Таможенное дело в Российской Федерации основывается на таможенной политике Российской Федерации и представлено порядком и условиями перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, порядком взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внешней и внутренней политики России.
Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.
Россия стремится к активному международному сотрудничеству в области таможенного дела, которое развивается в Российской Федерации в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и других актов законодательства Российской Федерации, принятых в соответствии с Таможенным кодексом.
Организация управления в таможне осуществляется следующим образом. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в России, является Федеральная таможенная служба.
|
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы, которые являются правоохранительными и составляют единую систему, в которую входят:
Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
региональные таможенные управления Российской Федерации;
таможни Российской Федерации;
таможенные посты Российской Федерации.
Существуют также таможенные органы, направленные на развитие таможенной инфраструктуры. Так в составе региональных управлений существуют:
региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями;
региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений;
региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений;
региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
Все функции, выполняемые таможенными органами, в том числе и функции управления связаны с экономическими интересами России. Таможенные органы:
|
обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность России, которая является экономической основой суверенитета Российской Федерации;
защищают экономические интересы Российской Федерации;
применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные платежи;
участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
ведут борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, которое относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресекают незаконный оборот наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу;
ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику – товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
содействуют развитию внешнеэкономических связей;
осуществляют меры по защите нравственности населения, жизни и здоровья человека, по охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
|
осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов;
осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Существует ряд основных принципов, в соответствии с которыми организована государственная служба, в том числе и в таможне:
законность;
обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц;
подконтрольность и подотчетность нижестоящих органов и должностных лиц перед вышестоящими органами и должностными лицами;
внепартийность;
В таможенных органах не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Должностные лица таможни не должны быть связаны в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений с политическими целями.
равный доступ граждан Российской Федерации к службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
социальная защищенность;
стабильность службы.
Планирование деятельности таможенных органов осуществляется, исходя из плановых сумм, которые необходимо внести в бюджеты соответствующего уровня и в фонд развития таможни. Федеральная таможенная служба распределяет плановую сумму по региональным таможенным управлениям, а те, в свою очередь по таможням и таможенным постам.
На рис. 3 отображена доля наполняемости федерального бюджета РФ за счет деятельности таможенных органов.
Рис 3 – Доходы федерального бюджета в 2005 году за счет деятельности таможенных органов РФ в общей доле поступлений в федеральный бюджет
Как видно из рис. 2.1 таможенные органы РФ обеспечивают 69% дохода федерального бюджета. За 2005 год таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей, что составило 103 процента от планового задания.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году таможенных и иных платежей в доход бюджета перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше.
Товарооборот по оформленным таможнями Южного Таможенного Управления товарам в 2005 году составил более 35 млрд. долл., что на 47% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Физические объемы превысили объемы 2004 года на 9% и составили 121 млн. тонн. Наибольшие объемы оформляемых грузов обеспечивают Новороссийская (50%), Туапсинская (15%), Краснодарская (7,6%), Волгоградская (7,6%), Ростовская (7,4%) таможни.
В настоящее время таможни Юга России являются одними из основных бюджетообразующих источников. Таможенные службы принимают энергичные меры по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры региона, улучшению управляемости таможенной службы, повышению эффективности таможенного оформления и контроля, защите экономических интересов страны на юге России.
Исходя из плановых заданий, формируется структура таможенных органов. Можно выделить следующие типовые структурные блоки, существующие в таможенных органах:
1). Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам, состоящий из следующих подразделений:
отдел таможенной стоимости и валютного контроля;
отдел таможенных платежей;
отдел таможенной статистики и анализа;
отдел таможенной инспекции;
группа АСУ;
группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;
отдел бухгалтерского учета и контроля.
2). Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни, который включает в себя:
отдел таможенного оформления и таможенного контроля;
отдел нетарифного и экспортного контроля;
отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.
3). Правоохранительный блок под руководством заместителя начальника таможни по правоохранительной работе, который представлен:
отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;
отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;
отделом таможенных расследований;
отделом дознания;
отделом таможенной охраны;
юридическим отделом.
4). Кадровый блок под руководством заместителя начальника таможни по работе с личным составом, который объединяет следующие подразделения:
отдел кадров;
инспекцию по работе с личным составом;
отдел подготовки кадров;
отдел социального развития.
5). К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:
отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов;
автотранспортная группа.
Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.
В таможне, как правило, существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи.
Координация как функция управления играет важную роль в деятельности таможенных органов. Приведем следующие примеры.
Один из видов таможенных платежей – адвалорные таможенные пошлины – начисляются по ставкам, определенным в процентах от таможенной стоимости товара, то есть сумма адвалорной таможенной пошлины находится в прямой зависимости от таможенной стоимости товара. В результате получаем следующую взаимосвязь: для того, чтобы обложить товар адвалорной пошлиной, необходимы усилия двух отделов – отдела таможенной стоимости и валютного контроля, который осуществляет контроль таможенной стоимости, и отдела таможенных платежей, который начисляет и взимает таможенные платежи.
Отдел таможенной стоимости и валютного контроля осуществляет проверку фактов не поступления валютной выручки от экспорта товаров; если подобный факт подтверждается, участник внешнеэкономической деятельности несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом, а именно, платит штраф, сумма которого определена в процентах от суммы не поступившей валютной выручки. Для того, чтобы появилась возможность взимания штрафа, факт не поступления валютной выручки необходимо доказать в процессе таможенного расследования. Его производит отдел таможенных расследований, который выносит постановление по делу о нарушении таможенных правил. А сама процедура взимания штрафа отнесена к компетенции группы по работе с конфискатами и взиманию штрафов.
Многие отделы в таможне есть совокупность нескольких групп, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Например, отдел таможенной стоимости и валютного контроля представлен тремя группами: группой контроля таможенной стоимости, группой валютного контроля и группой проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности; отдел таможенного оформления и таможенного контроля включает в себя: группу приема и регистрации грузовых таможенных деклараций, грузовую группу, валютную группу, платежную группу, досмотровую группу.
По всем должностям таможни Федеральной таможенной службой устанавливаются свои квалификационные требования, которые отражаются в должностных инструкциях. Должностная инструкция к любой должности в таможне включает в себя общие положения, обязанности, права и ответственность должностного лица. Должностные инструкции разрабатываются под конкретную должность, так как должности одного и того же уровня, но включенные в состав разных подразделений таможни, отличаются спецификой самого подразделения. Должности одного и того же уровня, но уже в пределах одного подразделения, также имеют отличия, связанные с функциональными обязанностями лиц, занимающих эти должности.
Каждая должность в таможне имеет свое наименование. Все должности таможни можно разделить на три звена:
руководящее звено;
среднее звено;
низовое звено.
К руководящему звену относятся должности начальника таможни и заместителя начальника таможни.
Среднее звено представлено должностями начальника отдела, заместителя начальника отдела и главного инспектора.
Низовое звено включает в себя должности ведущего инспектора, старшего инспектора и инспектора.
Все вышеуказанные должности представлены по нисходящей шкале – от верхней ступени иерархии до ее низшей ступени.
Для должностных лиц таможни, как, впрочем, и любого другого таможенного органа, Таможенным кодексом вводится ряд обязательных ограничений, с которыми должностное лицо не может не считаться. Эти ограничения связаны с запретом на:
предпринимательскую деятельность, в том числе через посредников;
какую бы то ни было оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;
использование своего служебного положения для оказания не предусмотренного законодательством Российской Федерации содействия лицам и получение за это вознаграждения, услуг или льгот;
участие в управлении хозяйствующими субъектами, самостоятельно или через представителя;
организацию забастовок и участие в них.
Поскольку таможня – организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию.
Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год.
При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах.
Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности.
Служащие таможенных органов могут поощряться:
за успешное выполнение должностных обязанностей,
за общественно-полезные дела,
за проявление активности и инициативы,
за отвагу и высокий профессионализм,
за безупречную продолжительную работу.
Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:
объявление благодарности,
вручение ценного подарка,
выдача премии,
вручение почетной грамоты,
занесение в Книгу или на Доску Почета,
присвоение звания «лучший работник»,
нагрудный знак – отличник или почетный,
досрочное присвоение специального звания.
По содержанию различают меры морального, материального и смешанного поощрения: так благодарность – это моральное поощрение, премия – материальное, досрочное звание – смешанное.
За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.
Контроль деятельности таможенных служащих осуществляется, прежде всего, посредством аттестации.
Аттестация в таможне проводится только аттестационной комиссией. Работа по поиску путей совершенствования и самореализации сотрудника, исправления его ошибок осуществляется в таможне непосредственными руководителями, но аттестацией она не называется.
Основными задачами аттестации согласно Положения о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации являются:
формирование высокопрофессионального кадрового состава;
установление соответствия сотрудника занимаемой должности;
использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
выявление перспективы применения профессиональных и деловых качеств, способностей и возможностей сотрудника;
стимулирование роста профессионализма сотрудника;
определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудника;
обеспечение возможности передвижения кадров, формирование резерва кадров для выдвижения.
Основные принципы аттестации в таможне – это:
законность;
гласность;
коллегиальность.
Для определения аттестации приказом начальника таможни образуется комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 3-11 членов комиссии, которыми могут быть начальники структурных подразделений таможни, специалисты кадровых и юридических служб.
Проведению аттестации предшествует подготовительная работа. Ее организует начальник таможни, а осуществляют аттестационная комиссия и кадровые службы. Подготовительная работа включает в себя следующие мероприятия:
проведение разъяснительной работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения;
ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации, с Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
утверждение графика проведения аттестации;
подготовка необходимых документов на сотрудников, подлежащих аттестации.
По окончании аттестации сотрудника таможни комиссией может быть дана одна из следующих оценок:
соответствует занимаемой должности;
соответствует занимаемой должности при условии улучшения результатов службы и выполнения рекомендаций комиссии с прохождением повторной аттестации через год;
не соответствует занимаемой должности.
Помимо обязательной оценки в результате аттестации комиссия может также вносить различные рекомендации, указывая конкретные мотивы. Например:
о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе;
о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания;
о включении в резерв на выдвижение;
о назначении на вышестоящую должность;
о понижении в должности;
об освобождении от занимаемой должности;
о мерах по повышению деловой квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки, направленных на улучшение служебной деятельности сотрудника.
Аттестация сотрудников таможни проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
Заключение
Создание принципиально новой для современного российского государства таможенной службы – это уже свершившийся факт. И сейчас наступило время, когда решение задач ее дальнейшего развития уже нельзя обеспечить экстенсивными формами, свойственными начальному этапу становления. Необходимо применять интенсивные методы развития, в первую очередь, совершенствование функций управления таможенными органами.
Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач. Научные основы менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении таможенной системы России. За последние два года совершенствование планирования, прогнозирования, организации мотивации и контроля таможенной деятельности выделена в таможенных органах в разряд приоритетных направлений. И это – не случайно, поскольку без совершенствования кадровой работы, форм управленческой деятельности, повышения профессионализма, организованности и дисциплины невозможно решить задачи, поставленные перед таможенной службой страны.
Литература
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
2. Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации» (с изм. и доп.). М, 2005.
3. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: 2001.
4. Голубков Е.П. Менеджмент. М.: 2002.
5. Грачев Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. – М.: Экономика, 2004.
6. Кибанов А.Я. Менеджмент – наука управления. М.: 1997.
7. Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2004.
8. Мягин А.Н. Таможенное дело. «Логос-СПб», С-Петербург, 1994.
9. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ –- М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003, 687 с.