Словарь музыкальных терминов




Единство музыки и танца- Балет

Наряду с оперой, балетный спектакль является одним из самых сложных видов музыкально-театрального искусства. Само слово «Балет» происходит от итальянского «ballo» - «танцую». И сегодня этим термином обозначают особый вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Ключевые слова

Балет, хореография, балетмейстер, классический танец, характерный танец, кордебалет, либретто

Назвать точную дату и «родителей» балета невозможно. Он – дитя многих европейских культур, а его предки – народные танцы, игры, обряды, торжественные шествия и балы.

Своеобразной точкой отсчёта в истории балета можно назвать эпоху Возрождения. Примерно в XIV-XV вв. в Италии танцы стали подразделять на две категории – бытовые (для развлечения, отдыха) и сценические.

Сценический танец постепенно становился всё более красивым, но и более сложным. Разнообразные «па» выстраивались в нём в причудливые сочетания, танцоры составляли красивые узоры из своих движений.

Сегодня для исполнения сценического танца требуется специальная подготовка, а сам танец создаёт специальный мастер танца – балетмейстер. Иногда его ещё называют хореографом – от греческих слов хорео – «танец» и графо – «пишу». Ведь балетмейстеру часто приходится записывать танцевальные фигуры на бумаге, для того чтобы танцоры могли их разучить.

Балет, как и опера неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. И хотя в балете не звучат слова, отсутствуют вокальные сцены и арии – замысел писателя раскрывается здесь с не меньшей силой и глубиной. Танцоры выражают его через мимику и жесты, характер и экспрессию движений.

Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке, мы переживаем и радуемся вместе с любимыми героями. Но их облик, их обаяние остаются за пределами нашего восприятия, существуя лишь в воображении. Именно этот воображаемый портрет и пытаются оживить создатели балета через пластику движений.

Сюжетная основа балетного спектакля называется либретто. Либретто обычно основывается на литературном произведении: сказке, легенде, поэме. Однако первоначальный сюжет существенно перерабатывается с учётом хореографического и музыкального воплощения идеи. Так, знаменитый балетмейстер Мариус Петипа указывал композитору П. И. Чайковскому, сколько тактов музыки и в каком темпе необходимо сочинить для той или иной балетной сцены.

Балет обладает неограниченными возможностями художественного, образного отражения окружающей действительности. Он способен воплотить любые чувства, раскрыть жизненные конфликты, противоречия. Но больше всего мы ценим искусство балета за необычайную красоту, возвышенные идеалы. Ведь он всегда воспевает в человеке прекрасные, благородные чувства.

Также как и опера, балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. И так же как в опере здесь бывают номера сольные и ансамблевые. Называют их по-французски: па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), па-де-катр (танец вчетвером).

Многие балетные правила были разработаны при дворе французского короля Людовика XIV. Он сам очень любил танцевать и даже исполнял роли в балетных спектаклях. Однажды король приказал собрать воедино все танцевальные движения, отобрать самые красивые и записать их. И с тех пор, в знак уважения к вкладу французов в развитие балета, танцоры всего мира пользуются французскими словами для обозначения балетных движений.

Присутствуют в балетной терминологии и итальянские слова, например, адажио (медленный лирический танец главных героев).

В балете различают два основных типа танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и харáктерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из них также может исполняться соло, ансамблем солистов или кордебалетом (массовый танец).

Костюмы являются важным элементом балетного спектакля. Они подчёркивают историческую эпоху, особенности характера персонажей, их роль по сюжету спектакля. Над эскизами костюмов работают театральные художники, которые создают также и декорации. Таким образом, в балетном спектакле возникает синтез многих видов искусства: живопись становится равноправной сестрой музыки и хореографии.

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижёру. Он не просто управляет театральным оркестром. Его работа помогает воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера-постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Так же как и другие музыкальные жанры, балет постоянно меняется, совершенствуется. Тот облик балетного спектакля, который существовал во времена Чайковского, дополняется новыми сценическими решениями, порой весьма неожиданными, смелыми и даже дерзкими.

Словарь музыкальных терминов

Балет – вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Адажио (Adagio) – в балете - медленная часть танца, сопровождающаяся музыкой напевно-лирического характера

Па - де - де́ (Pas de deux) — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и сольного женского танцев и совместной виртуозной коды.

 

Па - де - труа (Pas de trois) франц., букв. – танец втроём. Одна из разновидностей классического танцевального ансамбля, включающая трёх участников.

 

Гран па (франц. grand pas, буквально — большой танец), ансамблевый танец в балете с участием солистов и кордебалета, обычно является заключительным танцем акта или картины.

 

Классический танец (бывш. Академический танец) – это основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, но строго ограничено число групп движений: сгибать (plier), вытягивать (etendre), поднимать (releve), скользить (glisser), прыгать (sauter), бросать (elancer), поворачивать (tourner).


Харáктерный танец (в современном балете) – это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец может воспроизводить движения народных танцев или является способом раскрытия особого (например, карикатурного) образа или создания целого балета.

 

Д/З Кто кроме композитора, участвует в создании балета? Послушать музыку из оперы М И Глики " Иван Сусанин". Где встречаются балетные сцены.

https://www.youtube.com/watch?v=K-6gu8TsArE

https://www.youtube.com/watch?v=MFBedqIaFDc

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: