Тема «Подготовка публичной речи»




Синтаксические нормы

Задание 11.

Исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Объясните характер ошибок. В случае затруднений обращайтесь к изданию: Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. – М.,1997. Образец: Заведующий склада назначается на должность приказом директора. (Ошибка в управлении: существительное заведующий управляет творительным падежом → правильный вариант: заведующий складом…)

1. Я удивлена поступку менеджера «Альфа-Банка». (Ошибка в управлении: прилагательное удивленный (удивлен) управляет творительным падежом → правильный вариант: удивлена поступком…)

Я удивлена поступком менеджера «Альфа-Банка».

2. Студенты-контрактники должны оплатить за обучение в течение недели. (Ошибка в управлении: глагол оплатить управляет винительным падежом → правильный вариант: оплатить обучение…)

Студенты-контрактники должны оплатить обучение в течение недели.

3. Комплексный подход отличает эту группу компаний и других участников строительного рынка. (Ошибка в управлении: глагол отличать управляет родительным падежом с предлогом от→ правильный вариант: отличает от других участников…)

Комплексный подход отличает эту группу компаний от других участников строительного рынка.

 

МОДУЛЬ «РИТОРИКА»

Тема «Подготовка публичной речи»

Задание 12. Напишите небольшую убеждающую (по цели) публичную речь на тему «Нужен ли русский язык инженеру?» Объем текста примерно 300 слов. Письменно сформулируйте: 1) цель и тезис речи; 2) виды использованных аргументов (логических и психологических); 3) риторические приемы, использованные во вступлении и заключении речи. При выполнении задания используйте материал учебного пособия на с. 57−66, приложение № 3 «Риторические приемы» на с. 195−197.

1. Цель и тезис речи: убедить инженеров в необходимости изучения русского языка, изучение русского языка необходимо каждому культурному человеку.

2. Виды использованных аргументов: логические, психологические.

3. Риторические приемы, использованные во вступлении и заключении речи:

· Обращение к конфликту, противоречиям, различиям во мнениях.

· Возбуждение любопытства: затрагивание необычного факта, который показывает слушателям, что они не все знают.

· Использование парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытие темы «от противного».

· Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что вол-нует их ежедневно.

· Обобщающий вывод.

· Обращение к слушателям (пожелание).

Нужен ли русский язык инженеру?

Почему многие инженеры думают, что знание русского языка не так уж и необходимо? Математические формулы, физические символы – вот что действительно важно для работы. А знаете ли вы, что русский язык выходит на второе место по частоте изучения его как иностранного в мире. Зачем же иностранцы учат тот язык, который дан нам от рождения?

Прежде всего хотелось бы напомнить, что русский язык – это основа нашей культуры, мировоззрения и восприятия. Результатом развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Мышление и речь неразрывно взаимосвязаны. Благодаря понятийному мышлению человек раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями ощущения, восприятия и представления. Чувствен­ные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая высокой степенью соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изме­нения и эффективно строить свое поведение в ответ на непосред­ственно воспринимаемые события. В историческом процессе формирова­ние понятий и развитие языка шли в тесном взаимодействии друг с другом. Язык как система знаков, выступающая в качестве средства общения и мышле­ния, воплощенного в форму общения — речь, служил и служит той направляю­щей и организующей силой, которая связывает понятие (значение) со знаком и, таким образом, ограничивает количество и качество признаков, составляющих данное понятие. Выделяя признаки предметов и явлений, человек обозначает их словом. Обозначая каждый воспринимаемый предмет, его при­знак или действие, состояние или отношение, человек отражает их обобщенно. Каждый частный случай чело­век подводит под общее правило. Процесс обобщения признаков, согласованный с другими людьми, касается не только свойств самого объекта, но и всех аспектов взаимодействия с ним. Таким образом, язык определяет рамки нашего мышления, способы нашей деятельности. Чем большим количеством понятий мы владеем, чем точнее мы можем строить наши умозаключения и суждения об окружающем мире, тем более адекватно мы можем реагировать на различные явления, познавать и создавать окружающий нас мир.

Содержание по­нятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность при­знаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вслед­ствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах. Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. Поэтому любой язык всегда служил средством саморазвития, культурного обогащения. Изучая понятия и фразеологизмы родного языка, мы воспринимаем мудрость, наколенную нашими предками, усваиваем родную культуру.

Язык – это средство объединения народов. Иностранцы изучают русский язык, чтобы иметь возможность путешествовать в нашу страну, изучать нашу культуру, вести с нами отношения в сфере бизнеса.

Наконец, всем нам хочется считать себя образованными людьми. Без знания норм русского языка, на котором нам предстоит выражать свои мысли, невозможно точно и правильно, соответственно ситуации сформулировать высказывание.

Желаю всем вам быть настоящими знатоками русского языка. Расширяйте свои знания, границы мышления, учитесь выражать мысли точно и правильно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: