Методические принципы современного урока:
- субъективизация (учащиеся выступают в качестве субъектов процесса обучения);
- метапредметность (нацеленность на формирование метапредметный умений);
- деятельностный подход;
- коммуникативность;
- рефлексивность.
Сравнительная характеристика традиционного урока и современного урока в условиях реализации ФГОС
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
|
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся) | Регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) | Познавательные (общеучебный комплекс компетенций) | Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность) |
1. Самопознание и самоопределение 2. Смыслообразование 3. Нравственно-этическая ориентация | 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Прогнозирование 4. Контроль 5. Коррекция 6. Оценка 7. Саморегуляция | 1. Общеучебные (формулирование познавательной цели, рефлексия, смысловое чтение и др.) 2. Логические (анализ, синтез, классификация и др.) 3. Постановка и решение проблемы | 1. Планирование учебного сотрудничества 2. Решение конфликтов 3. Постановка вопросов 4. Умение выражать свои мысли и др. |
Типология уроков
Традиционный урок | Современный урок |
Урок изучения нового материала; Урок совершенствования знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний; Комбинированные уроки; Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Урок открытия новых знаний; Урок отработки умений и рефлексии; Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) (призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие); Уроки развивающего контроля (проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ) |
|
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока;
- проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось);
- подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний;
- сообщение нового материала;
- решение учебной задачи;
- первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом);
|
- закрепление изученного материала;
- обобщение и систематизация знаний;
- контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом);
- подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели;
-домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Однако в современной методической литературе можно встретить и другую, более упрощенную схему структуры урока по ФГОС:
- мотивационный этап;
- деятельностный этап;
- рефлексивный этап.
Сегодня одним из главных инструментов педагога является технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Какиетребования предъявляются к современному уроку?
1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
2. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
4. Вывод делают сами учащиеся.
5. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
6. Времясбережение и здоровьесбережение.
7. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
8. Планирование обратной связи.