ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПОДРОСТКОВ




Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

Предисловие

Выполняю просьбу коллег из Навашино. Размещаю материал о целеполагании. Но прежде… Однажды, на семинаре по профилактике асоциального поведения, участница семинара высказала негативное отношение к использованию интерактивных технологий в профилактике, сказав: "Ученики не хотят ничего делать, а вы тут игры предлагаете! И как это я разделю их на группы, они скажут, что не будут ничего делать?" Другая участница возразила: "Мне надо было разделить ребят на группы. Я купила конфет четырех видов (группы должно быть четыре). Мы сели пить чай, дети взяли конфеты, а после чаепития я попросила учеников собраться в группы по фантикам. Самим надо хотеть."

Немного теории

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. (Словарь по профориентации и психологической поддержке).

Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности человека, важнейшей характеристикой которой является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека.

Механизм возникновения умения человека формулировать цели своего действия - сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели.

Л.С.Выготский утверждал, что в переходном возрасте происходит становление целевой воли, которая надстраивается над более ранним механизмом воли – аффектом.

Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:

· прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения);

· деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением;

· опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация).

Потребность в осуществлении самостоятельного целеполагания формируется при организации ситуации заинтересованности с использованием приемов, являющихся составляющими методов эмпатии и смыслового видения. К таким приемам можно отнести обмен мнениями или тема-вопрос, составление словосочетаний, работа над понятием, подбор слов-ассоциаций, продолжение незаконченной фразы, ситуация яркого пятна, домысливание, вхождение в образ, обоснование сделанного правильного выбора, презентация своего мнения с помощью различных знаков, отсроченная догадка, удивление, метафорическая аналогия, поймай ошибку, проживание проблемной ситуации, парадокс.

Использование приемов способствует созданию эмоционального климата, особенностями которого являются ровные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, осознание возможностей в достижении успеха и преодолении трудностей, положительные эмоции от столкновения с эмоциогенным материалом, способствующим активному включению в деятельность целеполагания.

Постановка целей

Существенной частью любой формы занятий, или оказания помощи подросткам, является определение целей работы. Привлекая подростка к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет упорнее работать над целями, если это касается его собственных целей; если он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; если он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.

Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и величину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.

На что надо обращать внимание при постановке целей:

- цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируемые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет судить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу таким образом яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех;

- различайте цели на короткое время и цели на более длительное время;

описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, чтобы их можно было достичь за короткое время. Это действует стимулирующе как на подростка, так и на педагога;

- описывайте цели по возможности в терминах увеличения компетенции. Задача педагога вместе с подростком найти позитивно сформулированные изменения или формы поведения, которых хочет достичь подросток;

- цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в равновесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;

 

- лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;

- цели должны соответствовать интересам/правам ребенка.

В принципе, вначале цели согласовываются с тем, что является самым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевешивают, и вначале поставленные цели отражают эти интересы. При установлении приоритетов важны следующие моменты:

- степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);

- эффективность (способствуют ли они увеличению компетенции подростка);

- важность (насколько подростка беспокоят определенные проблемы);

- реализуемы ли цели и за какой срок;

- соответствие сильным сторонам подростка.

При выборе цели, над которой подросток сам хочет работать, педагог может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.

ПРАКТИКА

Карточки желаний и линия жизни.

Карточки желаний и линия жизни - это увлекательные методы, имеющие отношение к планам подростка на будущее и его идеалам. К этим методам можно прибегать, если педагогу нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к определенным тренировочным упражнениям, таким как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой, выбор образовательного учреждения, занятий по интересам.

Сделать карточку желаний - это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период.

Что бы ты хотел изменить в своей жизни?

Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время?

Представь, что ты волшебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь?

Что бы ты хотел в ней изменить?

Каковы твои планы на будущее?

Ответы записываются в карточку желаний.

Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменять свою жизнь или не видят возможностей внести изменения в свою ситуацию. Чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вызовом поставить на обсуждение линию их жизни.

Педагог проводит на доске горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая подростка, как он себе представляет свою жизнь в конкретном возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, педагог вместе с подростком далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний более близкого времени.

Пример. "Элла, представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно?.. А как ты себе это представляешь?"

 

Пошаговое целеполагание:

1. Четкая формулировка цели;

2. Записать эту цель;

3. Продумать и записать план действий, для достижения цели;

4. Сделать шаг первый, по плану;

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем;

6. При достижении цели, обязательно отметить и поощрить себя

 

Подробнее о каждом шаге:

 

1. Четкая формулировка цели:

- Главным и первостепенным является - определение цели, для этого нужно выделить время для себя, взять ручку и бумагу, сесть и записать витающие в голове мысли-желания, цели, чтобы было можно разобраться с приоритетной.

- Потом возьмите и разделите лист бумаги пополам, вверху листа напишите все направления и сферы вашей жизни, которые влияют на ваше ощущения и понимание гармоничной жизни. Например - семья, здоровье, учеба, хобби, деньги, т.д., но напишите не более 8 сфер.

В нижней разделенной части - нарисуйте круг и разделите его на сектора, по сферам, которые вы написали выше, которые следует подписать. На каждую линию, которая очерчена сфера - нанесите деления от 0 до 10. Поставьте оценку удовлетворенности на сегодняшний день, по 10 бальной шкале, на соответствующей линии. Затем соедините линии, посмотрите, что получится. Получился ли у вас равномерный круг или колесо вашей жизни? Теперь осталось придумать конкретную формулировку цели, со сроками, в позитивном русле.

2. После этого, как цель определена, запишите её. Всё, что вы не записали -так и останется в голове - мечтой, где она будет также далека, как и звезда. Обязательно записать!

3. Следующий шаг целеполагания - продумать и записать план действий, для достижения цели. Понадобится календарный план, в который вы впишите план, и в дальнейшем все остальные планы также.

4. Есть план, привязанный к срокам и календарю, необходимо сделать первый шаг. До тех пор, пока человек его не сделает, имеется в виду, конкретное действие, то можно считать, что человек, к своей цели не идет, а все еще пытается стартовать. Здесь важно запомнить, что пусть будет несколько фальц -стартов, чем человек погрязнет в усовершенствовании плана до бесконечности.

 

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем

6. И наконец-то, когда цель будет достигнута, человеку обязательно нужно отметить и поощрить себя, чтобы закрепился положительный эффект. Коллаж мечты.

 

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Ткаченко Валентина Тихоновна

кандидат психологических наук, доцент

РВУЗ Крымский гуманитарный университет (г. Ялта)

Цель предлагаемого тренинга – развитие умения определять цели и действовать в соответствии с ними.

Тренинг проходит в три этапа:

1. Актуализация цели (целеанализ).

2. Овладение целью (целесинтез).

3. Апробирование цели (целедействие).

На первом этапе участникам группы предлагается выполнить рисунок "Мой портрет в лучах солнца" с заданием:

напиши свое имя, а вдоль лучей напиши все хорошее, что ты о себе знаешь.

Упражнение 1. Это упражнение используется для того, чтобы помочь подросткам понять, на что им следует направить свои усилия для достижения выбранных целей.

1. Раздать каждому участнику копию рисунка "Карта моих целей" (Рис. 1).

2. Объяснить назначение "Карты целей".

Например, таким образом: эта карта может помочь составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель – это место куда вы стремитесь. "Остановки" на карте – это те места, которые вам придется посетить на своем пути.

3. Разбить участников на пары и попросить их обсудить, что бы они хотели получить в результате изменения своего поведения. Пусть каждый запишет это вверху рисунка рядом со словом "цель".

4. Собрать группу участников и спросить каждого, какую цель он себе выбрал. Когда они будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу.

Упражнение 2. В этом упражнении участники стремятся проиграть свои жизненные планы.

Постарайтесь не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти. Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы выводите их с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, какое

на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем лучше оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигните своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;

4) важно сформулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим

Упражнение 3. Цель этого упражнения – составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

1) Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддерживают и помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, вашей энергии на конец времени, которым вы располагаете, и т.д.

2) Попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из перечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще эта была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешно.

3) А теперь опишите, каким человеком вы должны были быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

4) Сформулируйте в нескольких тезисах, что мешает иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает?

5) На этом этапе надо для каждой из выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает иметь все то, к чему вы стремитесь. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизится к__ достижению вашей новой цели.

Упражнение 4. В этом упражнении необходимо научиться строить перспективу движения. Для этого рассмотрите список и установите приоритет для каждой цели. В колонке справа от списка желаний пронумеруйте цели в зависимости от их важности для вас. Расстановка приоритетов важна для определения, какая цель имеет для вас сейчас наибольшее значение и заслуживает приложения немедленных усилий, а какой из маршрутов может подождать до лучших времен.

Важна не только сама расстановка приоритетов. Этот процесс заодно сэкономит ваше время, деньги и нервы, поскольку некоторые цели должны быть достигнуты раньше других.

Теперь рассортируйте оставшиеся цели то трем категориям: долгосрочные, промежуточные и ближайшие. Обратите внимание на то, что промежуточные и ближайшие цели протягивают день за днем цепочку к вашей долгосрочной, может быть, жизненной цели. Они определяют дела на каждый день и действия, которые вы можете совершить на этой неделе.

Ближайшей целью может быть все, требующее для достижения от одного дня до одного месяца.

Вашей промежуточной целью может быть все, требующее для достижения от месяца до полугода.

Долгосрочной целью может быть все, требующее для достижения от полугода до года

Теперь, перечислив ваши цели и установив их очередность, вы приступаете к составлению эффективного плана действий

Описание цели. Опишите свою цель в позитивных терминах, будьте предельно конкретны. Определение цели в самой простой и ясной форме поможет вам в точности узнать, чего вы на самом деле хотите. Четкое описание – ваш первый шаг на пути к успеху. Перечислите все препятствия, которые могут встретиться на пути к успеху, например, недостаток умений,

негативные предубеждения, ваши собственные внутренние сомнения и т.д. Первое правило при любых затруднениях – хорошо изучить проблему. Установив, в чем камень преткновения, вы сможете выработать стратегию.

Стратегия. Выйдите на релаксационное расслабление, используйте свое воображение и творческие способности для выработки стратегии преодоления каждого препятствия, которое может вам повстречаться.

Конечная дата. Определив и уточнив стратегию преодоления препятствий, выберите дату, к которой вы должны достичь намеченной цели. Назначьте разумные сроки – пощадите себя. Назначив дату уже сегодня, вы придадите себе импульс для движения вперед. Лучше установить временной диапазон, а не крайний срок. Рассчитывайте добиться успеха к назначенному времени, однако оставьте временной запас, чтобы при необходимости можно было подкорректировать сроки.

Личное вознаграждение. Распишите, какое вознаграждение и какие преимущества вы получите, когда достигните успеха. Предвкушение удовольствий поможет вам повысить мотивацию и обрести решимость, необходимую для поддержки горячего энтузиазма. Вы избавитесь от склонности откладывать и мешкать и сможете эффективнее придерживаться своего курса к успеху.

Установите пусковой механизм. Подберите пусковое слово, фразу или действие, которое будет напоминать вам о маршруте.

Текущий отчет. Время от времени отслеживайте уровень своего прогресса в достижении намеченной цели. При необходимости скорректируйте, например, временные рамки. Разбейте свой путь к успеху на отрезки так, чтобы можно было легко заметить и оценить прогресс. Когда достигните цели, отметьте эту дату. Празднуйте! Отмечайте свои успехи.

Сохраните заполненную таблицу успеха и просматривайте ее каждый раз, когда вам понадобится повысить уверенность в себе или повысить мотивацию, добиться нового успеха. Достигая цели, отмечайте события. И вспоминайте свои успехи. Все будет о-т-л-и-ч-н-о. Празднуйте и наслаждайтесь своими достижениями.

Анкета достижения успеха. Скопируйте эту анкету на чистый лист бумаги и держите ее в папке для ежедневной проверки вашего прогресса:

Установление маршрута

Препятствия

Стратегия

Предполагаемая дата завершения

Личное вознаграждение

Пусковой механизм

Текущий отчет

Дата завершения

Дневник целеустремленного человека. Заведите дневник, где будете фиксировать все случаи, когда вы достигли цели.

Записывайте, когда и что произошло, благодаря кому и чему цель была достигнута, какие черты вашего характера

способствовали этому.

Формируйте уверенность в себе, которая вырабатывается за счет успешного выпонения трудных задач. Начать можно и с небольших дел, постепенно поднимая планку. Первым делом надо, конечно, решить, чего вы хотите добиться Выберите три цели, которых вы хотели бы достичь в течение ближайшего месяца. Пусть эти цели будут конкретными и выполнимыми.

После того, как первый шаг успешно сделан, наградите себя комплиментом, походом в кино, мороженым – тем, что вы, по вашему мнению, заслужили.__ Затем приступайте к следующему шагу. И так далее, пока не будет достигнута главная цель.

Насладитесь ощущением успеха. Громко похвалите себя за сделанное дело. После этого обратитесь к следующей цели, можно также подразделить ее и приступить к выполнению. Все, чего вы хотите в жизни, может быть разбито на более мелкие задачи и осуществлено шаг за шагом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: