Содержание практических заданий
Главная задача – изучить и проанализировать опыт работы конкретной библиотеки. Студент выполняет ее на базе библиотеки, в которой работает, или библиотеки, которая имеет заслуживающий внимания опыт в области технологии формирования библиотечного фонда. Отвечая на все вопросы, поставленные в задании, студент вписывает ответ, подчеркивает правильный ответ, заполняет схему или таблицу.
Задание № 1. Структура фонда библиотеки студента
1. Название библиотеки с указанием населенного пункта (вписать):
2. Отраслевая структура фонда (подчеркнуть):
2.1. универсальный фонд;
2.2. многоотраслевой фонд;
2.3. отраслевой фонд;
2.4. специализированный фонд.
3. Структура фонда по видам документов (подчеркнуть):
3.1. издания;
3.2. неопубликованные документы;
3.3. аудиовизуальные документы;
3.4. репродуцированные документы;
3.5. электронные документы.
4. Языковая структура фонда (подчеркнуть):
4.1. документы на русском языке;
4.2. документы на национальном языке. Каких? (вписать)
4.3. документы на иностранных языках. Каких? (вписать)
5. Есть ли в библиотеке фонды, дополняющие основной (подчеркнуть):
5.1. резервные;
5.2. обменные;
5.3. служебные;
5.4. страховые.
6. Какие уровни хранения фондов имеются в библиотеке (подчеркнуть):
6.1. локальный;
6.2. центральный;
6.3. депозитарный.
7. Хронологическая структура фондов библиотеки (подчеркнуть):
7.1. документы последних лет издания, активно используемые абонентом;
7.2. документы, хранящиеся независимо от времени их появления и предоставляемые в пользование абонентам;
7.3. документы за прошлые годы: функция хранения предпочтительнее функции использования.
Задание № 2. Структурирование библиотечного фонда
2.1. Изучите структуру фонда конкретной библиотеки (или ее подразделения) руководствуясь следующей схемой:
Структура библиотечного фонда
Совокупный фонд библиотеки | - 1 уровень | |
![]() | ||
![]() | - 2 уровень | |
![]() | - 3 уровень | |
![]() | - 4 уровень | |
Комплексы отдельных фондов | - 5 уровень | |
![]() | ||
Отдельный фонд | - 6 уровень | |
![]() | ||
Подфонд | - 7 уровень | |
![]() | ||
Раздел фонда | - 8 уровень | |
![]() | ||
Расстановка фонда | - 9 уровень |
2.2. Постройте схему со всеми уровнями фонда, имеющимися в Вашей библиотеке (названия структурного подразделения, имеющего фонд, к какому уровню относится).
ПРИМЕР
Структура библиотечного фонда отдела обслуживания
К-кой сельской библиотеки
|
|
|
|
|


|






Задание № 3. Моделирование библиотечного фонда
3.1. Дайте определение существующим моделям фонда (вписать):
- описательная
- структурная
- библиографическая
- математическая
3.2. Какая модель фонда применяется в Вашей библиотеке (вписать)?
Почему?
3.3 Структурная модель фонда и методика ее построения
Цель задания: приобрести навыки построения структурной модели фонда библиотеки – одного из важнейших документов по формированию фонда. Модель выполняется на примере конкретной библиотеки. Необходимо практическое задание предельно приблизить к практике библиотечной деятельности.
Содержание задания:
1. Выбрать отраслевой раздел документного фонда библиотеки, изучить его состав по следующим параметрам: темам и видам документов по целевому назначению и характеру информации.
2. Познакомиться с факторами, влияющими на библиотечный фонд: состав и приоритетные группы пользователей, содержание и характер их потребностей, социально-экономический профиль в зоне действия библиотеки.
3. Ha основе изучения фонда и факторов, используя ББК, составить тематический рубрикатор по отраслевому разделу фонда. В рубрикатор включить все темы, определяющие границы данного отраслевого раздела, по которым в библиотеке обязательно должны быть документы. После этого вписать темы (не менее десяти) в логической последовательности, соблюдая соотношение общего и частного, в схему структурной модели фонда.
4. Составить рубрикатор видов изданий по целевому назначению и характеру информации, используя ГОСТ 7.60.03 «Издания. Термины и определения основных видов». По каждой теме определить необходимые виды изданий для приобретения в фонд библиотеки и вписать в схему структурной модели фонда.
5. Определить моделируемую экземплярность документов для одного издания по каждой теме и виду издания для каждого структурного подразделения библиотеки.
6. К общей схеме структурной модели составить объяснительную записку, в которой указать, на какой срок рассчитана данная модель; будет ли она корректироваться в перспективе; объяснить выбор тем и видов изданий; обосновать экземплярность.
Готовый вариант модели отраслевого раздела фонда сопоставить с действующей в библиотеке моделью, если она есть. Сделать выводы: соответствует ли Ваша модель современному состоянию библиотеки, учитывает ли все факторы, оказывающие влияние на ее деятельность.
Образец заполнения структурной модели фонда ………………библиотеки
№ п/п | Темы | Виды изданий по целевому назначению и характеру информации | Экземплярность для одного издания | |||
Всего | В том числе | |||||
Абоне-мент | Чит. зал | Др. отделы | ||||
Физика. Свойства и строение материи, законы ее движения | 1. Научно-популярные 2. Учебные - для техникумов - для вузов 3. Справочные - энциклопедии - справочники | - | - - - - - | |||
История физики. Литература о жизни и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных ученых-физиков и т.д. | 1. Научно-популярные 2. Справочные 3. Литературно-художественные | - | - | |||
… |
Структурная модель фонда …………… библиотеки. Раздел фонда…………..
№ п/п | Темы | Виды изданий по целевому назначению и характеру информации | Экземплярность | |||
Всего | В том числе | |||||