В своём произведении Ф. Ницше описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком. «Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом. Кто же этот (Фридрих Ницше)
великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? “Ты должен” называется великий дракон. Но дух льва говорит “я хочу”. Чешуйчатый зверь “ты должен”, искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, “ты должен!”. Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: “Ценности всех вещей блестят на мне”. “Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, “я хочу” не должно более существовать!”. Так говорит дракон. Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный? Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва. Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя. …Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир. Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».
1. Что, по Ницше, включает в себя понятие «дух»?
2. Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?
3. Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка? Каково значение игры?
4. Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?
5. Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций в жизни человека или в развитии общества.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что означает тезис средневековых мыслителей: «Философия — служанка богословия»?
2. Объясните слова Герцена: «Звание учёного вело на костёр».
3.Что имел ввиду Джордано Бруно, когда произнёс фразу «И всё-таки она вертится»?
4. Что означают слова «утопия», «антиутопия»?
5. Объясните высказывание Рене Декарта:
«Мыслю, следовательно, существую».
6. Назовите имя английского физика, математика и философа, открывшего закон всемирного тяготения (Рене Декарт)
и считающего, что Бог существует, и это не требует никаких доказательств.
7. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона "Знание — сила".
8. Каково значение и уникальность немецкой классической философии? Назовите имена самых известных немецких философов.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту