Умение мыслить креативно или творческое времяпрепровождение в условиях режима повышенной готовности
Сейчас многие люди пребывают в стрессовом состоянии из-за тревожных новостей, которые касаются коронавируса, да и не только.
Волноваться в сложившейся ситуации о – нормально. Запрещать себе думать о плохом – бесполезно, но чтобы тревожные мысли не захватили вас целиком, постарайтесь отвлечься и занять свой «обеспокоенный разум» делом…
Любая необходимость приспосабливаться к новым условиям это – прогресс, а если это становится процессом творческого приспособления к условиям окружающей реальности это – эволюция.
Творческое мышление и креативность, несомненно, являются хорошими навыками современного человека, а уж в период неопределенности они вдвойне полезны. Способность мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми и, как следствие, успешными, предприимчивыми и востребованными. А, как известно, востребованность это – критерий успешности в наши дни. Умение мыслить креативно может нам пригодиться везде и всегда.
Поэтому за дело!
Упражнения для развития креативности, фантазии и воображения для детей и взрослых
Упражнение «Ассоциации»
Берем любое слово и придумываем к нему как можно больше ассоциаций.
Пример: Кот – рыжий, толстый, ленивый, ласковый, прожорливый, релаксант и антидепрессант… Covid 19– вредный, внезапный, невидимый, неуловимый, объединяющий, победимый, временный! и т.д.
Упражнение «Слова наоборот»
Это упражнение можно выполнять везде – на улице, в транспорте, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Пример: Маска – «аксам». Вирус – «сурив». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.
Упражнение «Цифры и ассоциации»
Подберите к каждой цифре ассоциацию. Пример: 1 – карандаш, китайская палочка, крючок для вязания; 2 – уточка, виньетка, буква «Я» в профиль; 3 – часть косточки, так любимая собаками, половинка четырехлистника; 4 – флажок и т.д.
Упражнение «А что было бы…»
Что было бы, если бы у медведя были копыта? (вместо того, что бы сосать лапу, он бы грыз ногти)
Как выглядел бы пингвин с зубами? (еще более сытым)
Придумайте 10 видов новых животных или растений, порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле. (вспоминаем мультик «Тайна Третьей планеты»)
Упражнение «Старые слова – новые понятия»
Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:
АББАТИСА – поклонница ансамбля «АББА»
АГРИППИНА – микстура
БАЙКЕР (неол.) – рассказчик баек
БАЛОВАТЬ – посещать балы
БУКАШКА – 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин
ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) – обилие лепных украшений.
Упражнение «Новые слова– старые понятия»
Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Это очень хорошо получается у детей.
Пример: Пыхтеблок – паровой двигатель, странномаркет – магазин антиквариата, кетчунез– смесь майонеза и кетчупа.
Упражнение «Гениальный архитектор»
Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум.
Пример: ноутбук, ананас, диван, слон, тигр, Африка, картина, корзина, картонка и телефон.
Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Дом расположен в Африке, поэтому он в форме слона, диван в форме ананаса, стол охраняет тигр и т.д.
Упражнение «Два в одном»
Не задумываясь пишем два столбика слов и придумываем способы их совместного применения.
Пример: Клубника + тарелка = Чайный сервиз в форме клубники. Огурец + лупа = подзорная труба замаскированная под огурец.
Пары слов для тренировки:
ключ и циркуль
енот и гиря
солнце и мармелад
весло и проволока
лавка и кисть
батарея и бабочка
кукла и кирпич
жалюзи и танк
лестница и поезд
фонарь и тесто
Упражнение «356 идей»
Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 356 разнообразных занятий на каждый день.
Упражнение «Рисование по точкам»
Для этой задачи вам потребуется чистый лист бумаги и ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести произвольно несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.
Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.
Упражнение «Придумай продолжение рассказа»
«Шел четвертый год самоизоляции. Приближались Новогодние праздники…©»
Упражнение «Назовите возможные причины»
Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?
Упражнение «Пошаговая инструкция»
Представьте, что вы на прогулке встретили человека из прошлого и вам нужно объяснить ему, как устроен Instagram.
Другой вариант: написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.
Упражнение «Музыка в живописи»
Здесь речь пойдет о произведениях музыки и живописи, а точнее о взаимосвязи между ними. Подумайте какую музыку или в чьем исполнении слышит персонаж знаменитого полотна Эдварда Мунка.
Какие звуки вывели из «постоянства память» на картине Сальвадора Дали?
Упражнение «Что, если?»
Ответьте на вопрос «Что, если бы»:
- электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
- на облаках можно было кататься?
- человек мог дышать под водой?
- вы стали понимать язык животных, но утратили речь?
Ваша задача высказать как можно больше идей и вариантов развития событий.
Ну, и на десерт «Друдлы»
Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Ваша состоит в том, чтобы увидеть в изображении разные предметы, ситуации. Чем больше креативных вариантов, тем лучше.
Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать изображение из «закорлючки» до конкретного всем понятного рисунка.
Такие практические задачи способствуют развитию пространственное воображение и способности к нестандартному мышлению в решению многих вопросов.
Фантазируйте, не бойтесь «отпускать на волю воображение».
Творите и получайте удовольствие от этого состояния.
Творчество – это не процесс, это – состояние!
И в заключении, хочется процитировать высказывание великого русского мыслителя Павла Флоренского: «Талант –это юность на всю жизнь, а гениальность – детство на всю жизнь». Не бойтесь становиться детьми, хотя бы на время, хотя бы на то время, когда вы вместе со своими детьми!
Фантазируйте вместе, творите и вытворяйте! Любите жизнь!
Проскурнова М.А.
Методист ДРУМЦ ПС СО
Источники: Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
https://4brain.ru
https://interesno.co