетики как раздела науки о языке?

2. В каких аспектах, с каких точек зрения можно изучать звуки речи?

3. Что такое речевой аппарат и за какую характеристику звуков отвечает работа речевого аппарата? Какие органы в него входят?

4. Какие физические величины входят в понятие акустическая характеристика звуков?

5. Чем различаются сонорные и шумные звуки? Перечислите сонорные звуки.

6. Что изучает перцептивная фонетика?

7. Чем различаются функциональная и символическая характеристики звуков речи?


[1]Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X.П. Бонета, Дж. Уоллиса, И.К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г.Л.Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872). Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, П. Пасси, Э.Зиверс, М. Граммон, Д.Джоунз,Ж. П. Руссло, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г.Фант, М.Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова, Н.В. Черемисина-Ениколопова

[2] Рубен Иванович Аванесов родился 14 февраля 1902 г. в Шуше (Нагорный Карабах) Азер­байджанской ССР, умер 1 мая 1982 г. в Москве. В 1922 г. поступил в МГУ. После окончания университета несколько лет проработал в средней школе, на рабфаках. В 1932 г. стал профессором и заведующим кафедрой русского языка Московского городского педагогического института. С 1937 г. – профессор филологического факуль­тета Московского государственного университета.

В научной деятельности Р.И. Аванесова особое место занимают проблемы фонологии. Достиже­ния фонологической теории автор применяет к разным уровням языка. Также работает в области морфологии, синтаксиса и лексикологии. Бо´льшая часть научных трудов Р.И. Аванесова посвящена вопросам диалектологии. Он был одним из основоположников лингвистической географии. В 1925 г. был избран членом Московской диалектологической комиссии.

Вместе с П.С. Кузнецовым, В.Н. Сидоровым, А.А. Реформатским разработал теорию фонем, которая легла в основу концепции фонетики и фонологии Московской фонологической школы. Р.И. Аванесов совместно с С.И. Ожеговым редактировал словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение». На базе указанного издания позднее под редакцией Р.И. Аванесова вышел «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы».

Основные работы: «Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. I. Фонетика и морфология», «Программа собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка», «Вопросы фонетической системы говоров и литературного языка», «Очерки русской диалектологии. Ч. I», «Лингвистическая география и история языка», «Фонетика современного русского литературного языка», «Русское литературное произношение и ударение».

 

[3] Трубецкой Николай Сергеевич (1890–1938) родился в Москве. После окончания гимназии занимался изучением народного творчества финно-угорских и кавказских народов. Закончил историко-филологическое отделение Московского университета, слушал лекции в Лейпцигском университете, занимался исследованием индоевропейских языков. В 1923 г. стал ординарным профессором Венского университета, затем заведующим кафедрой славянской филологии. В 1925 г. избран членом-корреспондентом, а потом и действительным членом Венской Академии наук. С 1926 г. посещал Пражский лингвистический кружок, постепенно становясь его основным теоретиком. Научные интересы связаны с изучением славистики: связи праславянского языка с индоевропейским, современных славянских языков с праславянским. Установил 3 периода общеславянского развития, изучал проблему гласных в праславянском языке. Начал разработку фонологии. Создал новую лингвистическую дисциплину – морфонологию.

[4] Реформатский Александр Александрович (1900–1978) родился в Москве. В 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, ученик Д.Н. Ушакова. Преподавал в вузах, работал редактором в издательствах. С 1962 г. – профессор МГУ. По его инициативе и под его руководством на филологическом факультете была создана Лаборатория экспериментальной фонетики. Будучи студентом, интересовался поэтикой, опубликовал «Опыт анализа новеллистической композиции».

Окончив университет, стал больше интересоваться лингвистикой, в основном фонологией. Свою языковедческую деятельность начал с «Технической редакции книги», предвосхитив в этой работе многие идеи теории информации. В 1930-х гг. стал одним из основателей Московской фонологической школы наряду с П.С. Кузнецовым и др. А.А. Реформатский – автор одного из лучших вузовских учебников, выходившего под названиями «Введение в языкознание» и «Введение в языковедение» и выдержавшего несколько переизданий. В 1970 г. сформулировал концепцию Московской фонологической школы в труде «Из истории отечественной фонологии», который являлся одновременно хрестоматией основных публикаций школы. Основные работы: «Техническая редакция книги», «Введение в языкознание», «Из истории отечественной фонологии», «Фонологические этюды», «Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии», «Лингвистика и поэтика».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: