Упражнения для развития креативности, фантазии и воображения для детей и взрослых




Умение мыслить креативно или творческое времяпрепровождение в условиях режима повышенной готовности

Сейчас многие люди пребывают в стрессовом состоянии из-за тревожных новостей, которые касаются коронавируса, да и не только.

Волноваться в сложившейся ситуации о – нормально. Запрещать себе думать о плохом – бесполезно, но чтобы тревожные мысли не захватили вас целиком, постарайтесь отвлечься и занять свой «обеспокоенный разум» делом…

Любая необходимость приспосабливаться к новым условиям это – прогресс, а если это становится процессом творческого приспособления к условиям окружающей реальности это – эволюция.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются хорошими навыками современного человека, а уж в период неопределенности они вдвойне полезны. Способность мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми и, как следствие, успешными, предприимчивыми и востребованными. А, как известно, востребованность это – критерий успешности в наши дни. Умение мыслить креативно может нам пригодиться везде и всегда.

Поэтому за дело!

Упражнения для развития креативности, фантазии и воображения для детей и взрослых

Упражнение «Ассоциации»

Берем любое слово и придумываем к нему как можно больше ассоциаций.

Пример: Кот – рыжий, толстый, ленивый, ласковый, прожорливый, релаксант и антидепрессант… Covid 19– вредный, внезапный, невидимый, неуловимый, объединяющий, победимый, временный! и т.д.

Упражнение «Слова наоборот»

Это упражнение можно выполнять везде – на улице, в транспорте, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Пример: Маска – «аксам». Вирус – «сурив». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

Подберите к каждой цифре ассоциацию. Пример: 1 – карандаш, китайская палочка, крючок для вязания; 2 – уточка, виньетка, буква «Я» в профиль; 3 – часть косточки, так любимая собаками, половинка четырехлистника; 4 – флажок и т.д.

Упражнение «А что было бы…»

Что было бы, если бы у медведя были копыта? (вместо того, что бы сосать лапу, он бы грыз ногти)

Как выглядел бы пингвин с зубами? (еще более сытым)

Придумайте 10 видов новых животных или растений, порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле. (вспоминаем мультик «Тайна Третьей планеты»)

Упражнение «Старые слова – новые понятия»

Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:

АББАТИСА – поклонница ансамбля «АББА»

АГРИППИНА – микстура

БАЙКЕР (неол.) – рассказчик баек

БАЛОВАТЬ – посещать балы

БУКАШКА – 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин

ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) – обилие лепных украшений.

 

Упражнение «Новые слова– старые понятия»

Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Это очень хорошо получается у детей.

Пример: Пыхтеблок – паровой двигатель, странномаркет – магазин антиквариата, кетчунез– смесь майонеза и кетчупа.

Упражнение «Гениальный архитектор»

Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум.

Пример: ноутбук, ананас, диван, слон, тигр, Африка, картина, корзина, картонка и телефон.

Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Дом расположен в Африке, поэтому он в форме слона, диван в форме ананаса, стол охраняет тигр и т.д.

Упражнение «Два в одном»

Не задумываясь пишем два столбика слов и придумываем способы их совместного применения.

Пример: Клубника + тарелка = Чайный сервиз в форме клубники. Огурец + лупа = подзорная труба замаскированная под огурец.

Пары слов для тренировки:

ключ и циркуль

енот и гиря

солнце и мармелад

весло и проволока

лавка и кисть

батарея и бабочка

кукла и кирпич

жалюзи и танк

лестница и поезд

фонарь и тесто

Упражнение «356 идей»

Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 356 разнообразных занятий на каждый день.

Упражнение «Рисование по точкам»

Для этой задачи вам потребуется чистый лист бумаги и ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести произвольно несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.

Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.

Упражнение «Придумай продолжение рассказа»

«Шел четвертый год самоизоляции. Приближались Новогодние праздники…©»

Упражнение «Назовите возможные причины»

Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?

Упражнение «Пошаговая инструкция»

Представьте, что вы на прогулке встретили человека из прошлого и вам нужно объяснить ему, как устроен Instagram.

Другой вариант: написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.

Упражнение «Музыка в живописи»

Здесь речь пойдет о произведениях музыки и живописи, а точнее о взаимосвязи между ними. Подумайте какую музыку или в чьем исполнении слышит персонаж знаменитого полотна Эдварда Мунка.

Какие звуки вывели из «постоянства память» на картине Сальвадора Дали?

Упражнение «Что, если?»

Ответьте на вопрос «Что, если бы»:

  • электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
  • на облаках можно было кататься?
  • человек мог дышать под водой?
  • вы стали понимать язык животных, но утратили речь?

Ваша задача высказать как можно больше идей и вариантов развития событий.

 

Ну, и на десерт «Друдлы»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Ваша состоит в том, чтобы увидеть в изображении разные предметы, ситуации. Чем больше креативных вариантов, тем лучше.

 

Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать изображение из «закорлючки» до конкретного всем понятного рисунка.

Такие практические задачи способствуют развитию пространственное воображение и способности к нестандартному мышлению в решению многих вопросов.

Фантазируйте, не бойтесь «отпускать на волю воображение».

Творите и получайте удовольствие от этого состояния.

Творчество – это не процесс, это – состояние!

И в заключении, хочется процитировать высказывание великого русского мыслителя Павла Флоренского: «Талант –это юность на всю жизнь, а гениальность – детство на всю жизнь». Не бойтесь становиться детьми, хотя бы на время, хотя бы на то время, когда вы вместе со своими детьми!

Фантазируйте вместе, творите и вытворяйте! Любите жизнь!

Проскурнова М.А.

Методист ДРУМЦ ПС СО

 

Источники: Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.

https://4brain.ru

https://interesno.co



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: