Из воспоминаний брата знаменитого тренера




Станислав Соловьёв

Позади Игры ХХХ Олимпиады 2012 года в Лондоне. После очередной поездки на соревнования брат позвонил мне из Минска и попросил приехать.

Через день он встретил меня на вокзале в Минске. Казалось, основные старты позади, впереди зима. Отдых. Ан, не тут-то было. Каждый день тренировки, чаще по две. Идёт интенсивная подготовка к Кубку мира в Глазго. Неудача на Играх в Лондоне осталась позади, казалось всё забыто, впереди новые вершины.

Целые дни напролёт велотрек, шоссе, решение финансовых, бытовых вопросов спортсменов. Но вечера наши – сидим, беседуем обо всём. Станислав мягко обходит тему неудачного выступления на Олимпиаде, но с удовольствием строит планы будущих побед. Вспоминаем родных, Эстонию, сравниваем велоспорт нашего времени, сорокалетней давности, и сейчас. Чувствую, как спокойно у него на душе, есть с кем скоротать вечер.

Неделя пролетела, я собираюсь домой в Питер. Обращаю внимание на пачку газет со статьями о нём и о спортсменах – его воспитанниках. Предлагаю попытаться изложить его жизнеописание. Он соглашается – забираю кипу газет.

...Начну издалека. Мы послевоенные дети, четверо в семье, три брата и сестра. Старший – Станислав, он всегда для нас младших был авторитетом уже в раннем детстве. Жили мы на хуторе в Эстонии, на полпути между Нарвой и Усть-Нарвой. Родители работали по обслуживанию только что построенного газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Насколько они были заняты на этой службе, я не помню, был слишком мал. Но помню, родители вели хозяйство, у нас была корова, домашняя птица, пчёлы, что-то росло на огороде. Это нам позволяло жить в то голодное время в достатке, и именно тогда, видимо, была заложена основа здоровья, позволившая, в будущем переносить большие нагрузки.

К 1955 году отец построил небольшой дом в районе совхоза «Нарва», в пяти километрах от районного центра. 1 сентября 1961 года Станислав пошёл работать на Прибалтийскую ГРЭС, учеником токаря. Он до сих пор с благодарностью вспоминает людей, научивших его не только токарному делу, но и многим жизненным премудростям. По пути на работу, как-то глядя в окно автобуса, увидел движущуюся группу велосипедистов. Это было необычно. Решение попасть в эту группу было принято бессознательно, сразу и твёрдо. Как показала жизнь, в велоспорт он пришёл навсегда.

Спортивная школа ДСО «Калев» находилась в здании при городском стадионе. (В 2010 году, когда я посетил Нарву, взору предстала плачевная картина. Здание почти разрушено, на футбольном поле трава с человеческий рост. Эта картина меня сильно удивила и огорчила. Показатель отношения к спорту в одной из стран ЕС.)

Он, как и все вновь пришедшие, зачислен в группу новичков, которая занималась ОФП.

Общая физическая подготовка включала в себя бег, лыжи, прыжковые упражнения, штангу и самое увлекательное – регби, как правило, на глубоком снегу. Впечатления незабываемые, все так с азартом играли и не замечали, как выматывались до невозможности. Заниматься ОФП брату не нравилось, но он с удовольствием бегал на лыжах. Хотя выполнял все задания добросовестно.

Пределом мечтаний был гоночный велосипед, на которых ездили те, кто принимал участие летом в соревнованиях. До первых весенних соревнований было далеко, а на велосипеде кататься хотелось. Станислав в отличие от всех остальных – работал. Собрав деньги, он купил уже через некоторое время велосипед «Турист». Были в то время такие велосипеды – уже не дорожные, но ещё не гоночные. На этом велосипеде он стал ездить и на работу и на тренировки. До работы в оба конца около 30 километров. К тренировочному процессу это было хорошее дополнение.

Пришла весна 1962 года, в начале апреля проводились ставшие потом традиционными соревнования «Первые ласточки». В них выступали все занимающиеся в спортивной школе и старались показать наилучший результат. Станислав стартовал в этих состязаниях на своём «Туристе» и занял общее третье место среди всех участников. После этого успешного выступления ему выдали гоночный велосипед.

Я помню, приехал Станислав домой на гоночном велосипеде, это было чудо. Мне он доверял чистить велосипед от пыли, я же кататься на велосипеде я ещё не умел.

Я бесконечно благодарен брату за то, что он привёл меня через какое-то время в спортшколу. Мне тогда было 12 лет.

Нам в жизни повезло. В спортивной школе работал по распределению выпускник института физкультуры им. П.Ф. Лесгафта Николай Ефимович Паршиков.

Именно Паршиков заложил основу в будущее Станислава. Научил профессиональному отношению к спортивной деятельности. Отношению к тренировкам, спортивному режиму, построению тренировочного процесса. Привил любовь к велоспорту. Прошли десятилетия, и Станислав превзошёл своего первого учителя. Он с теплом и уважением вспоминает первые уроки спортивной и тренерской деятельности, полученные тогда у молодого и неизвестного пока, но с большими амбициями ленинградского тренера.

Николай Ефимович Паршиков подготовил прекрасного гонщика Виктора Сухорученкова и был у истоков будущих побед Сергея Сухорученкова, олимпийского чемпиона 1980 года в Москве (оба брата, кстати, учились в техникуме на Обводном). И, конечно же, им была воспитана целая плеяда прекрасных велосипедистов, выступавших на высоком уровне. К сожалению, в новой России и Паршиков, и многие другие талантливые тренеры не востребованы и по сей день.

В Нарве, в период работы этого специалиста появилась группа гонщиков, которые стали успешно выступать на республиканских соревнованиях в Эстонии. В том числе и Станислав. Но Паршиков, к сожалению, через какое-то время, отработав положенное, уехал в Ленинград, и велошколу возглавил Дмитрий Горяев, самый старший из нас, но он трагически погиб.

В течение примерно года возглавлял секцию Станислав. Я помню 1964 год, он периодически уезжал на какие-то республиканские сборы и в то же время руководил тренировочным процессом. Мы активно готовились к командной гонке перед спартакиадой школьников Эстонии. Я уж не знаю, что такое особенное написал в плане подготовки к спартакиаде нам Станислав, уехав на сборы. Но мы, скрупулёзно выполнив этот план, выиграли командную гонку, проехав 25 километров за 34 мин. 42 сек. – это для нас и для того времени было невероятно, но факт. Мне было 14 лет, и с тех пор я в сборной Эстонии на всех сборах и соревнованиях. Эта победа сегодня вспоминается мной как прекрасный тренерский дебют Станислава. Помнит ли он сам о той маленькой, но знаковой победе?

Через какое-то время в Нарвскую спортивную школу приехал по распределению новый тренер, выпускник физкультурного института Герман Макашин. Он был, как мне казалось, теоретик, и весь тренировочный процесс строил по учебнику, с которым не расставался.

Я помню, как Станислав проводил с ним длительные дискуссии по поводу тренировочного процесса. Я мало что в этом понимал, являясь невольным свидетелем некоторых, этих порой жарких дискуссий. Но одно могу сказать, что таких ярких побед у нас не стало, и единственное что осталось у меня на всю жизнь – это боль в спине от непомерных нагрузок со штангой. Мне было 17 лет, и, в общем-то, без особой подготовительной работы мы приседали со штангой весом до 250 килограммов. Меня в какой-то степени спасло то, что я всё больше уезжал на сборы, в то же время это явилось основной причиной досрочного завершения моей спортивной карьеры. Но речь здесь не обо мне.

Вскоре Станислава призвали в ряды Советской Армии. Перед этим он выступал на многих соревнованиях республиканского и всесоюзного масштаба, финишировал пятым в групповой гонке на чемпионате СССР 1965 года в литовском Каунасе.

До того чтобы вновь сесть на велосипед, ему пришлось пройти курс молодого бойца в артиллерийской части Прибалтийского военного округа, где он овладел в совершенстве стрельбой из большой пушки. Только после этого Станислав был откомандирован в распоряжение рижского СКА. Для руководства клуба самой главной гонкой была многодневная гонка на первенство Вооружённых сил СССР. Гонщиков, не выполнивших задание на гонку, ждала командировка до демобилизации к «белым медведям» – имелось в виду прохождение дальнейшей службы в районе крайнего севера. Такая сложная психологическая обстановка, конечно, не способствовала росту спортивных результатов. Тем не менее, Станислав успешно выступал на всесоюзных соревнованиях, но особо громких побед не имел. Он отличался тем, что в шоссейных гонках, если группа приезжала компактно, на финише оказывался впереди, имея очень мощный финишный кусок. В недалёком будущем он переквалифицировался и стал выступать в спринтерских гонках на треке.

К сожалению, так получилось, что нам почти не пришлось выступать в соревнованиях в одной команде. Мне вспоминается наше совместное выступление на первенстве ЦС ФИС. За этой странной аббревиатурой скрывались спортивные коллективы военных заводов, так называемые «почтовые ящики» – секретные предприятия, работавшие на войну. Мы выступали за завод «Балтиец», находившийся в Нарве. Соревнования проходили в Днепродзержинске, на Украине. В групповой гонке перспектив победить индивидуально у нас было очень мало. Мы тогда решили перед стартом – если группа приедет компактно, то я раскатываю Станислава примерно за километр, и на последних метрах он финиширует. Надо сказать у меня был длинный скоростной кусок, а у брата чрезвычайно быстрый короткий финиш. План мы выполнили и победили. А ведь, индивидуально человек пять в группе было намного сильнее нас. Достаточно сказать, в индивидуальной гонке мы проиграли по минуте полторы победителю.

Сегодня только таким тактическим построением и одерживаются победы в шоссейных однодневных и многодневных гонках, выстраиваются поезда, развозят лидера как в спальном вагоне. 45 лет назад этот приём, мягко говоря, использовался не всегда.

Пока я служил в армии, выступая за спортивное общество «Динамо» (Таллин), Станислав демобилизовался и вернулся в Нарву, где вновь стал работать тренером и выступать в соревнованиях, как говорится, «играющим» тренером. В этот период, выступая за сборную Эстонии на чемпионате СССР в Тбилиси, он познакомился с тренером Арнольдом Артуровичем Бельгартом, – заслуженным мастером спорта, бронзовым олимпийским призёром, который посоветовал ему переехать в Ленинград, чтобы там тренироваться и выступать в соревнованиях и одновременно учиться в техникуме физкультуры. Предложение было очень неожиданное, и согласия Станислав не дал. Серьёзно к предложению не отнёсся и уже забыл о нём. Неожиданно Бельгарть приехал в Нарву и вновь рекомендовал переехать в Ленинград. Большой плюс этого предложения был в том, что можно было получить диплом техникума физкультуры – наличие диплома на тренерской работе никто не отменял.

На этот раз Станислав дал согласие. Обучаясь в техникуме физической культуры и спорта, он успешно выступал на соревнованиях разного уровня и, прежде всего, на велотреке – в спринте и гите на 1000 метров. Эти виды больше подходили и физиологически с учётом особенности и приспособленности организма к включению в работу в течение короткого времени. Способность брата эффективно финишировать из группы раскрылась с другой стороны и с новой силой. На шоссе он изредка принимал участие в критериумах.

Исключительность создавшейся ситуации в том, что в добровольном спортивном обществе «Трудовые резервы», как в Ленинграде, так и в других городах не было тренера специалиста по подготовке гонщиков-спринтеров. Станислав по самоощущению и по наитию сам готовился к соревнованиям и успешно выступал, как на чемпионате Центрального совета спортобщества, так и на всесоюзных состязаниях, где, как минимум, доходил до четвертьфиналов. А в гите на 1000 метров на Спартакиаде народов СССР он занял седьмое место. Его время в гите на 200 метров с хода 10,5 секунды спустя сорок лет считается довольно высоким. О своих результатах Станислав говорит неохотно. Есть понимание, что, несмотря на свою короткую спринтерскую карьеру после длительной шоссейной, он многого достиг, но не реализовал полностью себя в этом виде по ряду объективных причин.

…Учёба подходила к концу, три сезона, проведённых в Ленинграде, подошли к концу. Получив диплом преподавателя физического воспитания, в июне 1973 года Станислав уехал вновь в Нарву. Стал тренировать и «старожилов», и новичков. А вскоре его пригласили работать в Таллин. Ведь там действовал прекрасный по тем временам бетонный велотрек, один из лучших в СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: