Профессиональный стандарт педагога. Аттестация педагогических работников




В настоящее время трудовое законодательство введено новое понятие – «профессиональный стандарт».

Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида профессиональной деятельности, а также требования к квалификации работников.

Профессиональный стандарт педагога разработан в соответствии с Приказом Минтруда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. N 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и Указом Президента РФ.

Зачем нужен стандарт?

- стандарт – объективный измеритель квалификации педагога; на основе стандартов разработана система аттестации педагогических работников.

- стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

- стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

 

Отличие профессионального стандарта педагога от квалификационных характеристик

 

Квалификационные характеристики Профессиональный стандарт
  1. Являются ведомственными документами   2. Основная единица описания – должность   3. Предъявляют требования к должностным обязанностям, знаниям и требованиям к квалификации   1. Формируется на основе мнения работодателей и профессионального сообщества 2. Основная единица описания – трудовая функция (набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда) 3. Предъявляет требования к трудовым действиям, умениям, знаниям, требованиям к квалификации

Содержание стандарта:

- Инвариант – знание предмета, владение ИКТ;

- Вариативная часть - личностные качества (мобильность, самостоятельность в принятии решений, готовность к переменам и др.), новые профессиональные компетенции (работа с одаренными учащимися, работа с девиантными учащимися, работа в условиях реализации программ инклюзивного образования и др.).

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности.

Основные задачи аттестации:

- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повысить эффективность и качество педагогического труда;

- выявлять перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школ;

- определять необходимость повышать квалификацию педагогических работников;

- обеспечивать дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников.

Нормативная основа аттестации – Закон РФ «Об образовании» (статья 49), Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах:

- обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности; такая аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью.

Основание для обязательной аттестации педагога – представление руководителя школы в аттестационную комиссию. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению школы, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Структура представления руководителя школы может иметь следующий вид:

- профессиональные и деловые качества педагога;

- прохождение педагогом повышения квалификации;

- сведения о результатах предыдущих аттестаций педагога;

- условия труда педагога и их соответствие современным требованиям:

- результативность методической деятель­ности педагога.

После того как педагог познакомится с представлением руководителя школы, он имеет право (если не согласен с этим документом) направить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием. Педагогический работник при аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с его педагогической деятельностью. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия: это может быть электронное тестирование в режиме online, решение ситуативных задач по проверке знания нормативных правовых документов или выполнение заданий по контрольно-измерительным материалам по учебному предмету в формате ЕГЭ.

По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из решений:

- работник – соответствует занимаемой должности;

- работник – не соответствует нанимаемой должности.

- добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории – пять лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия педагог может не проходить обязательную аттестацию.

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная - аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. По результатам аттестации педагогу может быть присвоена первая или высшая квалификационная категория.

Если педагог пожелает досрочно пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, он обращается в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через два года после установления ему первой квалификационной категории.

По результатам добровольной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

 

 

Основания для установления педагогическим работникам первой квалификационной категории при проведении аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных организаций

по должности «Учитель»:

- Качество знаний обучающихся по результатам школьного мониторинга

- Результаты участия обучающихся в олимпиаде школьников

- Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней:

а) заочные олимпиады;

б) конкурсы;

в) конференции научных сообществ;

г) выставки;

д) турниры;

е) соревнования

- Уровень образования

- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

- Знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности

- Владение преподаваемым предметом в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта

- Знание и использование информационно-коммуникационных технологий

- Участие учителя в инновационной или (до 01.09.2013 г.) экспериментальной деятельности, в том числе в дистанционной форме, в работе пилотных и стажировочных площадок

- Наличие целостного обобщенного педагогического опыта

- Наличие авторских материалов: авторских программ (имеющих внешнюю рецензию); методических разработок; публикаций; печатных изданий

- Участие в научно-практических конференциях, в работе ГМО, РМО, МО, секций, педсоветов; проведение открытых уроков, мастер-классов

- Общественная активность педагога: участие в экспертных комиссиях, предметных комиссиях, в жюри конкурсов, сопровождение педагогической практики студентов, руководство ШМО, РМО, разработка сетевых проектов

- Участие педагога в конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Нравственный подвиг учителя» и других официальных профессиональных конкурсах (кроме интернет конкурсов)

- Поощрения педагога в межаттестационный период (баллы не суммируются).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: